Коррупция как угроза национальной безопасности России и методы противодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 14.08.2022

Статья просмотрена: 2100 раз

Библиографическое описание:

Бекова, Л. Р. Коррупция как угроза национальной безопасности России и методы противодействия / Л. Р. Бекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 30-35. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94419/ (дата обращения: 18.12.2024).



Коррупция представляет собой серьезную проблему для развития общества, подрывает доверие к правительству, является угрозой для функционирования публичной власти на основе закона и существенно замедляет экономическое развитие страны. На сегодняшний день в Российской Федерации коррупция присутствует практически во всех сферах общества, а в некоторых является даже устоявшейся нормой и достигает огромных масштабов. «Коррупция ставит под угрозу существование правовых и демократических институтов общества и государства, дискредитируя право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. Особенно это отражается на правоохранительной и судебной системах» [1]. В России существует несколько специализированных организаций разного уровня, которые ежегодно осуществляют подсчеты уровня коррупции.

Одним из наиболее известных индикаторов коррупции в государственном секторе различных стран является Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI). Его ежегодно публикует Международного антикоррупционного движения Transparency International. На основе значения индекса страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий.

Динамика значения Индекса восприятия коррупции в России с 2015 по 2021 гг. и ее место среди стран ЕАЭС представлена в таблице.

Таблица 1

Значение Индекса восприятия коррупции в России и других странах ЕАЭС с 2015 по 2020 гг.

Страна

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Россия

29

29

29

28

28

30

29

Беларусь

32

40

44

44

45

47

41

Казахстан

28

29

30

31

34

38

37

Армения

35

33

35

35

42

49

49

Кыргызстан

28

28

29

29

30

31

27

Источник: [2]

Исходя из приведенной выше таблице видно, что до 2020 года динамика по всем странам была одинаковой, в России уровень коррупции возрастал, в странах ЕАЭС, наоборот, снижался, однако 2021 года для всех стран ЕАЭС и России стал переломным. Такое явление как коррупция увеличилось, особенно это заметно в Республике Беларусь, где падение составила 6 п. или 13 %, ранее динамика в данной стране была крайне позитивной (значение индекса выросло на 15 п. или на 46 % — 2015–2020 годы). Казахстан за 6 анализируемых лет сократили коррупцию на 32 %, что является значительным показателем, однако в 2021 также прослеживается небольшое падение в рейтинге на 1 пункт, по сравнению с 2020 годом. Армения единственная страна из исследуемых, которая в 2021 году не снизила позиции, а осталась в стагнации, но с 2015 года уровень коррупции снизился на 40 % или 14 пунктов. В Кыргызстане динамика как и в России идет крайне медленными темпами, в 2021 году также наблюдается снижение на 4 пункта или на 13 %. Стоит отметить, что в сравнении с 2015 года только в двух странах: России и Кыргызстане уровень коррупции находится практически на том же уровне, в России 29 место, а в Кыргызстане с 28 места упала на 27. Безусловно, это говорит о том, что в данных странах «процветает» коррупция и существующие методы борьбы не эффективны.

По международным оценкам наша страна стабильно занимает нижние позиции рейтинга. Например, в 2019 г. она находилась на 137 месте, в 2020 году — на 129 месте среди, а в 2021 на 139 из 183 стран.

Стоит отметить, что с января по июль 2021 года в России выявили 24,5 тыс. преступлений в сфере коррупции — это на 16,5 % больше относительно прошлого года и максимум за восемь лет. Около половины таких преступлений пришлось на взятки. Каждая третья взятка составляет менее десяти тысяч рублей. Больше всего таких преступлений прокуроры выявили в Пермском (240, рост в 3,3 раза) и Ставропольском (169, рост в 1,5 раза) краях, а также в Санкт-Петербурге (135, рост в пять раз). С начала 2021-го ущерб от преступлений в сфере коррупции составил 39,4 млрд руб., говорится в отчете Генпрокуратуры. Ведомство оценило ущерб по состоянию на тот же период прошлого года в 32,4 млрд руб. «По данным Генпрокуратуры, в 2020 году регионами — лидерами по числу выявленных случаев взяточничества в России стали Москва, Татарстан и Ставропольский край. В первую пятерку также вошли Московская область и Башкирия. Вместе с тем вырос объем возмещенного ущерба — с 3,5 млрд руб. за семь месяцев 2020 года до 9,9 млрд руб. в текущем году (речь идет о изъятии имущества)» [3].

Среди основных причин взяток в России с учетом удельного веса в общем объеме таких преступлений, наиболее распространены взятки в целях победы в тендере, их доля составляет 15 %. Далее по степени распространенности идет получение лицензии 11,1 %, получение решения на строительство — 8,9 %. Взятки с целью отмены штрафов — 7,9 %, такой же удельный вес у взяток с целью благоприятного исхода экспертизы [4].

