Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, расстройства аутистического спектра, онтогенез, нейропсихологический подход.
Известно, что общение обеспечивает возможность устанавливать контакты и осуществлять взаимодействие людей путем совместной деятельности. Принимая, передавая и обсуждая информацию, человек познает мир, участвует в его преобразовании, тем самым реализует свой личностный потенциал, осознавая жизненное предназначение. Базовые навыки коммуникации начинают формироваться в процессе онтогенеза и качественно улучшаются и принимают более совершенные формы, меняются механизмы их использования. Это происходит благодаря работе мозга, который обеспечивает мыслительную деятельность человека системой жестких и гибких звеньев связи его корковой и подкорковой областей.
Дело обстоит совсем по-другому у детей с расстройством аутистического спектра, у которых наблюдаются психические расстройства в познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферах. При поступлении в школу учащиеся проявляются холодность по отношению к людям; неадекватные реакции на изменения разного рода, отсутствие потребности в общении или игре с кем-то, отсутствие взгляда глаза в глаза, отсутствие своих и непонимание эмоций других людей, отсутствие речи или эхолалии. Поскольку численность детей с такими расстройствами растет, а нарушения у всех проявляются по-разному, необходимо, в первую очередь, выбрать подход, на основе которого необходимо проводить работу с такими детьми.
На сегодняшний день известны имена исследователей — практиков в области разработки методов и средств коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, которые успешно применяются на практике, как в России, так и за рубежом. Вот некоторые из них: Стэнли Гринспен, доктор медицины, профессор психиатрии, США; Альфред А. Томатис, отоларинголог и изобретатель, Франция; А. Джин Айрес, эрготерапевт, США; Эрик Шоплер, доктор психологии, США;Оле Ивар Леваас, профессор психологии, США. Авторы из России: К. С. Лебединская, психиатр и дефектолог; О. С. Никольская, психолог, доктор наук; Е. Р. Баенская, доктор психологических наук; М. М. Либлинг, психолог; Е. В. Максимова, психолог; М. М. Кольцова доктор медицинских наук, профессор; Ю. С. Шевченко, доктор медицинских наук, профессор; А. В. Семенович, кандидат психологических наук.
Проведем краткий обзор этих методик:
Методика «DIR Floortime» Стенли Гринспена. Основа методики -работа с эмоциями детей с целью заложить основы для типичного развития. Предполагает шесть этапов развития, которые дети с РАС пропустили или не освоили:
– Первый этап: создание общего внимания, находясь в спокойном состоянии и хорошем самочувствии.
– Второй этап: установление интереса к другому человеку и к миру, отличать неодушевленные предметы от людей.
– Этап третий: преднамеренная коммуникация: простое взаимодействие ребенка и воспитателя. Улыбки, щекотка, предвосхищающая игра.
– Четвертый этап: обозначение потребностей, желаний, социальных проблем: жесты, взаимодействия, лепет.
– Этап пятый: Символическая игра: использование слов, картинок, символов для передачи намерения, идеи.
– Шестой этап: объединение идей с учетом логики, рассуждений, эмоционального мышления и чувства реальности.
Томатис терапия Альфреда Томатиса. Им была сформулирована теория о том, что многие проблемы с голосом связаны с проблемами слуха: «голос не производит того, чего не слышит ухо». Метод направлен на улучшение слухового восприятия, благодаря специальному устройству на наушниках, в которых встроена музыка, звуковые колебания передаются непосредственно во внутреннее ухо. Данный метод может служить в качестве вспомогательной терапии для некоторых детей с аутизмом.
Метод сенсорной интеграции Э. Д. Айрис. Суть этого метода заключается в упорядочивании ощущений, которые получают во время игры дети из окружающего мира. В программу включают упражнения на тактильное, зрительное, вестибулярное, вкусовое, проприочувствительное восприятие. Кроме того, ребенка с РАС приучают к разрозненному набору звуков, затем нескольким звукам одновременно и также распознавать, откуда исходит каждый звук. Также включаются упражнения на развитие моторики, координации, на подражание. Упражнения постепенно усложняются.
Прикладной анализ поведения, ПАП. Эта программа построена на принципах бихевиоризма, направлена на улучшение социально значимого поведения. Предполагает регулярное отслеживание результата с оценкой параметров целевого поведения до установления стабильного эффекта, чёткой картины отработанного элемента поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или уменьшается, то оцениваются изменения в его поведении. Особенность программы в детальном и обоснованном описании и анализе каждого шага воздействия. Для использования программы требуется специальное обучение.
