Данная статья посвящена использованию инновационных технологий как средству активизации учебной деятельности младших школьников. В ней подробно рассмотрено современное положение сферы начального образования, проанализирована роль и влияние ИКТ на современное начальное образование, отмечена эффективность и положительная динамика применения ИКТ в рамках учебного процесса.
Ключевые слова: ИКТ, информационные технологии, начальное образование, учебный процесс, преподаватель, педагог, школьники, ученики.
Не секрет, что положительные результаты среднего и высшего образования напрямую зависят от первоначального этапа, а также от уровня и глубины развития способности к знаниям и желанию их получать. Преподавателям известно, что для того, чтобы достигнуть поставленных образовательно-воспитательных целей, необходимо привлечь, заинтересовать и замотивировать детей. Таким образом, при выполнении данных условий, можно решить конкретные проблемы, в конкретном образовательном звене и развить у детей познавательный интерес.
Современные государственные стандарты начального образования предполагают внесение изменений в структуру, содержание и организацию образовательного процесса, переосмысление целей, задач и результатов образования [3].
Одна из первостепенных задач начальной школы — сформировать у детей желание получать знания, полноценно ими овладевать и разумно применять их в жизни. Из этого следует, что детям должно быть интересно в школе каждый день, на каждом уроке, на каждом мероприятии. Именно поэтому на помощь современному педагогу приходят новые технологии.
Среди них наиболее актуальными являются следующие:
– технология проектного обучения
– технология критического мышления
– здоровьесберегающие и игровые технологии [3].
Современный младший школьник — активный пользователь компьютера, мобильного телефона и прочих гаджетов, поэтому инновационная направленность в образовании является дополнительной мотивацией к учебной деятельности. Соответственно, наглядные ИКТ — гарант высокого уровня усвоения нового материала в процессе обучения. Повышение качества образования в современных условиях нельзя осуществить без применения новых информационных технологий.
Проведенные дидактические и психолого-педагогические исследования подтверждают, что педагогические методики обучения с применением ИКТ обеспечивают следующие возможности:
– адаптацию к новым условиям и требованиям при обучении в начальной школе
– индивидуализацию обучения
– раскрытие возможностей, способностей и интересов детей
– развитие творческого процесса и самостоятельности детей
– открытый доступ к новым источникам информации
– использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. [2]
С помощью современных компьютерных программ преподаватель начальных классов может продемонстрировать на экране в разной форме необходимую учебную информацию. Благодаря такой подачи информации активизируется познавательная деятельность школьников, инициируются процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков учебной или практической деятельности, формируются и развиваются определенные виды мышления, осуществляется контроль результатов обучения.
Таким образом, деятельное использование преподавателем новых технологий на занятиях в начальной школе позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (при помощи анимации, музыки), активизировать познавательную деятельность детей, найти индивидуальный подход к каждому ученику, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному [4].
Цифровизация российской экономики требует от педагогов качественной подготовки современных детей. Ведь в ближайшем будущем развитый искусственный интеллект может исключить или заменить многие профессии. Поэтому современное молодое поколение должно быть готово к такому повороту событий и обладать необходимым багажом знаний, который поможет в дальнейшем конкурировать с искусственным техническим или электронным разумом.
Исследователи в области образования понимают, что сегодня общеобразовательная школа должна удовлетворить все запросы и интересы школьников в возрастающем объёме и разнообразии знаний и умений [5]. Но к сожалению, насыщенность школьных программ и ограниченность во времени, создают дополнительные ограничения перед преподавателями и диктуют им свои правила.
Таким образом, для достижения достойного качества образования и формирования информационной культуры ребенка важную роль играет информатизация начальной школы. Обозначим цели использования информационно-коммуникативных технологий:
– повышение положительной мотивации обучения
– активизация познавательной сферы
– переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному обучению
– повышение уровня знаний
– использование ИКТ для самообразования
– помощь в осуществлении проектной деятельности обучающихся
Сложно переоценить важность и эффективность ИКТ в образовательно-воспитательном процессе. Педагоги начальной школы выделяют следующие положительные моменты при использовании ИКТ:
– отказ от написания на доске необходимого учебного материала
– сокращение времени подготовки к уроку
– упрощение самообразования
– уделение времени индивидуальной и групповой работе
– разнообразие образовательно-воспитательного процесса
– оказание помощи в самостоятельной работе
– формирование навыков самоконтроля
– содействие решению дидактических задач
Таким образом, можно сделать вывод, что главной задачей педагога начальных классов в современных условиях является: грамотная организация и направление самостоятельной, коллективной или совместной с учителем познавательной и исследовательской работы, обучение детей самостоятельной добыче знаний, формирование своей точки зрения, аргументированное отстаивание и применение знаний на практике.
Незаменимым помощником учителя при решении этого комплекса задач являются инновационные технологии, закрепленные в практике начальной школы и подтвердившие свою значимость и необходимость в рамках учебного процесса.
Литература:
- Модернизация Российского образования — Солнечный свет. Режим доступа: https://solncesvet.ru/modernizatsiya-rossiyskogo-obrazovani/
- Степанова М. Г., Неделькин А. А. E-learning технологий в современном образовательном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 5. — С. 826–827.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
- Школа — 2020. Какой мы ее видим? [Текст]: докл. рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. — М., 2008.
- Щербаков, Р. Н. Гуманистические ценности науки и образования [Текст] / Р. Н. Щербаков // Вестн. РАН. -2007. — № 3. — С. 8–14. — № 12.