Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (426) август 2022 г.

Дата публикации: 04.08.2022

Статья просмотрена: 2148 раз

Библиографическое описание:

Черноусова, А. О. Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока» / А. О. Черноусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 111-112. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94312/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. Кроме того, автор выделяет различные виды времени в романе: историческое, календарное и время персонажей.

Ключевые слова: время, временные ракурсы, историческое время, календарное время, время персонажей, разнонаправленный характер времени, модель мироздания, мифопоэтическая модель мира.

Время в романе Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока» имеет огромное значение. Именно на категории времени построена вся концепция и композиция романа.

Прежде всего стоит отметить, что время в романе характеризуется разнонаправленностью. События, описываемые в произведении, хотя и находятся в одной пространственной плоскости, изображаются автором в разных временных ракурсах.

В первую очередь, основная временная линия строится на изображении Анатолии, её подготовке к смерти, а также дальнейшем возрождении. Время, в котором описаны события, происходящие с Анатолией, близки реальному времени и составляют основу произведения, от которой отходят другие сюжетно-временные линии. Автор описывает события, происходящие с женщиной как бы в настоящем времени. При этом, во время изображения жизни, переживаний Анатолии, женщина часто возвращается в своих мыслях в прошлое: в детство, вспоминая родителей и родственников; в прошлое матери и отца, рассказывая печальные и счастливые истории из их жизни; в свои юные годы, повествуя о сложной жизни с мужем и т. д. Жизненный путь Анатолии сложен и многообразен, женщина пережила множество печальных событий за время своего существования, из-за этого автор изображает перед читателем Анатолию в разных жизненных периодах, благодаря этому способу описания этой героини, читатели могут проникнуться к ней, понять мотивы её действий и поступков.

Со временем сюжетная линия Анатолии увеличивается, так как в её жизни появляется Василий. После того, как женщина смогла впустить его в свою жизнь, их судьбы переплетаются, а следовательно, переплетаются и их временные линии. Жизнь Василия описывается подобно жизненному пути Анатолии, разнонаправленно. Читатель узнаёт о прошлом мужчины, которое помогает объяснить мотивы его действий, а также чувств, которые он испытывает, в настоящем.

Помимо жизни Анатолии и Василия, подобным образом описываются жизни всех жителей Марана. В романе описаны судьбы Ясаман и Ованеса, Василия, Акопа и Магтахинэ, Вано и Василины Ейбоганц, их внуков. Время человеческой жизни в произведении описывается всегда разнонаправленно, позволяя объяснить суть их проблем, чувств и действий. Это время помимо разнонаправленности также характеризует многомерность, поскольку несмотря на то, что описываются события, происходящие примерно в одном месте, повествование ведётся о разных персонажах, в разные промежутки их жизни.

Описывая историческое время в романе, автор изображает войны, которые серьёзно ухудшили положение Марана, голод, убивший огромное количество людей в этой деревне, а также природные катаклизмы, также унёсшие жизни половины маранцев. Изображая всё это, Наринэ Абгарян не только реально описывает сложности, выпавшие на долю жителей посёлка, но и добавляет мистические, фантастические элементы в повествование.

Среди этих элементов можно выделить:

– Способность брата Василия, Акопа, предсказывать гибельные для Марана события или смерти, видеть «ангелов смерти»;

– Появление в деревне павлина, жизнь которого оказалась прочно связанной с жизнью Тимура, внука Вано и Валинки Ейбоганц;

– Появление картины с изображением предка Вано, на которой в том числе оказался изображён павлин;

– Появление призрака жены Василия, Магнахинэ.

Несмотря на то, что эти события оказываются мистически окрашенными, жители Марана не слишком сильно удивляются им и принимают их как должное. Это роднит роман с произведениями «мистического реализма».

Историческое время в романе служит для усиления связи между разбросанными во времени описываемыми событиями. Кроме того, оно помогает более серьёзно и всесторонне изобразить действительность, в которой живут персонажи произведения, а также позволяет отобразить отношение этих персонажей не только к их бытовой жизни, но и к более масштабным событиям.

Календарное время в романе выражается с помощью уточнений времён года при описании событий, происходящих в книге. Особое место автор отводит весне, выделяя её в тех эпизодах, где жизнь Марана начинает налаживаться. Весна становится символом возрождения древней деревни.

Кроме того, в календарном времени произведения особо выделяется зима, как символ событий, приносящих беду и горести маранцам: «Зимой подоспела весть об объявленной всеобщей мобилизации. Спустя месяц всех мужчин Марана, способных держать оружие, забрали на фронт. А потом война пришла в долину». События, начавшиеся зимой, отравляли жизнь деревни: «Особенно беспощадными бомбёжки становились в сезон сева, намеренно не давая работать в поле, а скудного урожая с огорода хватало ненадолго». Зимой время в Маране замедлялось, дни были похожи друг на друга. Зимнее время, описанное в произведении, позволяет понять, насколько тяжелы, длинны и страшны те годы войны, которые пришлось пережить жителям горной деревни. Жизнь в ней замедлялась, останавливалась: переставала работать школа, библиотека, люди сами запирались дома для того, чтобы выжить и спастись от тех бед, что выпали им на долю.

