В психологии, как науке, существуют и успешно применяются на практике классические методы, техники, методики, практики психодиагностики и психокоррекции, применяемые психологами при консультировании клиентов, обратившихся за помощью. Инструментов, помогающих психологу в работе, становится все больше, а проводить консультации и диагностику клиентов с их помощью стало не только захватывающе интересно, для всех участников процесса, но и бесспорно эффективно. Очень популярны специалисты, владеющие техниками гештальт-терапии, сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, биопсихосоматики Германской новой медицины, когнитивно-поведенческой терапии, МАК-терапии, системно-родовой терапии, регрессо-терапии, лого-трапии и т. д. Это очень действенные и очень мощные направления при работе с клиентами любых возрастов и с любыми запросами.
Именно с выявлением запроса у клиента, как и у психолога чаще всего бывают сложности при консультировании. На поиски запроса, изменение его, уточнение и нахождение истинного запроса, той самой глубинной проблемы, может понадобиться ни одна сессия. Связано это с тем, что посыл клиента в виде «я хочу, чтобы…», как правило, не соответствует истинному запросу, с которым нужно работать для исправления ситуации или жизненной проблемы. Бывает и такое, что человек не знает, чего он вообще хочет. Ему просто плохо, и он пришёл за помощью.
Безграничные возможности воображения и способности человека мыслить метафорами и ассоциациями, натолкнули меня на мысль по созданию еще одного метода психодиагностики и психокоррекции. Назвала я этот метод «стихотерапия».
Суть методики заключается в том, что анализу подвергается то или иное стихотворение, ни с точки зрения его художественной, лингвистической, поэтической или культурной значимости и ценности, а с точки зрения вложения в поэтические строки авторских (или клиентских) мыслей, эмоций, чувств и действий, т. е. глубинного мысленно-эмоционального содержания.
В момент творчества, созидания чего-либо, в нашем случае написание стихов, сила мысли человека концентрирует внутри себя именно те чувства, эмоции, ощущения, действия, которые проявляются в виде строчек на бумаге. В результате, все это высвечивает истинную проблему (запрос), отражая внутреннее состояние человека в «оголенном виде». Оголяется именно та болевая точка, с которой и надо работать.
Возникает резонный вопрос — а, что делать тем, кто сам не пишет стихи. Но читать-то вы умеете, не так ли? В этом и заключается особенность этого метода.
Любой вид творчества связан с чувственно-эмоциональной ассоциативной частью человеческого восприятия окружающего мира. Слово — это триггер, внешний стимул, провоцирующий фактор, «спусковой крючок», который обостряет негативный опыт, явление, событие, старую травму и запускает болезненную реакцию. Как правило, человек, создающий или читающий то, или иное произведение, ассоциирует себя либо с автором, либо с героем этого произведения.
Прочитать можно целый сборник стихов, но запомнятся, отрикошетят или срезонируют и останутся в памяти только те стихотворные строчки, которые заденут за душу, за больное место в ней. Наша душа разговаривает с нами через чувства, эмоции и ощущения. Этот разговор может быть самым плодотворным и кратчайшим путем в поисках не только причин различных проблем, но и нахождения решения последних.
Предлагаю опробовать этот метод на практике. Итак, проведем психодиагностику и продумаем способы психокоррекции автора следующих строк:
Для тебя я крашу губы.
Для тебя подвожу глаза.
Для тебя не хочу быть грубой,
Когда давит обиды слеза.
Для тебя я пеку пироги.
Для тебя сочиняю стихи.
Для тебя не сверну с дороги,
Как бы ни были дни лихи.
Для тебя хочу быть стильной.
Для тебя могу горы свернуть.
Для тебя стараюсь быть сильной,
Когда боль разрывает грудь.
Для тебя, для тебя, для тебя.
Эта фраза звучит канонадой.
Ой, забыла спросить тебя.
А тебе-то всё это… надо?
Первое, общее впечатление от прочитанного :
– беззаветная преданность, самопожертвование, любовь.
Мысли и установки автора пронизывающие все стихотворение:
– «мне ничего не надо, лишь бы у тебя все было хорошо»;
«Для тебя, для тебя, для тебя».
– «нужно быть сильной, стойкой»
«не сверну с дороги»,
«стараюсь быть сильной»
«могу горы свернуть»
– « нужно нравиться, нужно быть доброй, внимательной, ласковой»
«хочу быть стильной»
«не хочу быть грубой»
– «а вдруг я ему не нужна?»
«А, тебе-то всё это… надо?»
Чувства и эмоции автора, доминирующие в отношениях:
– обида — «когда давит обиды слеза»;
– страх потери — «как бы ни были дни лихи» (лихие дни ассоциируются со страшными временами;
– боль, страдание — « когда боль разрывает грудь»,
– тревога — «Для тебя, для тебя, для тебя.
Эта фраза звучит канонадой».
Ощущения автора, указывающие на его самочувствие в моменте «здесь и сейчас»:
– ощущение опасности, безысходности, бега по кругу;
– восприятие своего партнера или ситуации, связанной с ним, на бессознательном уровне, как потенциальную угрозу, т. к. слово «канонада» ассоциируется с пушечным выстрелом, артиллерийскими залпами, громовыми раскатами
«для тебя, для тебя, для тебя.
эта фраза звучит канонадой»;
– ощущение неуверенности в себе, в своей нужности и значимости-
«Ой, забыла спросить тебя.
А тебе-то всё это… надо?»
Действия автора, указывающие на истинные причины внутреннего состояния
– отрицание собственных желаний и потребностей:
Для тебя я крашу губы.
Для тебя подвожу глаза.
Для тебя я пеку пироги.
Для тебя сочиняю стихи.
– отказ от собственного «Я» (как личности), заниженная самооценка, обесценивание себя ради другого человека.
Для тебя не хочу быть грубой,
Когда давит обиды слеза.
Для тебя не сверну с дороги,
Как бы ни были дни лихи.
Для тебя стараюсь быть сильной,
Когда боль разрывает грудь.
Причинно-следственная цепочка:
обида, страх потери, душевная боль от каких-то переживаний (возможно потерь), страдание, тревога — обесценивание себя ради другого человека, заниженная самооценка, отказ от собственного «Я», собственных желаний, потребностей, потеря себя как личности.
Предварительный диагноз: Психоэмоциональная зависимость, патологическая привязанность к предполагаемому объекту.
Мы не можем знать точно, с каким запросом может обратиться к психологу автор этих строк, или человек, прочитавший это стихотворение и испытавший те же эмоции и чувства, которые вложил в него автор, но можем предположить, что появление существенного изменения в тексте этого стихотворения только двух строчек –
«Ой, забыла спросить тебя.
А, тебе-то всё это… надо?»
на другие две строки –
«Ой, забыла спросить СЕБЯ,
А, МНЕ-то всё это… надо?», — будет говорить о глубоко проделанной работе психолога и клиента по приобретению своего «Я» и возвращению клиента к себе, как к личности.
Для проведения более глубокого и детального анализа причинно-следственной цепочки рассматриваемого случая можно использовать еще дополнительные методы. Для проработки и поиска причин обид, страхов, тревожных состояний, идентификации личности очень эффективными будут МАК (метафорические ассоциативные карты) и техники системно-родовой терапии. В поисках и анализе смысла существования, для нахождения себя как личности и реализации найденного смысла в жизни, может помочь еще один психотерапевтический метод — лого-терапия. Все будет зависеть от компетентности психолога и желания клиента.
Качественная работа, всегда дает хороший результат.
Литература:
- Стихотворение «Для тебя», — автор — Анна О., публикуется впервые. Г. Москва 29.07.2022г.