Проблема, препятствующая школьникам инициативно заниматься спортом: слабая мотивация к здоровьесбережению. В настоящий период для подростков преобладает пассивный досуг, а заинтересованность к двигательной активности при этом пропадает. Компьютерные игры заменили подвижную деятельность подростков, поэтому увеличилась гиподинамия, зрительная и нервная система перегружается. Из-за недостаточной физической подготовки, школьникам зачастую нелегко выполнить требования ФГОС, поэтому у детей интерес к уроку физической культуры пропадает. Низкая плотность уроков, также является причиной отсутствия интереса у школьников. Данная проблема является актуальной и для её решения педагогу необходимо внедрять новые приемы и методы, которые будут эффективны для повышения у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Альтернативой для решения проблемы низкой мотивации на уроках физкультуры могут выступать фитнес-технологии, которые вызывают повышенный интерес у школьников. Использование фитнес-технологий способствует поддержанию хорошей физической формы, помогает тренировать мышцы и влияет на повышение оздоровительного процесса. Данные технологии можно применять как в урочной, так и во внеурочной спортивной деятельности, заменив фитнесом наскучившие всем общеразвивающие упражнения в подготовительной и заключительной части урока. Педагог значительно повышает интерес и эмоциональное состояние школьников, снимает эмоциональную напряженность и формирует потребность к ЗОЖ.
В настоящее время существует множество различных видов фитнеса: классическая и танцевальная аэробика, степ-аэробика, фитбол-аэробика, шейпинг, силовой фитнес, фитнес-йога, пилатес, калланетика, стретчинг, роуп-скипиннг, бодифлекс и многое другое. Выбор той или иной фитнес-программы зависит от заинтересованности школьников, а также от того, какой ожидается результат. Виды фитнеса можно чередовать в зависимости от того, какие задачи ставятся на уроке. Фитнес-технологии находят отражение в любом модуле программы по физической культуре: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, плавание, зимние виды спорта. Фитнес способствует разнообразию применяемых средств в проведении урока, оживляет и придает ему новую эмоциональную окраску.
Перед основной частью урока применяемые фитнес-технологии должны отражать специфику модуля рабочей программы и способствовать развитию определённых двигательных навыков у школьников. Например, при проведении уроков по плаванию можно использовать аквааэробику. Упражнения аэробики чаще всего включают в уроки легкой атлетики, так как они приближены к технике бега, прыжков и метаний. Степ-аэробика используются на уроках гимнастики, используя гимнастические мячи, скакалки или гимнастические палки. На уроках спортивных игр выполняются упражнения с мячом. В случае если погодные условия не позволяют выходить на улицу для лыжной подготовки и урок проводится в спортивном зале, можно использовать упражнения силовой аэробики с резиновыми бинтами под музыку, имитирующие лыжные ходы.
При подборе специальных упражнений для использования в основной части урока применяются комплексы упражнений из различных направлений фитнеса, сконцентрированные на подготовку организма для реализации задач, поставленных на уроке. Чтобы снять усталость и напряжение в конце урока, фитнес применяется для повышения эмоционального состояния. Внедрение фитнеса в урок физкультуры вызывает у школьников положительную мотивацию, интерес и желание заниматься систематически, способствует повышению уровня их здоровья.
Педагог должен понимать, где и когда можно применить ту или иную программу фитнеса. Некоторые виды способствуют закаливанию, повышению двигательной активности, выносливости организма, снижению массы тела, повышению развития координации движений, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Другие виды активизируют иммунную систему и защитные свойства организма, способствуют преодолению стрессовых состояний, развивают осанку, укрепляют мускулатуру, развивают: гибкость, скорость и ловкость.
Для учителя физической культуры настало время активно внедрять в школьную практику оздоровительные программы. Для этого ему необходимо изучение инновационных методик и форм организации занятий по физкультуре. Педагог поделится приобретенным опытом с другими педагогами, тем самым повышает свой профессиональный уровень.
Литература:
- https://infourok.ru/statya-fitnes-tehnologii-v-shkole-4798208.html
- https://infourok.ru/itogovaya-rabota-po-teme-ispolzovanie-fitnestehnologiy-na-uroke-fizicheskoy-kulturi-v-shkole-1079139.html
- https://infourok.ru/ispolzovanie-fitnes-tehnologij-na-urokah-fizicheskoj-kultury-v-shkole-4477829.html
- Гайбадуллина Р. Ф. Применение фитнес технологий. [Электронный ресурс]: Применение фитнес-технологий на занятиях физической культуры как средство повышения мотивации учащихся / Гайбадуллина Р. Ф. Электрон. текстовые дан. — Благовещенск: 2020.
- Капшуков П. Б. Современные фитнес-технологии. [Электронный ресурс]: Современные технологии физического воспитания/ П. Б. Капшуков Электрон. текстовые дан. — Калининград: 2018.
- Кулакова Е. В. Фитнес-технологии в школе. [Электронный ресурс]: Использование фитнес-технологий на уроках физической культуры/ Е. В. Кулакова Электрон. текстовые дан. — Санкт-Петербург: 2017.