Детская игра — воспитатель нравственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (426) август 2022 г.

Дата публикации: 05.08.2022

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Елецкая, Н. М. Детская игра — воспитатель нравственности / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94306/ (дата обращения: 16.11.2024).



А. С. Макаренкописал: «Вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудь досадных происшествиях… Если же происшествий нет… О проблемах воспитания не вспоминают». Отсюда следует, что воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.

Известно, что некоторые дети, играя часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей — получить роль, игрушку. Говорить ребёнку: «Не играй с Петей, потому что он дерётся» — малоэффективно. Петя ему нравится, и он всё равно будет с ним играть. Но как же уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними воспитательными беседами о справедливости в отношении детей достичь трудно. Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками педагога, особенно в играх, научить их соблюдать правила, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и таким образом влиять сообща на поведение всех детей группы.

Прежде всего мы обратили внимание ребят наиболее частые причины, по которым возникают ссоры. Исследователи детских взаимоотношений (С.Н Карпова, В. Г. Нечаева, С. Г. Якобсон, Л. В. Артёмова и др.) отмечают, что это ссоры из — за распределения ролей, игрушек, выбора темы игры, её сюжета, нарушения общепринятых норм поведения в процессе игры, неумения разобраться в возникших конфликтах самостоятельно. Для этого необходимо использовать определённый набор правил, чтобы помочь ребёнку освоить нравственные нормы общения. Научить видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре означает научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Мы научили ребят использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника. Теперь они сами могут оценить отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя. Опираясь на то, кто как соблюдает правила взаимоотношениях в играх, дети составили самостоятельно мнение о других ребятах. Единая оценка всех детей по отношению к конкретному поступку или сформированное мнение группы позволило объективно и благотворно влиять на каждого члена группы. Кому захочется играть с несправедливым товарищем? Лучше взять в партнёры для игры того, кто доброжелателен — эти качества ребята научились оценивать. Так складывались новые игровые группы, где справедливость становилась нормой отношений.

Учитывая, что хорошие и плохие поступки видны со стороны, мы составили рассказы об играх в детском саду, где ярко показали ситуации нарушения нравственных норм. Всё услышанное было понятно, в подобных ситуациях приходилось бывать нашим воспитанникам. В то же время мы тактично не затрагивали поведение конкретных ребят, которые обижали товарищей. Кроме того, рассказ давал образец для подражания положительным поступкам буквально в сегодняшней игре, ведь многие эти проблемы возникают тут же, только ребята начнут играть. В игре дети упражнялись, закрепляли правила, с которыми только, что познакомились, наблюдали как их выполняют другие дети. Каждый ребёнок стремился соблюдать правила, ведь кому хочется быть похожим на отрицательных персонажей рассказов. На этапе усвоения правил воспитатель участвовал в играх ребят, помогал руководствоваться правилами. После игры обязательно говорили о том, как играли, кто правильно поступал, а кто был похож на отрицательных героев, с кем приятно играть, а с кем выходят только ссоры. Дети указывали причину, почему это происходит. С каждым днём игры ребят становились интереснее потому, что не возникало ссор, повышался общий нравственный уровень отношений детей. Но были и такие, которые не хотели считаться с правилами игры, продолжали конфликты, за что каждый раз получали осуждение детей. Ребята тут же реагировали на нарушения и не хотели играть с ними. Теперь уже вся группа была регулятором взаимоотношений.

Усваивая правила, дети часто будут жаловаться взрослым о нарушении правил товарищами. Жалуясь ребёнок будет говорить о том, что он запомнил правило, а кто-то его нарушает. Воспитателю нужно внимательно отнестись к таким сообщениям и использовать их для бесед о поведении сверстников.

Для того, чтоб дети быстрее усвоили правила игры и правила поведения в игре рекомендуем использовать средство художественной выразительности: это поучительные беседы по картинкам, чтение детской художественной литературы, слушание и пение песен. Очевидно, что через наглядные примеры и художественное слово детям будет легче понять и принять правила игры, взаимодействовать непринуждённо и дружелюбно в игре, соблюдая правила культуры поведения.

Опираясь на свой педагогический и практический опыт в работе по данному направлению, мы составили ряд упражнений на закрепление правил культурного поведения в игре. Приведём несколько примеров:

Младшая группа

Правило «Не бери игрушку без спроса у товарища».

Ситуация «Как Петрушка и Матрёшка играли»

Воспитатель разыгрывает ситуацию: Матрёшка играет с петушком, поёт песни, подбегает Петрушка и вырывает у неё петушка. Матрёшка плачет, а Петрушка весело играет с петушком.

Воспитатель спрашивает: «Почему Матрёшка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите, дети, ему исправить свою ошибку. Запомните важное правило: «Не бери без спроса игрушку у товарища».

Ситуация «Волшебные слова».

