Музыкально-литературная гостиная — форма организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 13.08.2022

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Красненко, Л. А. Музыкально-литературная гостиная — форма организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников / Л. А. Красненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94403/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается актуальные проблемы поиска наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Ключевые слова: стратегии социально-экономического развития, концепция духовно-нравственного развития, духовно-нравственное воспитание.

В настоящее время в дошкольной педагогике остается актуальной проблема поиска наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Важность этой проблемы заключается в том, что в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия, как информационного, интеллектуального и эмоционального характера, так и духовного и нравственного. Эти источники не всегда позитивны. Поэтому основная задача взрослых, находящихся в близком для детей окружении, научить отличать положительные источники от тех, которые носят негативный характер. И не только отличать, но и действовать в соответствии с ними.

Кроме этого на актуальность и важность вопроса о необходимости организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей, в том числе и дошкольного возраста, указывают нормативно-правовые документы, как федерального, регионального, муниципального уровня, так и уровня образовательной организации.

Федеральный уровень:

 Закон об образовании в РФ» (статья 2);

– Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (1.6 задачи дошкольного образования, содержание образования образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»)(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. n 1155);

– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ (авторы: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.);

– Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;

– Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г.Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 [3].

Региональный уровень:

– Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013–2020 годы. Утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года N 431-пп;

– Концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области» и Утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 9 июня 2006 г. № 133-пп;

– Соглашение о взаимном сотрудничестве между Департаментом образования, культуры и молодёжной политики и Белгородской и Старооскольской епархией (подобные соглашения заключаются, начиная с 2000 года).

Муниципальный уровень:

– Стратегии социально-экономического развития Ракитянского района до 2025 года (утверждена в мае 2015 г.)

Уровень дошкольной организации:

– Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» общеразвивающего вида, принята на педагогическом совете № 1 от 01.09.2018 года, утверждена приказом заведующего № 89 от 01.09.2018 г.

– Устав МДОУ «Детский сад № 1» общеразвивающего вида. Принят на общем собрании работников учреждения, протокол № 1 от 14 июня 2017 года. Утвержден постановлением главы Ракитянского района № 568 от 27.06.2017 г.

На основании требований законодательства в часть, формируемую участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольной организации, включена программа «Добрый мир» (автор Л. Л. Шевченко).

Одна из задач этой программы — приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых [8]. Эта задача решается в разделе программы «Ценности жизни христиан». В этом разделе планируются обзорные занятия по теме «Почему люди защищают свою родину».

Содержанием занятий является информация о том, что многие святые в православии были воинами. При этом упоминаются имена знаменитых защитников земли русской Ильи Муромца и Александра Невского [6]. Но ведь таких святых защитников Отечества в православии гораздо больше. Их жизнь и подвиги запечатлены не только в иконах, молитвах и духовных песнопениях, но и в художественной литературе, в том числе и детской, в песнях, картинах, скульптурах.

На наш взгляд, этот пласт искусства в духовно-нравственном воспитании дошкольников остается не востребованным. Тогда как образовательная деятельность в этом направлении может использоваться для решения проблемы соблюдения исторической преемственности поколений в современном образовании [3].

Кроме этого опыт организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников показал, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Об этом в федеральном нормативном документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных, традициях и передаваемые от поколения к поколению» [3]. Поэтому используемые формы работы по духовно-нравственному воспитанию с дошкольниками должны учитывать потребности и желания семей [4].

Одной из таких эффективных форм духовно-нравственного воспитания дошкольников с привлечением семей воспитанников является организация деятельности музыкально-литературных гостиных.

Н. В. Микляева пишет: «Литературно-музыкальная гостиная — это гибкая форма организованного общения, импонирующая детям и их родителям» [2].

Батырханова Л. Т. считает, что литературно-музыкальная гостиная одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Так как встречи при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное [1].

Эта форма образовательной деятельности раннее использовалась только в работе со школьниками, но в настоящее время опыт многих детских садов, в том числе и дошкольной организации, где формировалась данная технология, доказывает эффективность деятельности литературно-музыкальных гостиных в дошкольном образовании.

