В статье рассматриваются особенности влияния СМИ на организацию общества, представлены основные теории, изучающие влияние СМИ на общество.
Ключевые слова: СМИ, влияние СМИ на общество,медиашклолы.
Влияние средств массовой информации — это действительная сила, оказываемая информационным сообщением, которое приводит к изменению или укреплению аудитории или отдельных убеждений. Это явление исследуется в рамках теории коммуникации и социологии. Исследователи изучают аудиторию после воздействия средств массовой информации на предмет изменений в познании, системах убеждений и отношениях, эмоциональных, физиологических и поведенческих эффектов [2, с. 991].
Влияние СМИ на организацию общества изучали медиашколы, некоторые теории утверждали, что организация общества подчинена исключительно СМИ. Эти теории называются медиацентрическими, к которым относится, например, теория технологического детерминизма, а их теоретическая основа заключается в том, что само изобретение было связано с изменениями в обществе и большей частью с децентрализацией власти с начала истории. Например, переход от камня к использованию папируса привел к переходу власти от царской к жреческой. Напротив, социоцентрические теории утверждают, что общество является главной движущей силой, а средства массовой информации отражают его экономическое и политическое устройство. Примером такой теории является неомарксистская теория СМИ. Однако они отличаются друг от друга главным образом в вопросе о том, что средства массовой информации больше всего отражают, что они больше всего замечают, будь то экономические факторы, культура, мышление или идеальное общественное развитие. Всего существует только две модели власти и СМИ. Один подход можно охарактеризовать как позитивистский, а другой — как скептический или пессимистический.
Средства массовой информации обладают большим потенциалом для осуществления власти, поскольку они привлекают интерес общественности и могут направлять ее внимание. Примером могут служить карикатуры на пророка Мухаммеда. СМИ могут указать на безрассудное обращение с основным элементом жизни более полутора миллиардов верующих, призывая их основных представителей к ненасильственному протесту. Другой вариант — указать на меньшинство верующих фундаменталистов, которые устраивают кровавые беспорядки и их насильственные протесты. Внимание также связано с влиянием на поведение и возможностью убеждения в вопросах мнений и убеждений. Средства массовой информации также могут придавать определенный статус или узаконивать мнения или взгляды. Все это входит в потенциал власти СМИ, и поэтому возникают вопросы о том, кто ее контролирует, способствуют ли они равенству в обществе [5, с. 1094].
Однако это только модели, чистой формы не найти, это всегда сочетание, обычно стремящееся к одной из них. Обе модели обосновывают авторскую позицию и уточняют, что может дать потенциал власти СМИ. Другой вопрос заключается в том, оказывают ли СМИ более интегративное воздействие на общество, т. е. объединяют его в одну большую аудиторию и отражают ее общность, или же для них характерна противоположная тенденция. СМИ уже обвиняют в проблеме слишком быстрой урбанизации и утраты традиционных ценностей.
Сегодня исследуется вопрос о том, не оказывает ли, например, плохое влияние на воспитание молодежи просмотр телевизора и не побуждает ли он прямо или косвенно к совершению преступных деяний. Обеспокоенность возникает из–за предвзятого, безличного и отчужденного сообщения, передаваемого через средства массовой информации, что неизбежно приводит к низкому уровню социального контроля и чувства принадлежности [1, с. 19].
В условиях свободного рынка есть только одно правило выживания: если продукт взят, он может существовать. В медийной среде этим продуктом являются новости, доставляемые его редакторами. Если мы спросим, какими должны быть новости, подаваемые средствами массовой информации, будь то печать, телевидение, радиовещание или Интернет, большинство людей, вероятно, ответят правдиво и объективно. Эти характеристики, безусловно, можно отнести к большинству публичных издательств, примером является британская Би–би–си (British Broadcasting Corporation). Однако правда в том, что количество зрителей общественного телевидения в настоящее время снижается. В Великобритании уже были предложения о приватизации государственных организаций и о том, что доходы должны состоять исключительно из доходов от рекламы. По крайней мере, пока это предложение не реализовано, однако, если падение зрительской аудитории еще больше углубится, не исключено, что это действительно произойдет в будущем [4, с. 90].
В конце 1970–х годов исследователи изучили роль СМИ в формировании социальных реалий и пришли к выводу, что СМИ формируют образы шаблонным и предсказуемым образом, а аудитория создаёт или получает своё восприятие реальной социальной реальности и своей роли в ней, взаимодействуя с реальностями, созданными средствами массовой информации, также аудитория может контролировать свои представления о социальной реальности из культурной среды или личного опыта [3, с. 71].
Ещё в 1970–х годах появились исследования о влиянии индивидуального или группового поведения в компьютерной среде, первое поколение этих исследований средств массовой коммуникации сравнивало существующий текстовый интернет–контент с личным общением.
С распространением Интернета расширились исследования СМС, например, учёные изучали влияние CMC на поведение пользователей, сравнивая эти эффекты с лицом к лицу коммуникационные эффекты. С появлением динамического пользовательского контента на веб–сайтах и развитием социальных медиа исследования влияния средств массовых коммуникаций на аудиторию, также инструменты новых медиа начинают активно и успешно использоваться политическими деятелями во время различных предвыборных кампаний.
Литература:
- Алмазова С. Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я–концепции» личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.– Пенза: изд–во «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского», 2009. С.18–22.
- Гуржий, Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения / Д. А. Гуржий. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 991–993.
- Конюхова Т. В. Влияние сми на массовое сознание в информационном обществе // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 3. — С. 71–72.
- Мухина Ю. И. Исследование взаимосвязи самооценки личности с удовлетворенностью внешним видом // Гуманизация образования. 2018. № 4. С. 90–96.
- Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 1092–1096.