В статье рассматривается актуальные проблемы поиска наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Ключевые слова: стратегии социально-экономического развития, концепция духовно-нравственного развития, духовно-нравственное воспитание.
В настоящее время в дошкольной педагогике остается актуальной проблема поиска наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Важность этой проблемы заключается в том, что в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия, как информационного, интеллектуального и эмоционального характера, так и духовного и нравственного. Эти источники не всегда позитивны. Поэтому основная задача взрослых, находящихся в близком для детей окружении, научить отличать положительные источники от тех, которые носят негативный характер. И не только отличать, но и действовать в соответствии с ними.
Кроме этого на актуальность и важность вопроса о необходимости организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей, в том числе и дошкольного возраста, указывают нормативно-правовые документы, как федерального, регионального, муниципального уровня, так и уровня образовательной организации.
Федеральный уровень:
Закон об образовании в РФ» (статья 2);
– Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (1.6 задачи дошкольного образования, содержание образования образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»)(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. n 1155);
– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ (авторы: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.);
– Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;
– Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г.Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 [3].
Региональный уровень:
– Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013–2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года N 431-пп;
– Концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области» и Утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 9 июня 2006 г. № 133-пп;
– Соглашение о взаимном сотрудничестве между Департаментом образования, культуры и молодёжной политики и Белгородской и Старооскольской епархией (подобные соглашения заключаются, начиная с 2000 года).
Муниципальный уровень:
– Стратегии социально-экономического развития Ракитянского района до 2025 года (утверждена в мае 2015 г.)
Уровень дошкольной организации:
– Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» общеразвивающего вида, принята на педагогическом совете № 1 от 01.09.2018 года, утверждена приказом заведующего № 89 от 01.09.2018 г.
– Устав МДОУ «Детский сад № 1» общеразвивающего вида. Принят на общем собрании работников учреждения, протокол № 1 от 14 июня 2017 года. Утвержден постановлением главы Ракитянского района № 568 от 27.06.2017 г.
На основании требований законодательства в часть, формируемую участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольной организации, включена программа «Добрый мир» (автор Л. Л. Шевченко).
Одна из задач этой программы — приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых [8]. Эта задача решается в разделе программы «Ценности жизни христиан». В этом разделе планируются обзорные занятия по теме «Почему люди защищают свою родину».
Содержанием занятий является информация о том, что многие святые в православии были воинами. При этом упоминаются имена знаменитых защитников земли русской Ильи Муромца и Александра Невского [6]. Но ведь таких святых защитников Отечества в православии гораздо больше. Их жизнь и подвиги запечатлены не только в иконах, молитвах и духовных песнопениях, но и в художественной литературе, в том числе и детской, в песнях, картинах, скульптурах.
На наш взгляд, этот пласт искусства в духовно-нравственном воспитании дошкольников остается не востребованным. Тогда как образовательная деятельность в этом направлении может использоваться для решения проблемы соблюдения исторической преемственности поколений в современном образовании [3].
Кроме этого опыт организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников показал, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Об этом в федеральном нормативном документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных, традициях и передаваемые от поколения к поколению» [3]. Поэтому используемые формы работы по духовно-нравственному воспитанию с дошкольниками должны учитывать потребности и желания семей [4].
Одной из таких эффективных форм духовно-нравственного воспитания дошкольников с привлечением семей воспитанников является организация деятельности музыкально-литературных гостиных.
Н. В. Микляева пишет: «Литературно-музыкальная гостиная — это гибкая форма организованного общения, импонирующая детям и их родителям» [2].
Батырханова Л. Т. считает, что литературно-музыкальная гостиная одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Так как встречи при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное [1].
Эта форма образовательной деятельности раннее использовалась только в работе со школьниками, но в настоящее время опыт многих детских садов, в том числе и дошкольной организации, где формировалась данная технология, доказывает эффективность деятельности литературно-музыкальных гостиных в дошкольном образовании.
Интересно, что в методической литературе часто происходит подмена термина «литературно-музыкальная гостиная» понятиями «музыкальный вечер», «музыкальные встречи» или «литературно-музыкальная композиция». Литературно-музыкальная гостиная имеет свои особенности. А именно:
– свободное общение на музыкально-литературном материале;
– действительное наличие гостей, то есть приглашенных музыкантов, поэтов, творческих людей, журналистов, работников музеев, библиотек и др.;
– «живой» диалог «на равных».
