Аккумуляторный подвижной состав в современном мире и перспектива применения в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 14.08.2022

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Таранов, Н. П. Аккумуляторный подвижной состав в современном мире и перспектива применения в России / Н. П. Таранов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94406/ (дата обращения: 18.10.2024).



В статье рассмотрено прошлое, настоящее и перспектива применения локомотивов на аккумуляторной тяге. От первого, созданного в СССР контактно-аккумуляторного локомотива «ВЛ-26» до инновационного американского локомотива FXLdrive. Приведены видимые преимущества и недостатки в применении данного локомотива на железных дорогах России.

Ключевые слова: аккумуляторная тяга, литий-ионные батареи, компания Wabtec, электровоз FLXdrive, снижение выброса углекислого газа, сохранение окружающей среды.

Применение тяги, основанной на использовании энергии альтернативной дизелю, было придумано и появилось давно. Но на тот момент не хватало научных знаний и технологических разработок, позволяющих осуществить задуманное, найти экономическое обоснование. В современное время активно обсуждается внедрение водородной и аккумуляторной тяги для применения на неэлектрифицированных участках с перспективой экономии и снижения уровня углекислотных загрязнений, являющихся продуктом работы дизельных локомотивов. Впервые в СССР локомотив, работающий на базе электродвигателей, питающихся как от контактной сети, так и от аккумуляторных батарей, удалось спроектировать на Днепропетровском машиностроительном заводе в 1964г. В течение последующих 3 лет, таких электровозов построили в количестве 10 экземпляров под названием «ВЛ26» («Владимир Ленин»). На железных дорогах данные электровозы пытались внедрить в маневровую работу железнодорожных станций, но при проведении испытаний пришли к следующим выводам:

– Появление недопустимых толчков при разгоне из-за небольшого числа пусковых позиций;

– При движении от аккумуляторных батарей, скорость составляла 1,2 км/ч, что явно не соответствовало проектной скорости;

– При произведении надвига состава на горку появлялись непредвиденные потери энергии из-за колоссального внутреннего сопротивления;

– Вскипание электролита и выезд на неэлектрифицированный участок в незаряженном состоянии, из-за перегрева батарей большими токами.

Данный тип тяги в тот момент не был готов к эксплуатации и строительство таких локомотивов признали нецелесообразным, но в настоящее время появилось техническое, экономическое и экологическое обоснование применения локомотивов на аккумуляторной тяге. Сейчас потомка таких электровозов с контактно-аккумуляторной тягой можно встретить в метро при выполнении монтажно-восстановительных работ и в ночное время при отключении электропитания, также на отдельных горноперерабатывающих предприятиях.

Хотя технология и не новая, но первые прототипы транспортных средств, работающих от электрической энергии, появились ещё в 19 веке, благодаря шотландскому изобретателю Роберту Андерсону. Но массовое производство такого вида транспорта началось в крайние 10 лет и растет стремительными темпами. Американская компания Wabtec заявила в 2021 году о создании электровоза FLXdrive большой грузоподъемности, полностью работающего на аккумуляторной тяге [2]. На данный момент о испытаниях и покупке данного локомотива заявила Австралийская горнодобывающая компания Roy Hill [4]. В компании локомотив будут использовать для транспортировки добытых руд, при этом, температура в данном регионе может достигать 55 градусов по Цельсию. Компания планирует за счет данной разработки снизить эксплуатационные затраты, уменьшить выбросы углекислого газа и вредное воздействие на атмосферу. Более подробные характеристики локомотива FLXDrive от Wabtec приведены в таблице 1 [3].

Таблица 1

Технические характеристики аккумуляторного электровоза FLXDrive

Показатель

Значение

1

род тяги

аккумуляторная на

литий-ионных батареях

2

конфигурация энергетической установки

20 секций, каждая состоит из 20 тысяч аккумуляторных ячеек

3

мощность

2.4 МВт*ч

4

выбросы

сокращает выбросы поезда на 10 процентов

5

зарядка

– зарядная станция

– рекуперативное торможение

6

максимальный вес

195 тонн

7

конструкционная скорость

120 км/ч

8

количество осей

6

Базу взяли от дизельного тепловоза Wabtec, а распределение потоков энергии осуществляется современной интеллектуальной системой управления. Управление общим потоком энергии и её распределением в локомотиве происходит при помощи собственно разработанной системы «Trip Optimizer». Испытания проходили в течение трех месяцев, в штате Калифорнии, где технологическая разработка сразу решала практическую задачу: перевозку 35000 тонн железной руды, при условиях сильной жары, в холмистой долине Сан-Хоакин. За эти три месяца электровоз суммарно преодолел более 21400км. По оценкам специалистов Wabtec, использование аккумуляторного подвижного состава, должно было снизить количество потребляемого дизельного топлива и увеличить эффективность до 10 %. Результат был достигнут: использование разработки позволило сэкономить 11 % дизельного топлива (в соотношении — 23,5 м3 дизтоплива) и снизить выбросы углекислого газа на целых 69 тонн. Подзаряд во время длительных испытаний обеспечивался за счет рекуперативного торможения и применения стационарной зарядки, которая может зарядить аккумуляторы локомотива за 8 часов до 100 %. Инженеры Wabtec оценивают срок службы аккумуляторных батарей в пять лет, при этом, емкость батарей не должна упасть менее 80 %.