Интересно, что в методической литературе часто происходит подмена термина «литературно-музыкальная гостиная» понятиями «музыкальный вечер», «музыкальные встречи» или «литературно-музыкальная композиция». Литературно-музыкальная гостиная имеет свои особенности. А именно:

– свободное общение на музыкально-литературном материале;

– действительное наличие гостей, то есть приглашенных музыкантов, поэтов, творческих людей, журналистов, работников музеев, библиотек и др.;

– «живой» диалог «на равных».

Таким образом, литературно-музыкальная гостиная предполагает использование элементов театрализации; создание атмосферы салонности и одновременно тесного круга единомышленников; подталкивает детей и взрослых к переходу на доверительную форму общения, проявление своих способностей и интересов.

При организации литературно-музыкальной гостиной как формы дошкольного образования и досуга используются следующие методы:

– игровые (игры, игровые тренинги, задания и упражнения);

– методы театрализации; соревновательные;

– методы сотрудничества;

– методы воспитывающих ситуаций (проблемные ситуации, коррекции поведения);импровизации.

Основные принципы построения образовательной деятельности в форме литературно-музыкальной гостиной:

– принцип историзма, научности, системности;

– принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта, композитора, художника;

– принцип доступности, толерантности.

Привлекательность этой формы образовательно-досуговой деятельности состоит в том, что это творческая форма деятельности. Поэтому она нестандартна, нетрадиционна, многомерна, но при этом достаточна мобильна. Беседа в литературно-музыкальной гостиной может быть посвящена любой теме или знаменательной дате, с использованием различных форм и атрибутов. Она может быть тематической, мемориальной или жанровой [2].

Технология подготовки и проведения музыкально-литературных гостиных включает восемь этапов.

Встречи в литературно-музыкальных гостиных включаются в образовательно-досуговую деятельность второй половины дня подготовительной к школе группы. Основными образовательными задачами являются:

– приобщение к ценностям православной культуры (ощущение причастности к культуре), историческому прошлому Отечества,

– христианским духовным традициям,

– подвигам народных героев, святости, благоговейному отношению к святыням,

– бережному отношению к миру;

– воспитание детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

– воспитание общей культуры через ознакомление с произведениями искусства (иконопись, живопись, архитектура, духовная и народная музыка, литература).

Кроме этого, на каждой конкретной встрече решаются задачи по знакомству с историей жизни и подвигов конкретных людей, которые были причислены к лику святых в православной культуре

Тематическое планирование деятельности литературно-музыкальных гостиных включается в комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе в учебном году.

При подготовке сценариев встреч в литературно-музыкальной гостиной подбирается литературный, музыкальный, изобразительный материал. Он должен соответствовать:

– возрасту детей, но при этом вписываться в зону ближайшего развития старших дошкольников;

– жизненному опыту и опыту восприятия произведений искусства старших дошкольников.

При этом преподнесение искусствоведческого материала должно быть не только доступным, но и ярким и интересным.

И хотя технология подготовки и проведения всех встреч в литературно-музыкальных гостиных одинаковая, но каждая встреча должна отличаться оригинальностью оформления зала, подготовки выступлений детей и взрослых, наличием гостей, разнообразием форм активизации участников.

К каждой из встреч оформляется выставка детско-взрослых поделок, рисунков, раскрасок. Тематика некоторых из них указана в пособиях к программе «Добрый мир»:

– Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь [5].

– Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы

– Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья [6].

Таким образом, правильно организованная работа литературно-музыкальной гостиной с детьми, педагогами и родителями воспитанников подготовительной к школе группы оказывает содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, формированию у него:

– нравственных чувств: совести, милосердия, сопереживания близким людям, природе, добросердечности, любви, веры;

– нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость);

– нравственной позиции (проявление внимания, ценностного отношения к людям, родному дому, добрым традициям; темам духовно-нравственного содержания);

– нравственных привычек, умений и навыков, поведения отзывчивость — внимание и умение заботиться о ближнем. Оказание помощи близким и нуждающимся. Интерес и активное познавательное отношение к ценностно-смысловой стороне действительности;

– нравственных качеств: Милосердие. Трудолюбие. Послушание. Уважение. Стыдливость. Правдивость. Совестливость. Вдумчивость. Доверие. [3].