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель спрашивает: «Хотите поиграть с игрушками? Подумайте, с какой игрушкой вам хотелось бы поиграть, но в руки её не берите. Пусть это будет ваш секрет. А я этот секрет попробую отгадать. Сейчас я раздам игрушки, а вы сидите тихо, не выдавайте свой секрет. Оля какую я дала тебе игрушку? Я не отгадала твой секрет? А какую игрушку ты хотела взять? Что нужно сделать, чтобы эта игрушка была у тебя? Иди, Оля, попроси её у Коли. Умница, Оля. Ты попросила вежливо, ласково смотрела на Колю, когда просила, и не забыла его поблагодарить. Коля тоже поступил хорошо: он поделился игрушкой с девочкой.

Чей же ещё секрет я не угадала? Ну ничего, вы попросите нужную вам игрушку так же как это сделала Оля»..

В заключение воспитатель обращается к детям: «Вы сейчас говорили друг другу волшебные слова. Молодцы, поступайте так всегда и помните правило: не бери без спроса игрушку у товарища.

Ситуация «Как Петя и Витя играли с кубиками».

Воспитатель разыгрывает ситуацию «Пришли утром в детский сад Петя и Витя, они сразу побежали играть с кубиками. Мальчики очень любили строить дома и мосты. Каждый из них взял себе несколько кубиков. Но у Пети не хватило одного кубика. Начавшаяся весёлая стройка прекратилась, потому что Петя схватил кубик у Вити и закончил свою постройку. Витя заплакал. Почему? Кто научит Петю правильно просить игрушки? Что ему скажет Витя?».

Дети несколько раз повторяют ответы, упражняясь в обращении.

«Какое правило забыл Петя? Что нужно сделать Пете, чтобы Витя никогда не обижался на него? Старайтесь, дети, в своих играх поступать так, как требуют правила: «Не бери без спроса чужую игрушку».

Правило «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

Ситуация «Поделись кубиками»

Воспитатель предлагает посмотреть какие постройки умеют делать Петя и Витя. Обращает внимание на то, что у Вити много кубиков, а у Пети мало. Спрашивает: «Что нужно сделать Пете, чтобы закончить постройку? Что ему ответит Витя? Правильно ответил Витя: «Возьми вот эти кубики Петя, у меня их много». Он выполнил правило: «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай»

Средняя группа

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». Воспитатель читает рассказ, затем спрашивает: «Отчего детям стало скучно?» Обобщает ответы ребят: «Брат и сестра помирились, наверное, догадались, что играть надо дружно». В нашей «Книге добрых правил» есть правило о дужной игре, послушайте его. Дети повторяют правило.

Беседа по картине Е. Батуриной «Играли в поезд». Воспитатель обращается к детям: «Помните я обещала рассказать вам, в какую игру играли брат и сестра после того, как помирились. Посмотрите пожалуйста (в этот момент показывает детям картину). В какую игру они играли? Кем в этой игре был мальчик? Нравится ли ему быть регулировщиком? Посмотрите на его лицо. Мальчик как будто говорит: «Поехали». А кем в этой игре была девочка? Как вы думаете весело играть детям? Правильно, весело и интересно. Мальчик и девочка помнят очень важное правило» (Дети называют его).

Картина остаётся в группе.

Наблюдение за играми детей, их анализ.

Воспитатель и дети повторяют, что дружно играть — это значит делиться игрушками, вежливо их просить, договариваться о совместной игре.

Старшая группа

Правило «Поделись игрушками с товарищем».

Чтение стихотворение В. Лифшица «Мяч и Петя».

Воспитатель читает стихотворение и спрашивает: «Почему мяч ускакал от Пети? Как вы оцениваете поведение ребят, которых обидел Петя? Почему Пете стало совестно? А как вы поступаете, если игрушку или книжку у вас просит товарищ? В нашей «Книге добрых правил» есть очень важное правило (читает его детям). Вам не трудно его запомнить, потому что вы часто так и поступаете».

Подготовительная к школе группа

Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». Вопрос детям: почему остаться одному самое страшное?»

Воспитатель предлагает вспомнить рассказы, сказки, в которых говорится о дружбе, о хороших, добрых, верных друзьях. Спрашивает: «Кто из героев сказки «Кот, петух и лиса» оказался хорошим другом? Как должен поступать настоящий друг?»

Вместе с педагогом дети вспоминают знакомые пословицы о дружбе: «Чтобы у тебя были друзья, ты должен сам уметь дружить», «Дружба заботой да подмогой крепка», «Жизнь дана на добрые дела».

Дети самостоятельно делают вывод: «Помогай товарищу, не жди, когда он у тебя попросит помощи, поделись с товарищем игрушками, книгами, карандашами. Будь настоящим другом — останови его, если он поступает плохо. Воспитатель напоминает детям, что эти правила дружбы и товарищества им надо запомнить и постараться всегда их выполнять.

Таким образом, игра для дошкольников становится регулятором взаимоотношений между ними, настоящей, жизненной школой нравственности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, правило, игра, игрушка, воспитатель, кубик, правило игры, товарищ, детский сад, какая игра.


Задать вопрос