Использование метода ситуационного анализа на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 12.08.2022

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Искакова, А. Т. Использование метода ситуационного анализа на уроках информатики / А. Т. Искакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94365/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель исследования, провести анализ данной ситуации, отработать навыки конструктивного критического мышления, разработать варианты проблем, найти их практическое решение.

В качестве фокус группы исследований и проведения урока, можно брать учащихся 7–12 классов, так как краткосрочные результаты исследований можно будет увидеть уже к концу текущего учебного года.

Некоторыми такими факторами являются: неправильная трактовка условий заданий и вследствие этого потеря баллов за данные задания, слабые навыки анализа на основе представленных ресурсов в виде фрагментов текстов, сценариев и рисунков, затруднения в планировании эксперимента и в построении ожидаемого графика и недостаточный уровень развития навыков прогнозирования в науках. Эти все факторы показывают на недостаточную сформированность навыков высокого порядка у учащихся среднего звена. Тогда областью изучения станет считаться проектная работа учащегося, которая содействует развитию способностей анализа через Case study. По методу прямой аналогии учащимся нужно выбрать свои темы проектов, и к ним до конца урока написать решение, определить преимущества и возможные ограничения решения. Такой вид работы создает учебную среду для самостоятельной исследовательской деятельности и способствует определению сильных сторон работы и возможных рисков.

Ключевые слова: исследование, программа, урок, анализ, проект, кейс, этапы урока.

Purpose of the study: to analyze this situation, to develop the skills of constructive critical thinking, to develop options for problems, to find their practical solution.

Students in grades 7–12 can be taken as a focus group for research and conducting a lesson, since short-term results of research can be seen by the end of the current academic year.

Some of these factors are: incorrect interpretation of task conditions and, as a result, loss of points for these tasks, poor analysis skills based on the presented resources in the form of fragments of texts, scenarios and figures, difficulties in planning the experiment and in building the expected schedule, and insufficient development of forecasting skills in sciences. All these factors point to the insufficient formation of high-order skills among middle-level students. The area of study is then considered the student's project work, which contributes to the development of analytical abilities through case study. According to the method of direct analogy, students need to choose their project topics, and write a solution to them by the end of the lesson, determine the advantages and possible limitations of the solution. This type of work creates a learning environment for independent research activities and helps to identify the strengths of the work and possible risks.

Keywords: research, program, lesson, analysis, project, case, lesson stages.

Согласно Давыдовой О. С «Цель — это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознания человека». (Екатеринбург 2008, Учебное пособие по дисциплине «Исследовательская педагогическая деятельность преподавателя высшей школы (для обучающихся по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»)

Центральное место в структуре кейса занимает аналитическая трактовка описываемой реальной ситуации, не только вскрывающая практические проблемы, но и актуализирующие комплекс специальных знаний, который необходимо задействовать для успешного решения конкретной проблемы. Одной из важнейших целей кейс-обучения является выработка у учащихся умений свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности. Важным нюансом кейсовых заданий является то обстоятельство, что совокупность фактов, цепочка событий открываются для анализа в связи с конкретной ситуацией на конкретный момент времени.

В методологическом контексте метод ситуационного анализа можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания.

В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли. Суть кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-либо практическую проблему.

Как показывает практика, определение темы урока вместе с учащимися и формулировка вопросов, на которые предстоит найти ответы в течение урока, является залогом успешной организации урока. Таким образом учащиеся смогли бы определить границы содержания урока, критерии оценивания, этапы их деятельности на уроке. После определения с учащимися темы урока, можно приступить к изложению нового материала, используя материал для учащихся в соответствии с их стилем обучения по типу восприятия информации, так как данный подход гарантирует успешность усвоения знаний.

В соответствии с критериями оценивания и целями, разработанными в начале урока, учащиеся смогут подвести итоги своей деятельности и запланировать свою работу на последующие уроки, исходя из индивидуальных потребностей.

Работая в паре по готовым карточкам с вопросами высокого порядка, указав два недостатка языка программирования первого поколения, учащиеся справились с заданием на повторение пройденного материала быстро, так как данная работа проводится систематически и осуществляется мониторинг выполнения заданий через учет достижений учащихся.

При выполнении задач практико-ориентированного характера с использованием циклического алгоритма, некоторые учащиеся затруднялись в написании программного кода. Работу цикла они определяют, но при написании в программе допускают ошибки, что дает материал для детального рассмотрения структуры программы на следующем уроке — будут предложены пошаговые инструкции для слабоуспевающих и повышенной трудности для преуспевающих учащихся.