Таким образом, календарное время в романе изображается автором с помощью указаний на времена года или месяцы, а иногда с помощью указания на праздники, которые проживают герои произведения. Все самые светлые моменты из жизни Марана происходят весной, а самые мрачные — зимой.

Также в романе лейтмотивом проходит мысль об изначальности сущего, которая раскрывается в трёх временных регистрах: прошлое («Наверное, так было задумано, потому что так было всегда»), настоящее («Наверное, так должно было быть, потому что так и было задумано»), и будущее («Наверное, так было задумано, потому так и будет»). Эта мысль помогает маранцам примириться с их бедами и горестями, вносит закономерный порядок в ход событий и утверждает превосходство бытия над небытиём: «И пусть так будет долго, и пусть так будет всегда…». В романе восстанавливается связь времён: преемственность и вечность рода символизируют продолжение жизни.

Таким образом, время, изображённое Наринэ Абгарян в романе «С неба упали три яблока», играет очень важную роль в создании образа мира Марана. Обитатели деревни живут вне обычного, пропитанного политикой и проблемами, времени. Они словно существуют в особом, почти космическом времени, особенном пространстве. Для жителей Марана всё происходящее во внешнем мире абсолютно не важно, их волнует только их собственный маленький мирок, в котором они существуют с незапамятных времён.

Время в романе изображено автором сложно. Оно постоянно носит разнонаправленный и многомерный характер, позволяя как можно более точно раскрыть образы персонажей, их историю, чувства и ощущения.

Наринэ Абгарян смогла построить в своём романе модель мироздания, представленную в образе горной деревни Маран. В этом мире существуют собственные традиции и обряды, собственные мифы, даже время в нём имет свой, особый ход. Люди, живущие в Маране не стремятся укреплять связи с внешним миром, с помощью высоких гор они отгораживаются от него, создавая собственный уединённый уголок, в котором могут продолжать строить свою жизнь.

Важным для маранцев считается продолжение собственного рода, именно поэтому вся деревня радуется появлению в деревне «новой жизни», детей, которые смогут продолжить традиции и жизнь Марана.

Мифопоэтическая модель мира, представленная в романе, символизирует возрождение деревни к жизни после апокалипсиса. Пространственные образы, такие как гора Маниш-кара, долина, деревня Маран, мейдан, дом и оппозиции верх/низ, прошлое/настоящее выполняют в романе миромоделирующую функцию, способствуя раскрытию этнопоэтической картины мира. И хотя в тексте переплетаются разные стилевые пласты, образ Марана предстает как единый, целостный и вечный, как мифопоэтическая модель мира.

Литература:

  1. Абгарян Н. Ю. С неба упали три яблока / Наринэ Абгарян. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 381, [1] с. — (Экслюзивная новая классика).
  2. Андреева Т. А. Структура сюжетного времени. Автореф. дис. канд. — Л.: ЛГПИ, 1976. — 20 с.
  3. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — С. 234–407.
Основные термины (генерируются автоматически): время, роман, жизнь, автор, жизнь Марана, житель Марана, историческое время, календарное время, мифопоэтическая модель мира, событие.


Ключевые слова

время, историческое время, мифопоэтическая модель мира, временные ракурсы, календарное время, время персонажей, разнонаправленный характер времени, модель мироздания

Похожие статьи

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Лингвистическое отражение мотива музыки в рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар»

В данной статье рассматривается проблема формирования мотива, а также использование языковых средств. Дается подробный анализ применения вещественных образов как основных центров передачи темы музыки в произведении писателя. Кроме того, авторами стат...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Категория художественного времени в литературе (на примере узбекских исторических романов)

В статье дан анализ на примере узбекских исторических романов, категории художественное время и художественное пространство.

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Особенности организации пространства и времени в романе Ф. Томпсон «Lark Rise to Candleford»

Целью данного исследования является изучение особенностей организации пространства и времени в художественном произведении. Также предлагается анализ пространственно-временных маркеров с помощью теории функционально-семантического поля. Представлен а...

Похожие статьи

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика

Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...

Лингвистическое отражение мотива музыки в рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар»

В данной статье рассматривается проблема формирования мотива, а также использование языковых средств. Дается подробный анализ применения вещественных образов как основных центров передачи темы музыки в произведении писателя. Кроме того, авторами стат...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Категория художественного времени в литературе (на примере узбекских исторических романов)

В статье дан анализ на примере узбекских исторических романов, категории художественное время и художественное пространство.

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Особенности организации пространства и времени в романе Ф. Томпсон «Lark Rise to Candleford»

Целью данного исследования является изучение особенностей организации пространства и времени в художественном произведении. Также предлагается анализ пространственно-временных маркеров с помощью теории функционально-семантического поля. Представлен а...

Задать вопрос