В статье уделяется внимание развитию преподавания предмета информатики и, следовательно, информатизации образования. Одна из главных причин состоит в том, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, строить информационную модель исследуемого процесса, и эффективно использовать новые информационные технологии. Развитие детей школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики.
Ключевые слова: информатика, образование, информационные технологии, школа, информационная среда.
Информатика — это комплексная, техническая наука, которая изучает и систематизирует законы и приемы создания, сохранения, воспроизведения, получения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними.
Предмет информатики — это:
А) язык программирования;
Б) устройство робота;
C) способы накопления, хранения, обработки, передачи информации;
D) информированность общества [1, с. 1].
В текущих реалиях развития способов для приобщения школьника к миру информатики немало. На наш взгляд, курс информатики предоставляет учителю дополнительную возможность общения с детьми и развития их способностей. Многообразие подходов к изучению данного предмета является положительным в том отношении, что каждый конкретный учитель в зависимости от уровня развития класса, направленности обучения, технической базы имеет возможность выбора.
Все имеющиеся направления преподавательского курса информатики характеризуют с различных сторон процесс информатизации школьного образования. Данные направления не являются изолированными и взаимно проникают друг в друга. Каждый учитель, взяв за основу одно из направлений курса информатики, обязательно касается вопросов всех остальных. В связи с этим, мы считаем, что учителю необходимо разбираться и уметь судить о целях и задачах направлений педагогического курса информатики в школе. Задача современного учителя в получении соответствующей информационной подготовки, дающей возможность выбора формы приобщения школьника к информатике как науке [2, с. 150].
В настоящее время главным трендом в школьном образовании является ее цифровая трансформация. Помимо качественных изменений в образовательной среде должны меняться цели и продукты образовательной системы. Одним из многих изменений в сфере образования является преподавание информатики в школах с первого класса.
Еще один значимый компонент современного человека связан с его алгоритмическим мышлением. Алгоритмическое мышление всегда признавалось важнейшей когнитивной составляющей разума. В цифровой век обозначилось требование к его формированию со школы, непрерывно до высокого уровня, с применением цифровых технологий.
Таким образом, одними из целей цифровой трансформации образования можно определить формирование и развитие у школьников вычислительного, структурного, интуитивного и алгоритмического мышления.
В последнее время происходит существенная интеллектуализация и роботизация научной, познавательной и учебной деятельности обучаемых. Возникает необходимость развития подходов, обеспечивающих не только передачу ученику сообщений учебного характера, но и опыта путем «копирования» структуры мышления, к примеру, в формате ментальных схем. Важность ментального подхода заключается в возможности резкого повышения эффективности образовательной деятельности обучающегося за счет интеграции естественного и искусственного разума. Традиционные способы обучения, включая инновационные методы e-learning, используют модель черного ящика. Образовательное воздействие на ученика осуществляется вслепую с целью формирования в нем планируемых и желаемых способностей, знаний, умений и навыков. Наряду с этим, моделирование и построение ментальной структуры и механизмов мышления позволяет рассматривать взаимодействие с обучаемым с позиций «прозрачного ящика». В этом случае процесс обучения можно свести к формированию у ученика требуемых ментальных структур и диагностировать их качество визуально с помощью цифровых инструментов.
Следует отметить, что стремительное и широкое распространение «цифры» в обществе обуславливает необходимость скорейшей и эффективной цифровой трансформации образования. Процессы цифровизации образования сталкиваются с трудностями, связанными с необоснованными обновлениями средств и методик электронного и дистанционного обучения в традиционных методических системах, неготовностью педагогических кадров к профессиональной деятельности в новых реалиях, трудоемкостью и большими материальными и интеллектуальными затратами. В этой связи представляют интерес инновационные подходы, позволяющие достигать большей результативности цифровой трансформации образовательного процесса.
Основная цель работы педагога в обучении информатике — это обозначить контуры ментального подхода, развивающего и дополняющего принципы современной дидактики при цифровой трансформации образования, и обеспечивающего обновление средств и методов обучения с помощью ментальных технологий для развития у обучаемых их вычислительного, структурного, интуитивного и алгоритмического мышления [3, с. 6].
С точки зрения готовности педагогов к использованию инструментов онлайн-образования полученные данные показали, что большинство имеют опыт и готовы к использованию как локальных систем управления обучением (LMS), так и популярных платформ. Безусловно, на это повлияла ситуация вынужденного дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19, однако с позиции развития цифровизации образования данный тренд нельзя не отметить как положительный.
При этом среди факторов, мешающих педагогам осуществлять полноценное и комфортное онлайн-обучение, большинство опрошенных указало на то, что на существующих и доступных им онлайн-платформах форма и содержание учебных материалов не всегда соответствуют потребностям и запросам современного поколения. А в условиях интенсивного педагогического процесса немаловажным оказалось и отсутствие систематизированных средств онлайн-обучения (большое количество разнообразных ресурсов, вызывающий значительные временные затраты на поиск, анализ и отбор наиболее подходящих).
Полученные данные позволили зафиксировать и наиболее острые запросы педагогов, связанные с реализацией полноценного онлайн-обучения. Так наиболее результативной и востребованной формой организации сетевого педагогического взаимодействия является смешанное обучение. При такой организации образовательного процесса превалирующая часть учебной деятельности организуется асинхронно путем самостоятельной работы обучающихся с цифровым контентом. Далее предполагаются кратковременные синхронные сессии с участием педагога и участников учебной группы или в режиме индивидуальных консультаций по видеоконференцсвязи. То есть создаваемая платформа должна обеспечивать возможности распределения учебного времени по указанной модели. Среди наиболее востребованных типов цифрового образовательного контента были педагогами обозначены средства обучения.
На основании вышеизложенного, за прошедшие годы независимости в стране по курсу «Школьная информатика» издано немало школьных учебников и программ. Однако вопросы: чему учить, как учить, когда учить и кому учить остаются актуальными и по сей день. Информатика не случайно является метапредметной дисциплиной в школе, инструментом познания, языком общения и описания результатов, а компьютер — необходимым инструментом в организации многообразной информационной деятельности учащихся.
Литература:
- Барвенов С. А. «Предмет и основные понятия информатики». 2001.
- Пащенко О. И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.
- Пак Н. И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования. Научно-практический рецензируемый журнал «ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ». Том 25. № 5. 2021.
- Ломаско П. С., Симонова А. Л., Бархатова Д. А., Хегай Л. Б. Проектирование платформы дополнительной предметной подготовки школьников на основе профессиональных запросов педагогов. Научно-практический рецензируемый журнал «ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ». Том 25. № 5. 2021.