Литература:

  1. Батырханова, Л. Т. Учебно-методическое пособие по проведению занятий литературной гостиной / сост. Л. Т. Батырханова. — Павлодар: Кереку, 2010. — 90 с.
  2. Зябкина, В.В., Микляева, Н.В., Родионова, Ю. Н. Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе: Методическое пособие для воспитателей и учителей. — М.: АРКТИ, 2010.- 88 с.
  3. Логинова, Н. В. Нормативно-правовая база по духовно-нравственному воспитанию и образованию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования URL: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/ds_26/SiteAssets/SitePages/Духовно-нравственное воспитание.pdf(дата обращения 15.10.2018).
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.10.2018).

5. Шевченко, Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.- 40 с.

6. Шевченко, Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Устроение отношений в нашей жизни. Книга 3.под ред. Л. Н. Антоновой М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.- 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, гостиная, духовно-нравственное воспитание дошкольников, православная культура, Белгородская область, дошкольное образование, духовно-нравственное развитие, Добрый мир, дошкольная организация, Российская Федерация.


Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание, стратегии социально-экономического развития, концепция духовно-нравственного развития

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе

В статье обоснована актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе. Авторами выделены теоретические основы проблемы нравственного воспитания, представлен анализ психологической и ...

Опыт сценарного развития оздоровительной работы (в рамках реализации программы по обучению плаванию в ДОУ «Юные пловцы»)

В статье представлен опыт реализации сценарного планирования оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены различные компоненты программы по оздоровлению детей дошкольного возраста, перечислены методы обучения дошкольник...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Статья посвящена рассмотрению роли праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников. В силу неотъемлемого влияния художественно-эстетического компонента на всестороннее развитие личности, начинающееся в дошкольном возрасте, рассматриваем...

Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении

В статье обоснована актуальность работы, направленной на повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, представлен опыт методического сопровождения деятельности молодых педагогов в ДОУ.

Военно-патриотическое воспитание молодёжи (правовой аспект)

В рамках настоящей статьи рассматривается система военно-патриотического воспитания молодёжи. Обращено внимание на круг проблемных вопросов теоретического, законодательного и практического характера, в частности, концепции допризывной подготовки граж...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников по средствам использования художественной литературы, как одного из способов духовно-нравственное воспитания. Анализирует труды ученых по поставленной проблеме исследован...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе

Статья направлена на поиск решения задач индивидуализации процесса воспитания в вузе. В статье раскрывается сущность понятия индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, дается характеристика этапов его проектирования и реализац...

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе

В статье обоснована актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников посредством воспитывающих игр во внеклассной работе. Авторами выделены теоретические основы проблемы нравственного воспитания, представлен анализ психологической и ...

Опыт сценарного развития оздоровительной работы (в рамках реализации программы по обучению плаванию в ДОУ «Юные пловцы»)

В статье представлен опыт реализации сценарного планирования оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены различные компоненты программы по оздоровлению детей дошкольного возраста, перечислены методы обучения дошкольник...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Статья посвящена рассмотрению роли праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников. В силу неотъемлемого влияния художественно-эстетического компонента на всестороннее развитие личности, начинающееся в дошкольном возрасте, рассматриваем...

Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении

В статье обоснована актуальность работы, направленной на повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, представлен опыт методического сопровождения деятельности молодых педагогов в ДОУ.

Военно-патриотическое воспитание молодёжи (правовой аспект)

В рамках настоящей статьи рассматривается система военно-патриотического воспитания молодёжи. Обращено внимание на круг проблемных вопросов теоретического, законодательного и практического характера, в частности, концепции допризывной подготовки граж...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников по средствам использования художественной литературы, как одного из способов духовно-нравственное воспитания. Анализирует труды ученых по поставленной проблеме исследован...

Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе

Статья направлена на поиск решения задач индивидуализации процесса воспитания в вузе. В статье раскрывается сущность понятия индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, дается характеристика этапов его проектирования и реализац...

Задать вопрос