В статье рассматривается деятельность государственного обвинителя при поддержании обвинения по делам об экологических преступлениях. Данная сфера обладает узкопрофильной спецификой, требует повышения профессиональных навыков государственного обвинителя.
Ключевые слова: государственный обвинитель, экологические преступления, уголовное судопроизводство.
Положениями Конституции РФ, в частности ст. 42, каждому жителю нашей страны гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями [1]. В соответствии с ч. 1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением, в том числе, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений [2].
В современных условиях ухудшение состояния окружающей среды оказывает непосредственное влияние на стабильность социально-экономического развития страны. Особой уязвимостью при этом отличается здоровье населения, характеризующее уровень жизни и развития общества. В период стремительно развивающейся урбанизации неблагоприятное качество окружающей среды воздействует на население не изолированно, а в виде комплексного влияния основных факторов — химического загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы и ряда физических факторов.
Так, с учетом роста темпов воздействия человека на окружающую среду нарушений природоохранного законодательства становится с каждым разом все больше. Значительное количество дел в судах связаны с реализацией твёрдых бытовых отходов и особенно этот вопрос обострился с принятием в последнее время множества правовых законодательных новелл, возлагающих на различные органы власти соответствующие обязанности. Во многих регионах остаются актуальными вопросы обеспечения населения питьевой водой, не решены вопросы по водоотведению и очистке сточных вод, отсутствует необходимый уровень контроля за объектами деятельности, оказывающие вред окружающей среде. Это и многое другое является предметом судебных разбирательств в суде. Отсутствие системного контроля за использованием природных ресурсов приводит к тому, что нарушения в области природного законодательства зачастую остаются без внимания и постепенно переходят в группу скрытых правонарушений.
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в первом полугодии 2019 года в суды направлено 784 иска и заявления на общую сумму 73 млн. 738 тыс. руб., из них в суды общей юрисдикции 690, в арбитражные суды — 94. Судами рассмотрено и удовлетворено либо прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора 560 исков и заявлений на сумму 490 млн. 187 тыс. руб. В результате принятых природоохранными прокурорами мер исполнено 233 решения судов. Судами по постановлениям прокуроров наложено 89 штрафов на общую сумму 1,7 млн. руб. [3].
Характер и степень проблем, возникающих в современном мире, заставляет задуматься о достаточности гарантий, эффективности правового регулирования, а также применения имеющихся на сегодняшний день механизмов и инструментов, способных оказать положительное воздействие и повышения уровня экологической безопасности в нашей стране.
Деятельность государственного обвинителя в процессе поддержания обвинения представляет собой сложное правовое явление, которое реализуется прокурором на различных стадиях уголовного судопроизводства с помощью множества процессуальных приемов и способов в зависимости от особенностей судебного рассмотрения уголовного дела и решаемой цели, стоящей перед государственным обвинителем.
В связи с особой сложностью и узко направленной специализацией надзора в области экологического законодательства, более детальный анализ роли государственного обвинителя по данной категории дел в настоящее время является весьма актуальным, поскольку позволяет выделить ряд проблемных моментов относительно особенности действий и их эффективности в рамках осуществления надзорных функций государственного обвинителя.
В этой связи необходимо отметить наличие значительного круга проблем, решение которых требует повышения профессиональных навыков государственного обвинителя, а именно: разработку научных и теоретических рекомендаций, инструкций, методичек для сотрудников прокуратуры с использованием передового практического опыта, которые могли бы способствовать формированию обоснованной позиции обвинения прокурора по делам об экологических преступлениях.
В настоящее время важное значение имеет повышение экологических знаний прокуроров, поскольку данная сфера обладает узкопрофильной спецификой, а также специализация прокуроров на поддержание обвинения в судах по делам данной категории.
Существует мнение, согласно которому решению данной проблемы могло бы способствовать принятие в Российской Федерации «Экологического кодекса», что позволило бы собрать воедино все понятия экологического права и более детально сформировать структуру экологического надзора органами прокуратуры, а также определить важные особенности, требующие наибольшего внимания.
В настоящее время нормы, характеризующие экологические правонарушения, в основном сосредоточены в относительно самостоятельных источниках экологического права (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.). При этом многое нормы экологического права зачастую имеют весьма расплывчатый характер и по-разному толкуют одно и то же правонарушение. В связи с этим прокурору, ввиду отсутствия специальных познаний, бывает сложно подобрать тактику и методику поддержания государственного обвинения в суде. Принятие на государственном уровне единого нормативно-правового акта, регламентирующего вопросы экологического права, могло бы способствовать повышению качества государственного обвинения в суде по рассматриваемой категории преступлений.
В завершении следует отметить то, что особенности поддержания государственного обвинения по делам об экологических преступлениях должны быть всегда предметом анализа и совершенствования с учетом насущных государственных задач и потребностей, совершенствования законодательства и необходимости улучшения уровня экологической ситуации в стране и в мире.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. — 2020. — № 31. — Ст. 4398.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) // Российская газета. — 2022 г. № 154–155.
- Работа Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры по защите конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и законных интересов государства в судебном порядке в первом полугодии 2019 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1671670/ (дата обращения: 07.08.2022).