В данной статье автор раскрыл меры, принятые правительством Республики Казахстан в период распространения коронавирусной инфекции и предоставил статистическую информацию объем средств, затраченных в период пандемии и меры государства по преодолению и управлению кризиса.
Ключевые слова: антикризисное управление, коронавирус, кризис, МСБ.
Быстрое распространение коронавируса и введение чрезвычайного положения во многих странах вызвало вопросы об эффективности управления. Эта эпидемия сыграла ключевую роль в трансформации государственного сектора, приведя к быстрым изменениям в государственном управлении, цифровому измерению и развитию систем управления государственными служащими.
Меры, принятые правительствами разных стран мира, включают социальное дистанцирование, запреты на поездки, ограничения на общественные собрания, финансирование здравоохранения, новые меры социального обеспечения, отслеживание контактов и другие меры по предотвращению распространения вируса. Независимо от подхода правительства, меры сильно различаются по форме и скорости реагирования. Эти различия приводят к дебатам, поскольку государство и общественность пытаются решить, насколько уместны, эффективны, ограничены во времени или отвергнуты те или иные ответные меры.
Быстрое распространение коронавируса в кратчайшие сроки привело к повышенному чрезвычайному положению в здравоохранении и экономике и проверке организационной эффективности всего государства. По сравнению с предыдущими кризисами, которые в основном были связаны с проблемами на финансовых рынках, экономическими циклами или пузырями на рынке недвижимости, рецессия 2020 года в большей степени определяется последствиями решений, принятых правительствами для предотвращения распространения эпидемии. и сократить число возможных.
По состоянию на 30 октября 2020 года число умерших от Ковид-19 в стране превысило 1,2 млн человек, и нет ни одной страны, которая бы не пережила беспрецедентный кризис [1, 2]. Не только полупериферийные и периферийные страны, но и развитые и неразвитые страны не в состоянии справиться с воздействием коронавируса. Бедные страны сталкиваются с нехваткой продовольствия, а также с хрупкостью систем здравоохранения, высоким уровнем безработицы и сокращением основных рабочих мест. Будущее наиболее уязвимых слоев населения, инвалидов, пожилых людей, детей, рабочих-мигрантов и беженцев — это сложный вопрос.
По словам президента Группы Всемирного банка, «пандемия и экономический спад в развитых странах могут обратить вспять недавние успехи в сокращении бедности и ввергнуть почти 60 миллионов человек в крайнюю нищету» [3]. В 2020 году, согласно докладу по ЦУР, 71 миллион человек относиться к категории «крайне бедных». Большинство этих людей работают в неформальном секторе экономики, и их доходы упали на 60 % в первый месяц кризиса» [4]. По оценкам, в 2020 году международная торговля сократилась до 32 %, прямые иностранные инвестиции — до 40 %, а денежные переводы в страны с низким и средним уровнем дохода — до 20 %.
В целом, правительства по всему миру используют время для ускорения ответных мер на пандемию Ковид-19, а сокращение административных процедур и новые формы координации часто используются для ускорения ряда мероприятий, связанных с кризисом. Несколько стран отказались от традиционных методов управления, включая надзорные функции, чтобы преобразовать человеческие ресурсы и быстро реагировать на кризисы.
Регулирующие органы стремятся упростить процессы, чтобы снизить нагрузку на регулируемые организации, включая гибкость регулирования и соблюдение требований, особенно в отношении поставок критически важных товаров. Ранее принятые законодательные меры не имеют юридической силы, если они не направлены на оказание услуг по спасению жизни, проведение испытаний или предоставление средств индивидуальной защиты.
Новая ситуация потребовала быстрого принятия новых законов (выходящих за рамки обычных процедур, разрешенных Конституцией) для правительства в кризисной ситуации и принятия оперативных мер по борьбе с эпидемией.
16 марта 2020 года, в период действия чрезвычайного положения, в Казахстане был принят и реализован пакет мер экономической и социальной поддержки на общую сумму 5,9 триллиона тенге, из которых 3,34 триллиона тенге — поддержка экономических организаций (Рисунок 1).
Рис. 1. Предоставление помощи по направлениям
По данным Евразийской комиссии, объем средств, затраченных сообществом на преодоление проблемы, был определен количественно и представлен на рисунке 1, где указана область и меры поддержки (март, апрель, май 2020 года) [4].
Так, 51 % от общей выделенной суммы был направлен на конкретный экономический сектор, 27 % — на население, 18 % — на финансовый сектор и 1,77 % — на здравоохранение. Основными мерами по поддержке реального сектора являются: 8 % договорное кредитование оборотного капитала хозяйственных организаций и 6 % ежегодное увеличение кредитования капитала для инвестиционных проектов (программа " Экономика простых вещей); предоставление различных видов налоговых льгот, включая выплаты из фонда заработной платы; дополнительное финансирование в рамках программы «Простая экономика» для поддержки отечественных производителей; Определенные средства на реализацию программы по усилению мер безопасности для бизнес-гидов; Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности по проекту «Ауыл — Ел бесігі»; Погашение кредитов, выданных для малых и средних предприятий; Поддержка агропромышленного комплекса (рисунок 2).
Рис. 2. Распределение средств по мерам господдержки
Различные меры поддержки субъектов реального сектора позволили охватить 136 тыс. организаций, создать 240 тыс. новых рабочих мест, по дополнительному финансированию на реализацию программы «Дорожная карта бизнеса» для усиления мер гарантирования дополнительно создается около 16 тыс. рабочих мест, дополнительное финансирование жилищного строительства, позволит довести объемы строительства жилья в стране до 15 млн квадратных метров.
Литература:
- Антикризисное управление (карман. формат) / Под ред. Короткова Э. М. — М.: Риор, 2017. — 156 c.
- Государственная поддержка казахстанского бизнеса во время ЧП URL: https://uchet.kz/week/gosudarstvennaya-podderzhka-kazakhstanskogo-biznesa-v-period-chp
- Министерство национальной экономики РК. Комитет по статистике. Основные социально-экономические показатели URL: https://stat.gov.kz
- Пандемия коронавируса 2020 в мире, пандемия что это в медицине определение URL: https://proshuslovo.ru/budem-zdorovy/pandemiya-koronavirusa-2020.html