Таким образом, литературно-музыкальная гостиная предполагает использование элементов театрализации; создание атмосферы салонности и одновременно тесного круга единомышленников; подталкивает детей и взрослых к переходу на доверительную форму общения, проявление своих способностей и интересов.
При организации литературно-музыкальной гостиной как формы дошкольного образования и досуга используются следующие методы:
– игровые (игры, игровые тренинги, задания и упражнения);
– методы театрализации; соревновательные;
– методы сотрудничества;
– методы воспитывающих ситуаций (проблемные ситуации, коррекции поведения);импровизации.
Основные принципы построения образовательной деятельности в форме литературно-музыкальной гостиной:
– принцип историзма, научности, системности;
– принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта, композитора, художника;
– принцип доступности, толерантности.
Привлекательность этой формы образовательно-досуговой деятельности состоит в том, что это творческая форма деятельности. Поэтому она нестандартна, нетрадиционна, многомерна, но при этом достаточна мобильна. Беседа в литературно-музыкальной гостиной может быть посвящена любой теме или знаменательной дате, с использованием различных форм и атрибутов. Она может быть тематической, мемориальной или жанровой [2].
Технология подготовки и проведения музыкально-литературных гостиных включает восемь этапов.
Встречи в литературно-музыкальных гостиных включаются в образовательно-досуговую деятельность второй половины дня подготовительной к школе группы. Основными образовательными задачами являются:
– приобщение к ценностям православной культуры (ощущение причастности к культуре), историческому прошлому Отечества,
– христианским духовным традициям,
– подвигам народных героев, святости, благоговейному отношению к святыням,
– бережному отношению к миру;
– воспитание детей в духе национальных и этнических духовных традиций;
– воспитание общей культуры через ознакомление с произведениями искусства (иконопись, живопись, архитектура, духовная и народная музыка, литература).
Кроме этого, на каждой конкретной встрече решаются задачи по знакомству с историей жизни и подвигов конкретных людей, которые были причислены к лику святых в православной культуре
Тематическое планирование деятельности литературно-музыкальных гостиных включается в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе в учебном году.
При подготовке сценариев встреч в литературно-музыкальной гостиной подбирается литературный, музыкальный, изобразительный материал. Он должен соответствовать:
– возрасту детей, но при этом вписываться в зону ближайшего развития старших дошкольников;
– жизненному опыту и опыту восприятия произведений искусства старших дошкольников.
При этом преподнесение искусствоведческого материала должно быть не только доступным, но и ярким и интересным.
И хотя технология подготовки и проведения всех встреч в литературно-музыкальных гостиных одинаковая, но каждая встреча должна отличаться оригинальностью оформления зала, подготовки выступлений детей и взрослых, наличием гостей, разнообразием форм активизации участников.
К каждой из встреч оформляется выставка детско-взрослых поделок, рисунков, раскрасок. Тематика некоторых из них указана в пособиях к программе «Добрый мир»:
– Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь [5].
– Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы
– Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья [6].
Таким образом, правильно организованная работа литературно-музыкальной гостиной с детьми, педагогами и родителями воспитанников подготовительной к школе группы оказывает содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, формированию у него:
– нравственных чувств: совести, милосердия, сопереживания близким людям, природе, добросердечности, любви, веры;
– нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость);
– нравственной позиции (проявление внимания, ценностного отношения к людям, родному дому, добрым традициям; темам духовно-нравственного содержания);
– нравственных привычек, умений и навыков, поведения отзывчивость — внимание и умение заботиться о ближнем. Оказание помощи близким и нуждающимся. Интерес и активное познавательное отношение к ценностно-смысловой стороне действительности;
– нравственных качеств: Милосердие. Трудолюбие. Послушание. Уважение. Стыдливость. Правдивость. Совестливость. Вдумчивость. Доверие. [3].
Литература:
- Батырханова, Л. Т. Учебно-методическое пособие по проведению занятий литературной гостиной / сост. Л. Т. Батырханова. — Павлодар: Кереку, 2010. — 90 с.
- Зябкина, В.В., Микляева, Н.В., Родионова, Ю. Н. Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе: Методическое пособие для воспитателей и учителей. — М.: АРКТИ, 2010.- 88 с.
- Логинова, Н. В. Нормативно-правовая база по духовно-нравственному воспитанию и образованию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования URL: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/ds_26/SiteAssets/SitePages/Духовно-нравственное воспитание.pdf(дата обращения 15.10.2018).
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.10.2018).
5. Шевченко, Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.- 40 с.
6. Шевченко, Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Устроение отношений в нашей жизни. Книга 3.под ред. Л. Н. Антоновой М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.- 96 с.