В статье авторы пытаются соотнести понятия «коррупция» и «национальная безопасность», необходимые для выявления взаимосвязи между ними и для определения направлений противодействия коррупции.
Ключевые слова: национальная безопасность, противодействие коррупции, эффективное противодействие.
В мае 2009 года президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым подписывается Указ «О Стратеги национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [2], которым были признаны утратившими юридическую силу ранее действовавшие указы Президента РФ, утвердившие Концепцию национальной безопасности России.
Стратегия не только определяла, что же такое национальная безопасность, но и содержала целый ряд других определений, например «национальные интересы Российской Федерации», «угрозы национальной безопасности», «стратегические национальные приоритеты» и другое. Согласно Стратегии национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [2].
А. П. Герасимов рассматривает национальную безопасность как симбиоз государственной и общественной безопасности, где государственная безопасность выступает средством, а общественная — целью определения и защиты жизненно важных интересов граждан [4].
Одной из реальных угроз для национальной безопасности и стратегических интересов России стала коррупция.
М. Е. Еникеев считает, что «коррупция — широкое распространение преступного образа поведения высокопоставленных должностных лиц, использующих исполнение возложенных на них государственных функций в целях личного обогащения и получения других личных преимуществ; получает развитие в условиях усиления бюрократии и наделения ее властными привилегиями, вывода ее из под социального контроля» [5]. Данная проблема считается одной из актуальных, поскольку разложение власти в условиях ухудшающегося экономического положения наряду с другими внешними и внутренними факторами способно существенно увеличить вероятность обострения социальных противоречий и привести к дестабилизации общества.
Понятие «коррупция» является одним из звеньев общей системы «государство». Под «государством» понимается союз людей, сплотившихся в единое и неделимое целое, целью установления системного общества, судебного порядка воплощения всеобщего закона и учреждения правомочных сил по улаживанию конфликтов между людьми и наказанию виновных. Оно представляет из себя один общественный организм, состоящий из ряда подсистем: политической, социальной, экономической, духовной, в каждой из которых зарождаются и развиваются противоречия вокруг основных ценностей (материальных и духовных). Именно некоторые из этих противоречий, в случае их обострений, ведут к формированию источников опасности не только и даже не столько для самой этой сферы отношений, сколько для безопасности государства в целом, для всей суммы жизненных интересов общества. Коррупция же усиливает данные противоречия, провоцирует конфликты и обострения во всех сферах общественных отношений.
В понятии «национальная безопасность» данная угроза практически не фигурирует, хотя должна. Коррупционная преступность не только угрожает государственному строю и экономическому развитию страны, но и порождает недоверие населения к политической власти. Государство становится международным изгоем [3]. Поэтому контроль и противодействие с коррупцией должны осуществляться как на законодательном уровне, так и со стороны населения, СМИ, общественных институтов [6].
Определение понятия «национальная безопасность» связано с многоаспектностью его понимания как особого обще социального и политического института. Именно из-за этого такая угроза безопасности как коррупция практически не усматривается. Надо полагать, что противодействие коррупции не так агрессивна и целенаправленна. Чтобы вести эффективное противодействие с ней, необходимо внести ее как одну из угроз национальной безопасности и безопасности в целом в законодательные акты. Считаем необходимым внести изменения в ФЗ от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ «О безопасности», указав в качестве одной из деятельности по обеспечению безопасности — противодействие коррупции.
Общество должно оказывать влияние на государство и его решения, должна формироваться группа людей, которые будут готовы к противостоянию коррупции, то есть возлагать на себя определенные издержки.
Взяткополучатели не должны быть сильнее и влиятельнее тех, у кого они вымогают их. В свою очередь многогранность понятия безопасности как родовой категории, и неприменение единого подхода к уяснению его сущности и содержанию, зачастую создает проблемы в правоприменительной практике.
Итак, прежде чем вести противодействие в отношении коррупции, необходимо прийти к единому мнению в определении термина «безопасность», «национальная безопасность», выделить сферы, в которых безопасность осуществляется, а также меры, предназначенные для этого. Тогда в действующем Федеральном законе от 28 декабря 2010г. № 390-ФЗ «О безопасности» [1] также будет присутствовать профилактика и противодействие коррупции. Анализируя комплексы мер по противодействию коррупции, выразилась действенная система антикоррупционного регулирования государственной гражданской службы, которая находится на этапе формирования и в настоящее время; потребности унификации правоприменения требуют формирования универсального терминологического аппарата, чего в настоящее время не наблюдается, и что является предпосылкой для нивелирования эффективности повсеместных антикоррупционных мер; обеспечение эффективности (в особенности административного регулирования) противодействия коррупции в сфере государственной гражданской службы требует большой информационной открытости, для целей содействия организациям гражданского общества в контроле за исполнением антикоррупционной повестки.
Коррупцию необходимо считать новой теоретической концепцией и частью элемента безопасности Российской Федерации. Она является рядом корыстно мотивированных противоправных действий или бездействия специального субъекта, направленное на нарушение национальной безопасности государства. При этом любые законы должны проверятся на предмет эффективности, как это предлагается в науке, с учетом безопасности.
В конечном итоге, понятие «противодействие коррупции» не в полной мере раскрывается в административном праве, так как в настоящее время превалируют меры уголовного права, перед мерами профилактики. Коррупция — одна из угроз безопасности страны, хотя в составляющую понятия «национальная безопасность» как одна из угроз не включена. Данное упущение ведет к ее процветанию и к снижению эффективного противодействия, что влечет за собой нарушения во всех сферах жизни. Понятие «коррупция» является одним из противоречий звеньев понятия «государство», его составляющей. Национальная безопасность государства ориентирована на предотвращение и недопущение нарушения работы его подсистем. Отсюда следует, что «коррупция» является именно тем, на что обращено противодействие государства. Поэтому понятие «коррупция» и «национальная безопасность» противоположны, но одновременно находятся во взаимосвязи друг с другом.
Суммируя вышеизложенное, в контексте итоговых обобщенных выводов о системе противодействия коррупции и оценки перспектив ее развития, представляется целесообразным указать следующее: для объединения всех видов коррупции, разработан и введен в науку новый подход к определению понятия «коррупция» для выявления угроз для государства; проанализирован комплекс мер обеспечения безопасности в теории и в праве, для улучшения мер профилактики; рассмотрено место и значение коррупции в системе обеспечения безопасности России, как одного из звеньев национальной безопасности.
Литература:
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности»// СЗ РФ. 2011. № 1. Ст.2; 2015. № 41 (часть2). Ст.5639.
- Указ Президента РФ от 12.05.2009г.№ 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020года»// СЗ РФ. 2009. № 20. Ст.2444 (утратил силу).
- Амаран А. А. Проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе // Вестник магистратуры. 2021. № 2–2 (113). С. 24.
- Васильев А. И. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение/ А. И. Васильев, В. П. Сальников, С. В. Степашин. СПб., 1999.
- Еникеев М. И. Энциклопедия. Юридическая психология// Приор. 2001. С.97.
- Российский институт стратегических исследований. URL:http://riss.ru/analitycs/27900/(дата обращения: 31.05.2022г.)