В статье рассматриваются элементы коммуникации, особенности общения, а также влияние СМИ на формирование общественного мнения.
Ключевые слова: общение, коммуникация, СМИ, общественное мнение.
Средства массовой информации называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан. Общественное мнение существует практически во всех сферах и областях жизнедеятельности общества, но высказывается и разглашается далеко не по любому поводу и вопросу. В поле зрения общественного мнения попадают проблемы, которые актуальны и вызывают общественный интерес, а также возможность проводить дискуссии на затрагиваемые темы [2, с. 991].
Средства массовой информации должны непредвзято и правдиво передавать идеи и информацию, чтобы помочь государству и гражданам создавать адекватную и полную картину мира и стать платформой для общения. Общение сопровождает всю нашу жизнь, и его сложность зависит от нашего интеллекта. В настоящее время через средства массовой информации можно одновременно охватить миллионы людей. Мы получаем множество преимуществ, таких как быстрая информация о событиях со всего мира, отдых или развлечения. Возможность быстро охватить большое количество людей имеет и отрицательную сторону, средства массовой информации обладают большим властным потенциалом и могут быть использованы не по назначению в своих целях, манипулировании, поддержке стереотипов и предрассудков
Большинство определений включают как минимум пять элементов коммуникации: 1) коммуникатор (отправитель) → 2) адресат (получатель) → 3) канал связи (среда) → 4) опосредованное сообщение (сообщение) → 5) эффект (воздействие). Однако эти определения сходятся в одном, а именно в том, что коммуникация — это процесс, который проходит этапы кодирования, декодирования через сигнал, а затем идет обратная связь от получателя, который понял или не понял. Другими элементами коммуникации являются контекст, присутствующий в каждой ситуации, и коммуникативный шум, который возникает и может неправильно интерпретировать всю ситуацию [5, с. 1094].
С точки зрения социальной организации мы различаем общение по шести группам:
1) Внутриличностное — это так называемые «разговоры с самим собой»;
2) Межличностное общение — общение между двумя людьми или в небольшой группе;
3) Групповое — аналогично межличностному общению, но с более ограниченными возможностями для обратной связи;
4) Межгрупповая коммуникация — происходит, например, внутри местного сообщества;
5) Институциональная коммуникация — внутри более крупной организации, где вообще нужны взаимоотношения при наличии определенной системы;
6) Общеобщественная коммуникация — например, массовая коммуникация [1, с. 19].
Масса — это неоднородное большое количество людей, никак не связанных между собой и разбросанных в пространстве. Наиболее важным примером для этой работы является аудитория, как получатель сообщения, передаваемого средствами массовой информации. Аудитория — это набор пользователей, которые используют средства массовой информации, они являются получателями сообщений, которые выбираются самостоятельно на основе их выбора. Сущность аудитории — разнообразие, неорганизованность и отсутствие внутренней организации (иерархии), так как общность и восприятие — это лишь специфическое средство массовой информации.
СМИ — это средство и инструмент массовой коммуникации. Массовая коммуникация характеризуется прежде всего односторонним общением с помощью посредника с широкими массами. Кроме того, для него характерны анонимность и безличный подход. Основной чертой является институционализированная форма внутри организации (медиа), которая его опосредует. К этим средствам массовой информации прежде всего относятся газеты, телевидение, Интернет, радиопередачи, кинотеатры, журналы. Поскольку массовая коммуникация представляет собой процесс, можно определить и другие характеристики. Сообщение в основном предназначено для краткосрочного использования (информация, развлечение), это процесс, созданный различными методами в иерархической организации с использованием разделения труда. Контент в основном передается в одностороннем порядке и является. Последним важным аспектом является периодика, сообщение приходит регулярно, не обязательно должно быть в одно время, должно повторяться [3, с. 71].
Средства массовой информации сопровождаются влиянием, которое не является однозначным, хотя большинство авторов сходятся во мнении о существовании влияния через средства массовой информации, нельзя сказать, что результаты исследований в этой области являются удовлетворительными. В определении влияния много сложностей, его нельзя исследовать количественными методами для получения убедительных результатов, но и при качественном исследовании возникают другие проблемы. Самой большой проблемой в качественных исследованиях является фильтрация других влияний, например, агрессивное поведение человека, который смотрит агрессивные программы, может быть вызвано семейным происхождением и воспитанием, а не просмотром телевизора. Есть и другие детерминанты, индивидуум знает, что его исследуют, поэтому он может попытаться «помочь» исследователю и дать ожидаемые, по его мнению, ответы. Этих проблем следует ожидать, поэтому их можно до некоторой степени предотвратить, но всегда будет возможность того, что это повлияет на результат исследования. Кроме того, может возникнуть проблема с оценкой исследования, поскольку, например, результаты анкетного опроса не являются однозначными. Исследователь никогда не может стать до конца объективным, хотя от него и ожидают максимальной степени беспристрастности. [4, с. 90].
Литература:
- Алмазова С. Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.- Пенза: изд-во «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского», 2009. С.18–22.
- Гуржий, Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения / Д. А. Гуржий. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 991–993.
- Конюхова Т. В. Влияние СМИ на массовое сознание в информационном обществе // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 3. — С. 71–72.
- Мухина Ю. И. Исследование взаимосвязи самооценки личности с удовлетворенностью внешним видом // Гуманизация образования. 2018. № 4. С. 90–96.
- Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 1092–1096.