На этом этапе произойдет развитие умений учащихся, которые необходимы для успешного изучения других предметов. Данная работа можно запланировать в парах, где им предлагаются карточки- кейсы, на которых описаны проблемные ситуации, которые нужно решить с использованием объектно-ориентированного программирования для того, чтобы вспомнить учебную программу прошлого года и создать основу для дальнейшего обучения. Эта деятельность дает возможность учащимся сравнивать и анализировать при создании проекта в части программирования.

Методические рекомендации по организации работы с кейсом

  1. Работать над кейсом в условиях строгой дисциплины нельзя, так как во многом это процесс творческий.
  2. Учитель должен подходить к группам учащихся, прислушиваться к ходу обсуждения, но ни в коем случае не делать никаких комментариев относительно правильности решения.
  3. Учитель должен занимать нейтральную позицию. Он должен выполнять лишь две функции: регулирующую и корректирующую ситуацию, где нужно уметь направить в нужное русло.
  4. В решениях, представленных учащимися, необходимо отметить сильные и слабые стороны. Причем по кейсу может быть принято несколько решений, если они обоснованы.

Так для полноценного выполнения проектной деятельности необходима серия уроков, необходимо разработанное решение, по которому необходимо определить преимущества данного решения для выполнения данной практической работы, таким образом учащиеся могут анализировать, оценивать и предлагать возможные ограничения в данном решении.

По методу прямой аналогии учащимся нужно выбрать свои темы проектов, и к ним до конца урока написать решение, определить преимущества и возможные ограничения решения. Такой вид работы создает учебную среду для самостоятельной исследовательской деятельности и способствует определению сильных сторон работы и возможных рисков.

Необходимо запланировать совместное составление критериев оценивания, исходя из заданий и целей урока, данная работа должна проводиться систематически, что дает учащимся полное понимание предстоящего исследования и стандартов проведения работы. Помимо составления критериев оценивания, нужно запланировать парное оставление вопросов высокого порядка к теме проектов. Эта работа изначально одна из отправных точек проведения исследовательской работы, так как вопросы высокого порядка могут быть трансформированы в исследовательские вопросы.

Так как большая часть критериев оценивания должны быть предложены самими учащимися, к концу урока учащиеся успешно самостоятельно могут провести взаимооценку своих описаний в тех же парах, где могут указать, каких критериев оценивания они достигли, и так же дать обратную связь на что еще можно было бы обратить внимание.

Оценивание на уроке является важным скрепляющим звеном, это — доказательство, которое используется для определения на каком этапе находятся учащиеся в процессе своего обучения. Оценивание для обучения несет в себе «формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции», оно помогает в одинаковом понимании целей обучения учащимися и учителями для того, чтобы они имели возможность определения своего уровня в процессе обучения и определения уровня, которого они могут достичь.

Использование блочной технологии, где на каждом этапе составляются критерии оценивания для каждой части, позволяет реализовать деятельностный подход на уроке, активно включать учащихся в процесс обучения, осознано относиться к результатам, так как эта возможность развивает умение определять образовательные возможности и образовательные задачи.

Внедрение проектно-исследовательского метода в образовательный процесс способствует развитию и формированию личностного роста учащихся, и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как:

– Стремление к творческой интерпретации при выполнении индивидуальных и коллективных учебных заданий.

– Стремление и умение учащихся мыслить самостоятельно.

– Умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению проблемы и способам добывания знаний.

– Умение критически оценивать суждения других.

– Развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и ясно излагать мысли.

– Расширение кругозора.

– Умение систематизировать и обобщать материал и знания.

Рекомендации для учителей, желающим присоединиться к исследованию в действии:

Учитывать возможности класса и особенности изучаемого материала.

Проводить предварительную работу с учащимися по разъяснению целей исследования для понимания смысла проведения работы и повышения мотивации.

Понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся.

Литература:

  1. Масалков, Семина: Стратегия кейс стадии. Методология исследования и преподавания. Москва Альма Матер 2011г
  2. Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для академического бакалавриата / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 113 с.
  3. Кейсы и кейс-стади: вопросы методологии. Матусевич А. П., Коровин С. В.
  4. https://evolkov.net/case/case.study.html
  5. http://soc-research.info/material.html
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, высокий порядок, конец урока, критерий оценивания, урок, возможное ограничение решения, высшая школа, самостоятельная исследовательская деятельность, сильная сторона работы, учебная среда.


Задать вопрос