XXI век — эпоха информационного общества, наполненного процессами активного развития цифровых технологий. Сфера экономики — одна из центральных сфер жизни любого общества, именно поэтому цифровизация не могла пройти её стороной. В данной статье автором рассмотрена тенденция к цифровизации экономики Российской Федерации, проанализированы основные задачи и последствия данного процесса. Сделан вывод о возможности существования цифровой экономики в системе российского государства.
Ключевые слова: цифровая экономика, национальный проект, цифровизация, интернет, IT-технологии.
Не для кого из нас не секрет, что пандемия коронавируса изменила жизнь каждого россиянина, но помимо запретов и ограничений, стоит отметить начало этапа активного развития цифровой среды нашей страны. Безусловно, подобный процесс происходил и до 2020 года, но в период карантина мы оказались вынуждены ускорять подобные нововведения. Дистанционное образование, удаленная работа, интернет-магазины и это лишь малая часть того, в чем пришлось разбираться российскому гражданину в условиях карантинного года. Но сейчас, казалось бы, карантин окончен, пандемия сходит на нет, а процесс цифровизации лишь набирает свои обороты, причем во всех сферах без исключения. Одной из сфер, в которой цифровизация активно развивается, как со стороны желания и необходимости общества, так и со стороны решения Правительства РФ, является экономика, о ней дальше и пойдет речь.
4 июня 2019 года протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации была утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В данную программу включен целый ряд самых разнообразных проектов: от создания кадрового резерва для работы в новой экономической эпохе, до поддержания информационной безопасности пользователей цифровой среды. Такой «курс» Правительства Российской Федерации обусловлен необходимостью перехода Российской экономики на новый уровень: более совершенный, удобный, соответствующий новой эпохи развития мира. Более того, не стоит забывать о том, что в информационном обществе интернет становится основным источником передачи информации, поэтому, более чем логично, стремиться связать экономическую сферу с «мировой паутиной».
Так что же необходимо предпринять для того, чтобы успешно реализовать такую серьёзную программу? Со слов самих разработчиков национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» первоочередной задачей, поставленной в документе, является создание особой нормативно-правовой базы для успешного ведения бизнеса в условиях цифровизации [1]. Безусловно, законодательное закрепление основных прав и обязанностей предпринимателей, планирующих развитие своего дела в этой среде, необходимо, это поможет сократить риск возникновения нарушений и мошенничества. Но, сразу хочется отметить, что одного лишь создания документа может оказаться недостаточно, крайне важно, чтобы суть нормативно-правового акта была ясна не только его разработчикам и людям с углубленными знаниями в сфере права, но и обычным гражданам, которые только планируют свое развитие в цифровой экономике. А для этого требуется давать разъяснения в простых и понятных людям формах: социальные ролики, буклеты, информационные порталы — вот то, что сможет помочь россиянам детально разобраться в основах правового регулирования цифровой экономики [6, с.54].]
Следующим шагом на пути цифровизации российской экономики должна стать независимость: независимость в области информационных технологий [1]. В нашей повседневной жизни зачастую мы встречаемся с иностранными IT-разработками: программами, сервисами и приложениями, но для «светлого» будущего цифровой экономической среды Российской Федерации необходимо добиться технологической независимости нашего государства, поддержать отечественные разработки и компании. Для этого Правительство РФ уже утвердило ряд грантов, льгот и других мер поддержки российских производителей в сфере цифровых технологий и тех компаний, которые готовы перейти с иностранных программ на сервисы отечественного производства [3, с.166]. Основательный подход к созданию независимой информационной среды нашей страны внесёт немалый вклад в успешную цифровизацию экономики Российской Федерации.
Создание необходимого законодательства, разработка отечественных информационных технологий, поддержание необходимой безопасности — все это является, безусловно, необходимыми мерами на пути реализации проекта по цифровизации российской экономики, но эти шаги могут оказаться бессмысленными, если в новой экономической среде некому будет работать. Создание профессионального кадрового резерва — вот еще одна основная задача нашей страны в процессе цифровизации [1]. Довольно сложно работать с системами, о которых даже не имеешь представления. Именно поэтому в нынешних программах студентов экономических факультетов делается настолько большо уклон в сторону информатики, программирования и искусственного интеллекта. Будущих студентов учат работать с электронным документооборотом, разбираться в новейших экономических программах. А достаточно ли этих усилий? Знания теории, конечно же, дают хорошую базу для дальнейшего профессионального развития, но ни одна теория не заменит практику, именно поэтому современные программы высшего экономического образования должны быть наполнены как можно большим количеством практико-ориентированных дисциплин, возможно, даже стоит увеличить объем ознакомительной и производственной практики, для достижения максимально положительного эффекта. В таких случаях выпускники, уже полностью окунувшиеся в мир практической цифровой экономики, оказавшись на своих новых рабочих местах, смогут быстро, четко, а самое главное — качественно выполнять поставленные задачи.