Теперь руководство компании задумалось о создании более мощного подвижного состава на данной тяге, емкость аккумуляторов которого будет превышать 6 МВт*ч, экономия топлива до 30 % и снижение выбросов углекислого газа до 30 %. В новой версии локомотива от Wabtec планируют сделать все шесть осей приводными, на крыше планируют разместить разъем для стационарной зарядки. Время полного заряда экспериментального локомотива может составить около 4 часов. Но, в преимуществе, данные электровозы собираются использовать в сцепе, чтобы создать гибридный состав: во время движения дизельных локомотивов электровоз заряжается за счет рекуперативного торможения, не мешая и подстраивая режим торможения в зависимости от поворота и уклона пути. Конструктивная модель локомотива показана на рис. 1.

Конструктивная модель локомотива FLXDrive [2]

Рис. 1. Конструктивная модель локомотива FLXDrive [2]

В перспективе применение подвижного состава на аккумуляторной тяге возможно только после анализа факторов и определения сферы работы. Разработка имеет как ряд очевидных преимуществ, как и ряд недостатков. К преимуществам относится: применение аккумуляторного локомотива на неэлектрифицированных или тупиковых участках в малонаселенных районах, также и наоборот, применение в крупных мегаполисах, в целях сокращения значительного уровня выброса углекислых газов. Отдельно стоит обозначить экономическую эффективность железнодорожного транспорта, а применение данного решения позволит усилить позицию отрасли в области экологичности и энергоэффективности. К недостаткам можно отнести: невозможность в настоящее время реализовать идею в России, без применения современных разработок литий-ионных аккумуляторов, и отсутствие интеллектуальной системы, регулирующей потоки энергии локомотива. Но в данный момент в России все больше и больше разрабатываются технологии создания литий-ионных и других видов эффективных аккумуляторов, что позволит в будущем использовать отечественные батареи в быту, промышленности и транспорте. Российские ученые в области химии уже могут создавать полимерные и другие виды аккумуляторов, способных заряжаться в 10 раз быстрее чем литий-ионные [5].

Также к существенным минусам можно отнести увеличение стоимости производства локомотива, по сравнению с существующим подвижным составом, но общие капитальные затраты и расходы на эксплуатацию, в некоторых случаях, могут оказаться ниже, чем при использовании других видов транспорта.

Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод, что в ближайшее время можно рассматривать это направление, несмотря на сложности в техническом вопросе и отсутствии спроектированной интеллектуальной системы. Также, учитывая современные требования и ужесточения мировых законов, в области сохранения окружающей среды, увеличения налога на выбросы углекислотного газа, такое решение может найти своё применение в обозримом будущем и поможет сократить выброс углекислого газа, будет способствовать укреплению экономики и улучшению состояния окружающей среды.

Литература:

  1. Бирюков В. В. [Автономный электрический транспорт]: / В. В. Бирюков — М.: НГТУ Новосибирск, 2019. — 300 с.
  2. Roy Hill. Sets new course with purchase of FLXdrive Battery Locomotive — chapter speech from 15.09.2021.
  3. Specifications of FLXdrive battery electric locomotive at a glance. [Электронный ресурс] https://www.wabteccorp.com/locomotive/alternative-fuel-locomotives/flxdrive
  4. Speech by Wabtec representative at Genesee & Wyoming University. September 10, 2021 [Электронный ресурс] https://www.railwayage.com/news/flxdrive-electrifies-pittsburgh/
  5. «Российские химики создали новый тип аккумулятора, который заряжается в 10 раз быстрее литий-ионного». [Электронный ресурс] https://rscf.ru/news/chemistry/novyy-tip-akkumulyatora/
Основные термины (генерируются автоматически): аккумуляторная тяга, углекислый газ, локомотив, окружающая среда, рекуперативное торможение, вид транспорта, конструктивная модель локомотива, Россия, СССР, стационарная зарядка.


Ключевые слова

аккумуляторная тяга, литий-ионные батареи, компания Wabtec, электровоз FLXdrive, снижение выброса углекислого газа, сохранение окружающей среды

Похожие статьи

Применение генератора в ветроэнергетических установках малой мощности

В данной статье рассмотрена возможность использования автомобильного электрогенератора в ВЭУ. Применение автомобильных генераторов повышает надежность, снижает стоимость и увеличивает срок службы установки. Приведены различные схемы расположения гене...

Анализ дизельных двигателей с добавлением водорода

В статье рассматриваются дизельные двигатели грузовых автомобилей с добавлением водорода в топливовоздушную смесь. Способы хранения топлива на борту транспорта. Способы доставки газообразного топлива в камеру сгорания. Также рассматривается экономиче...

Применение альтернативных источников энергии в Омском регионе

В статье рассмотрена проблема внедрения альтернативных источников энергии в России. Представлены виды альтернативных источников энергии и предъявляемые к ним требования. Проведен анализ потребления электрической энергии в энергетической системе Омско...