Эмоционально-смысловой подход (Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг) разработан специалистами Института коррекционной педагогики РАО. Основное направление создание эмоциональной близости с ребенком с тем, чтобы совместно осмысленно проживать происходящее, развивать жизненные стимулы для контактов с окружающими. Вначале оказывается ребенку помощь в формировании первичной эмоциональной близости с родными на основе программы Л. С. Выготского, с учетом доступности и желания ребенка. Первые контакты возникают, когда специалист присоединяется к приятным впечатлениям ребенка, разделяя и усиливая его удовольствия собственной эмоциональной реакцией. Когда приобретается опыт общего удовольствия, совместно-разделенное переживание, возникает, развивается и закрепляется потребность в общении.
Методика Е. В. Максимовой, основана на теории построения движений Н. А. Бернштейна. Согласно которой считается, что при многих патологиях нарушается в первую очередь восприятие и возникают страхи, а затем нарушения общения, эмоций и поведение. Система занятий с детьми по данной методике направлена на коррекцию восприятия ребенком своего тела и окружающего его пространства. Построение организовано в соответствии с идеей о многоуровневой работе мозга. Эту идею также высказывали видные деятели в области медицины, психологии, физиологии: Л. А. Орбели, Э. Х. Эриксон Л. С. Выготский, Б.Инхельдер Ж.Пиаже..
Исследования ученых: И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Л. Лурии подтвердили связь моторики (крупной и мелкой) с речью. При овладении ребенком двигательными навыками, происходит развитие координации движений. Формируются движения при участии речи. Благодаря точным, динамичным упражнениям для ног, рук, туловища, головы идет подготовка совершенствования движений артикуляционного аппарата. Благодаря развитию мелкой моторики, которая связана с развитием гибкости пальцев рук. Это подтверждает исследователь детской речи М. М. Кольцова.
Российской медицинской академией последипломного образования под руководством профессора Ю. С. Шевченко и кандидата психологических наук В. А. Корнеевой разработан «Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции». Этот метод применим для детей с 5 лет, которые имеют расстройства аутистического спектра. Особенность метода в том, что коррекционная работа вначале направлена на развитие функций, которые повреждены были на раннем этапе развития ребенка (базальный сенсомоторный уровень) ребенка, затем происходит переход к развитию (коррекции) когнитивной сферы.
Метод комплексной нейропсихологической коррекции относится к категории методов телесно-ориентированных, которые показали свою эффективность при работе с взрослыми. Суть в том, что высшие психические функции начинают активно функционировать при воздействии на сенсомоторную зону. Поэтому используют вначале двигательные методы, которые смогут дать первоначальный толчок для взаимодействия уровней психической деятельности. Данная методика создана на основе учения о трех функциональных блоках мозга А. Р. Лурии, а также учения о нейропсихологии и реабилитации и принципе «замещающего онтогенеза» А. В. Семенович. Методика состоит из трех уровней (практика показывает, что использование данного подхода с учётом особенностей детей с РАС позволит воздействовать как на первичные, так и на вторичные нарушения их психического развития). Практика применения нейропсихологических методов при коррекции недостатков развития аутичных детей показала эффективность: в повышении общей работоспособности, уменьшении утомляемости, в улучшении внимания и памяти, корригировании пространственных представлений, саморегуляции. Восстановив баланс между сенсорной и моторной сферой, возможно дальнейшее развитие более сложных функций, способствующих адаптации аутичных детей к жизни в обществе — это речь и мышление.
Проведённый анализ современных методов по коррекции недостатков развития детей с РАС позволил установить, что
- Методики, применяемые на практике, имеют разные подходы:
а) телесно ориентированный;
б) сенсорный;
в) эмоциональный;
г) комплексный
- При выборе метода коррекционного воздействия необходим комплексный подход с учетом актуального развития ребенка.
Литература:
- Баранов А. А., Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков // Вестн. Рос. акад. мед. наук. 2012. № 8. С. 26–33.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Академия, 2003. — 384 с.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи.– М.: Теревинф, 1997. — 341 с.
- Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции Расстройства аутистического спектра у детей: науч.-практ. руководство / под ред. Н. В. Симашковой. — М.: Авторская академия, 2013. — 264 с.
- Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / пер. с нем.– М.: Медицина, 2003. –120 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: ACADEMA, 2002., 239с.