Целевая аудитория: родители детей дошкольного возраста с дизартрией.
Организаторы и ведущие мероприятия: учитель-логопед, воспитатель.
Оборудование: столы и стулья по количеству гостей, интерактивная доска (или проектор), презентация PowerPoint, материал для игр (кукла, карточки), дерево и яблоки для рефлексии.
Предварительная работа: логопедическое обследование детей, индивидуальное консультирование родителей по результатам обследования, онлайн-консультирование по запросам родителей.
Цель мероприятия: расширить представления родителей воспитанников в вопросах организации коррекционно-педагогической работы с детьми дизартрией.
Задачи мероприятия:
- Установить партнерские и доверительные отношения с родителями воспитанников.
- Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей с дизартрией, объяснить важность своевременной коррекции данного нарушения.
- Обогатить представления родителей об использовании игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами на одну тему, которая позволит вам расширить свои представления о речевом развитии детей, нарушениях речи у дошкольников.
Предлагаю вам узнать тему нашего мероприятия следующим образом:
Правильно, коррекция.
А теперь второе слово, оно обозначает одно из речевых нарушений.
Правильно, это дизартрия! Вы когда-нибудь слышали о таком речевом нарушении.
Ответы родителей: Да, нет.
Дизартрия — это расстройство речи в целом, а не затруднение в произношении отдельных звуков, в следствии недостаточной иннервации органов речевого аппарата: связок, языка, мышц мягкого неба, губ, дыхательных и лицевых мышц. Это заболевание может иметь свои последствия в виде нарушения письменной речи, чтения и поведения.
Дизартрия проявляется в нечленораздельности речи, когда человек произносит слова нечленораздельно, как будто с «набитым ртом», может появляться гнусавость, как при гайморите, произношение слов по слогам с периодическим их проглатыванием, нарушения ритма речи.
Дизартрия сопровождается повышенным тонусом мышц речевого аппарата, что вызывает быструю усталость. Также может возникнуть и обратное — гипотония, при которой становится вялым язык, губы, щеки, повышается слюноотделение.
При дизартрии страдает произношение всех звуков, в том числе и гласных, а также происходят нарушения речевого дыхания, которые влияют на интонации и громкость речи.
В логопедии дизартрия подразделяется по принципу выраженности симптомов и понятности речи для слушателей. Таким образом, специалисты выделяю 4 степени заболевания.
1 степень — стертая дизартрия. В этом случае симптомы почти не наблюдаются и в большинстве случаев выявить их может только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте около 5 лет. Симптомами стертой дизартрии могут быть: проглатывание или искажение слогов и звуков, плохая дикция, в целом невыразительная речь.
2 степень дизартрии (типичная) — когда дефекты произношения хорошо заметны, но речь остается понятной для слушателя.
3 степень (тяжелая) — речь существенно нарушена и доступна для понимания только близких
4 степень — сильные нарушения речи — полное непонимание окружающими или абсолютное отсутствие.
Сегодня мы уделим внимание дизартрии, в частности использованию игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией. Почему игры?
Игра — это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.
Игра позволяет создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.
Сегодня мы с вами попробуем поиграть в те игры, которые мы приделаем для детей с дизартрией в коррекционно-педагогической работе.
Все игры демонстрируются логопедом, выполняются родителями
Для развития физиологического дыхания можно предложить детям игру «Поиграем животиками».
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох — 1,2,3 и выдох — 1,2,3 или музыкальные звуки (до — ре — ми- вдох, ми — ре -до — выдох) от трех до семи раз подряд.
Для развития речевого дыхания предлагаем игру «Назови по порядку».
Детям предлагается сосчитать игрушки или предметы на картинке — «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам можно предложить перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
«Плакса» — зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» — надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» — приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» — оскаливание зубов.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т. д.
Для развития артикуляционной моторики проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
«Прятки» — чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов.
«Вкусное варенье» — круговое скользящее движение языка по губам;
«Футбол» — движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки.
«Язычок сердиться» — упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Для развития тембра голоса используем игру «Успокой куклу».
Дети сидят на стульях и держат в руках кукол. Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить — спеть колыбельную песню. Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни. Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.
Для развития умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения предлагаем игру « Большие ноги шли по дороге».
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «ТОП — ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ»
Для развития ритма речи предлагаем игру «Выдели слово».
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе. Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво». Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе: «МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво. Если ярко написана цифра — «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: «Мы УЧИМСЯ говорить красиво». Если на карточке ярко написана цифра «3» — это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить». То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать. И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» — фразу надо произнести с ударением на четвертом слове. «Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.
Для развития мелодики интонационной композиции речи предлагаем игру «Узнай по интонации».
Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
удивленного — Ах! Ах! Ах!
больного — Ох! Ох! Ох!
веселого — Эх! Эх! Эх!
недовольного — Ай! Ай! Ай!
испуганного — Ой! Ой! Ой!
сердитого — Ай –я — яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает. После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.
Рефлексия
Перед вами дерево, разделенное на три части:
Нижняя часть — значит, все было плохо, неинтересно, многое не получалось.
Средняя часть дерева — не всегда было интересно, в целом с заданиями справился.
Самая верхняя часть дерева — было все очень интересно, легко, уверен в своих силах.
Поэтому каждый по очереди подходит и прикрепляет яблоко в нужную часть и объясняет свой выбор.
Участники подходят к дереву, берут яблоко, располагают его на определенном уровне, аргументируют свой выбор
На этом наше мероприятие подошло к концу. Благодарю за внимание и активное участие.