Водородные поезда как условие благополучной экологической обстановки нашей страны

В статье обсуждаются перспективы развития водородных поездов в России, их преимущества перед традиционными видами транспорта, а также проблемы, с которыми сталкивается развитие этой технологии. Авторы подчеркивают, что развитие водородных поездов име...

Анализ тяговых показателей электровоза «Ермак» (3ЭС5к)

В статье проводится анализ тягово-энергетических показателей электровозов 3ЭС5к, которые были приобретены АО «Узбекистон темир йуллари». Рассматриваются особенности схемы питания двигателя, проводится сравнительный анализ с электровозом ВЛ80с.

Пути снижения отрицательного влияния энергетики на окружающую среду на примере ПАО «Россети»

В данной статье рассматриваются достоинства и недостатки газовых, тепловых и атомных электростанций. Кроме того, рассмотрены пути повышения эффективного снижения отрицательного влияния энергетики на окружающую среду. В частности, в качестве примера р...

Перспективы развития водородных поездов

В статье анализируются данные по загрязнению окружающей среды парниковыми газами CO2 железнодорожной инфраструктурой. Отражена величина затрат компании ОАО «РЖД» на экологическую безопасность. Рассмотрены пути уменьшения углеродного следа посредством...

Воспроизводство ядерного топлива

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, а именно удовлетворению растущих потребностей современного общества в электроэнергии при ограниченных сырьевых ресурсах. Проанализированы главные плюсы и минусы различных направлений в произво...

Модернизация робота — чистильщика аквариумов (MOAI) с применением композиционных материалов и технологии беспроводной зарядки

В статье даны предложения по совершенствованию робота для очистки аквариумов с использованием современных композиционных материалов и набирающей популярность технологией беспроводной зарядки. Предложенные модернизации позволят данному роботу не тольк...

Устойчивое развитие Российской Федерации. Биогазовые станции

Одной из важнейших проблем в настоящее время, о которых задумывается человечество является обеспечение экологической устойчивости на нашей планете. В частности, ее решение предполагает предотвращение иссякания природных ресурсов на Земле. В статье р...

Похожие статьи

Применение генератора в ветроэнергетических установках малой мощности

В данной статье рассмотрена возможность использования автомобильного электрогенератора в ВЭУ. Применение автомобильных генераторов повышает надежность, снижает стоимость и увеличивает срок службы установки. Приведены различные схемы расположения гене...

Анализ дизельных двигателей с добавлением водорода

В статье рассматриваются дизельные двигатели грузовых автомобилей с добавлением водорода в топливовоздушную смесь. Способы хранения топлива на борту транспорта. Способы доставки газообразного топлива в камеру сгорания. Также рассматривается экономиче...

Применение альтернативных источников энергии в Омском регионе

В статье рассмотрена проблема внедрения альтернативных источников энергии в России. Представлены виды альтернативных источников энергии и предъявляемые к ним требования. Проведен анализ потребления электрической энергии в энергетической системе Омско...

Водородные поезда как условие благополучной экологической обстановки нашей страны

В статье обсуждаются перспективы развития водородных поездов в России, их преимущества перед традиционными видами транспорта, а также проблемы, с которыми сталкивается развитие этой технологии. Авторы подчеркивают, что развитие водородных поездов име...

Анализ тяговых показателей электровоза «Ермак» (3ЭС5к)

В статье проводится анализ тягово-энергетических показателей электровозов 3ЭС5к, которые были приобретены АО «Узбекистон темир йуллари». Рассматриваются особенности схемы питания двигателя, проводится сравнительный анализ с электровозом ВЛ80с.

Пути снижения отрицательного влияния энергетики на окружающую среду на примере ПАО «Россети»

В данной статье рассматриваются достоинства и недостатки газовых, тепловых и атомных электростанций. Кроме того, рассмотрены пути повышения эффективного снижения отрицательного влияния энергетики на окружающую среду. В частности, в качестве примера р...

Перспективы развития водородных поездов

В статье анализируются данные по загрязнению окружающей среды парниковыми газами CO2 железнодорожной инфраструктурой. Отражена величина затрат компании ОАО «РЖД» на экологическую безопасность. Рассмотрены пути уменьшения углеродного следа посредством...

Воспроизводство ядерного топлива

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, а именно удовлетворению растущих потребностей современного общества в электроэнергии при ограниченных сырьевых ресурсах. Проанализированы главные плюсы и минусы различных направлений в произво...

Модернизация робота — чистильщика аквариумов (MOAI) с применением композиционных материалов и технологии беспроводной зарядки

В статье даны предложения по совершенствованию робота для очистки аквариумов с использованием современных композиционных материалов и набирающей популярность технологией беспроводной зарядки. Предложенные модернизации позволят данному роботу не тольк...

Устойчивое развитие Российской Федерации. Биогазовые станции

Одной из важнейших проблем в настоящее время, о которых задумывается человечество является обеспечение экологической устойчивости на нашей планете. В частности, ее решение предполагает предотвращение иссякания природных ресурсов на Земле. В статье р...

Задать вопрос