В целом, когда мы говорим о цифровизации экономики Российской Федерации мы имеем ввиду сразу ряд нововведений:
1) Полный переход на электронный документооборот [3, с.167], что вполне оправдано, особенно с учетом сложившейся в стране кризисной ситуации с бумагой. Электронное документационное обеспечение государства и отдельных компаний сможет сократить рабочее время, ранее отводившееся на передачу документов на бумажных носителях, а также сэкономить средства, выделяемые на закупку бумаги, которой в крупных компаниях и тем более в государственных органах расходуется в очень больших количествах.
2) Введение на территории страны полного безналичного расчёта, как в плане государственной торговли на международной экономической арене, так и в рамках рыночных отношений частных домовладений. Удобство такого способа оплаты очевидно: расчёт через банковские счета и операции во многом упрощает процесс купле-продажи в лице не только единичных граждан и компаний, но и представителей государственной экономики.
3) Также в процессе рассмотрения цифровизации экономики Российской Федерации стоит отметить возникновение и становление электронной валюты. К таким валютам относится, например, криптовалюта и национальная валюта. Конечно же, у таких видов денег существует большое количество как плюсов, так и минусов и каждая форма электронного денежного оборота может существовать только при наличии определённых условий, но тем не менее, на данный момент электронная валюта остаётся одним из направлений развития экономики России.
Итак, очевидно, что процесс цифровизации российской экономики с каждым днем набирает обороты, но что насчёт опасностей, которые могут возникнут при реализации проекта цифровизации. Безусловно, существует ряд проблем, которые требуют особого внимания при переходе к цифровой экономике, некоторые из них уже решаются нашим государством, некоторые лишь предстоит рассмотреть.
Одной из самых главных проблем, возникающих при реализации проекта по цифровизации экономики, считается высокий риск киберпреступлений. По данным МВД РФ за 2021 год на территории Российской Федерации процент киберпреступлений в сфере экономики вырос на 20 % по сравнению с предыдущим годом [2]. Эти данные свидетельствуют о том, что с процессом развития цифровой экономики растет и число преступлений, связанных с данной сферой, именно поэтому очень важно проводить просветительскую деятельность среди населения страны. Необходимо объяснять гражданам возможные виды мошенничества и способы защиты собственных средств. Возможно, необходимо ужесточить наказание за совершение мошеннических действий. Так или иначе вопрос поддержания информационной безопасности должен стать приоритетным при рассмотрении возможности полного перехода России на цифровую экономику.
Следующей проблемой цифровизации экономики можно назвать сопутствующую данному процессу структурную безработицу. Замена ручного труда машинным, переход к удаленному сбору информации и проведению проверок, увеличение процента вовлечённости в работу программ и роботизированной техники, развитие искусственного интеллекта — всё это, на первый взгляд, призвано облегчить работу человека, помочь ему в ряде процессов [7, с.55], но с каждым годом всё больше и больше такие нововведения приводят к тому, что людям работы не остаётся. Сейчас практически в любой сфере жизнедеятельности общества можно заметить тенденцию к автоматизации рабочих процессов. Экономика, конечно же, не стала исключением. Развитие системы личных кабинетов, например, личный кабинет налогоплательщика, привело к тому, что гражданам в большинстве вопросов уже не надо лично посещать налоговую службу, встречаться с консультантом или с другим сотрудником налогового органа, всю необходимую информацию можно узнать в интернете, а заявления и декларации заполнить удалённо. Безусловно, это приводит к облегчению жизни граждан нашей страны, но вместе с этим с каждым годом всё больше рабочих мест в государственных органах попадают под сокращение. Такую «особенность» цифровизации можно назвать не просто серьёзным вопросом, требующим решения, а опасной проблемой, на которую следует обратить пристальное внимание.
Цифровизация экономики Российской Федерации является неотъемлемой частью жизни в постиндустриальном обществе. Такой процесс необходим и даже полезен современной России. Но важно понимать, что в любом проекте есть ряд аспектов, требующих тщательного изучения и доработок. Наша страна нуждается в новом этапе развития экономики, именно поэтому начало цифровизации со временем может стать путём к совершенству российской экономической системы
Литература:
1. Национальный проект «Цифровая экономика РФ», Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2019
2. Сайт МВД РФ, раздел «статистика и аналитика»
3. Шуйский В. П. Цифровизация экономики России: достижения и перспективы — /Вестник института экономики Российской академии наук/, 2020
4. Боркова, А. А. Анализ цифровой экономики Российской Федерации в 2018–2020 гг. — /Молодой ученый/. № 20 (310), С. 405–407., 2020
5. Головинов О. Н., Погорелов А. В. Киберпреступность в современной экономике: состояние и тенденции развития. — /Вопросы инновационной экономики/, 2016.
6. Гостев Д. А., Михеева М. М., Повышение налоговой культуры и грамотности у граждан Российской Федерации. — / Сборник научных статей по итогам X межвузовской научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы развития современной экономики» ЮРИУ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, С. 52–54/, 2021
7. Гостев Д. А. Проблемы налогообложения в Российской Федерации. — /Актуальные проблемы развития современной экономики, с.54–56/, 2021