Анализ отраслевой структуры коррупционной деятельности показ, что наиболее коррумпированные сферы в России — правоохранительные органы, суды, сфера государственного и муниципального управления. Также стоит отметить, что по мере того, как усилия по борьбе с коррупцией во многих странах мира неэффективны и не приводят к желаемым результатам, права человека и демократия также подвергаются нападкам и это не является случайностью. Многие авторитетные исследователи утверждают, что защита прав человека имеет решающее значение в борьбе с коррупцией: те страны, в которых гражданским правам уделяется более детальное и глубокое значение, имеет более низкий уровень коррупции и наоборот.

Борьба с коррупцией осуществляется на основе конституционных положений, положений федерального законодательства, общих норм международного права, в соответствии со специальным законодательством РФ по противодействию коррупции, а также подзаконными нормативно-правовыми актами, действующими в этой сфере. Высшими органами власти государства определяются правовые и организационные основы противодействия коррупции.

Система инструментов противодействия коррупции в сфере государственного управления включает в себя два основных направления:

– Профилактика коррупции

– Борьба с коррупцией

К числу профилактических мероприятий против коррупции можно отнести следующие: воспитание населения, прививание им осознанности, а также особое внимание необходимо уделять сфере государственной службы, способствовать повышению заработной платы и формировать нетерпимое отношение к взяткам и поощрению коррупционных преступлений. Также крайне важным направлением является проверка будущих законопроектов (антикоррупционная экспертиза), в части поиска возможных правовых «пробелов» или факторов, которые могли бы способствовать возникновению коррупции, например, обширный сектор полномочий, в рамках которого лицо принимает решения и др.

3.Проверка сведений, представляемых указанными гражданами

К мерам борьбы с коррупцией следует отнести: один из мощнейших инструментов влияния на снижение/минимизации уровня коррупции — законодательство. Следовательно, для эффективной борьбы с коррупцией необходимо постоянно регулировать законодательство в данной сфере, лишать возможности коррупционеров находить лазейки в законах для того, чтобы получать собственную выгоду. Рассмотрим правовое регулирование системы коррупции (противодействия коррупции):

– Конвенция ООН об уголовной ответственности за коррупцию

– Уголовный Кодекс РФ

– Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ

– Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»

– Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

– Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

– Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2021 г. N 229 «Об утверждении Плана Министерства здравоохранения Российской Федерации по противодействию коррупции на 2021–2023 годы»

Это список основных Законов, но далеко не всех нормативно-правовых актов, регулирующих коррупцию. На сегодняшний день можно сказать, что 2013 год был самым плодотворным с точки зрения разработки законодательства по противодействию коррупции. Именно в этот год государство стало наиболее активно бороться с данным явлением. В 2013 году дальнейшее развитие получило законодательство о противодействии коррупции, начало которому было положено ФЗ № 273. Также в 2013 году стали контролировать не только доходы государственных служащих, но и расходы, лиц, замещающих гос. должности, руководителей гос. корпораций. Также Прокуратура Российской Федерации имеет в рамках свих полномочий возможность взыскивать имущество государственных служащих, которые не смогли доказать документально законность приобретения. А также большое количество других нововведений. Стоит обратить внимание на меры наказания в области коррупции, которые прописаны в Уголовном Кодексе РФ, а именно в статьях: 204, 285–286, 290–291. Данные статьи регламентируют размер штрафа и сроки лишения свободы в зависимости от тяжести коррупционного преступления и его направленности.

Это самые распространённые статьи наказания, для точного определения санкции по отношению к наказуемому, необходимо точно занять всю ситуацию, так как каждая статья содержит большое количество подпунктов и для точного срока лишения свободы и штрафа необходимо знать все детали преступления. Несмотря на такой объемный и жесткий инструментарий борьбы с коррупцией, искоренить ее полностью невозможно и финансово невыгодно. Существует такое понятие как «оптимальный уровень коррупции». Сущность данного понятия заключается в том, что при борьбе государства с данным явлением, затраты на это не окупаемы практически и, кроме того, возрастают почти в кратном размере, следовательно, для полного истребления коррупции необходимо затратить необъемлемые денежные суммы и усилия.

Литература:

  1. Противодействие коррупции: учеб. пособие / А. М. Межведилов [и др.]; отв. ред. Р. Г. Минзарипов; — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. — 192 с.
  2. Россия в Индексе восприятия коррупции. Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021–29-ballov-i-136-e-mesto
  3. Отчет Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/combating-corruption-in-proc/dc?item=21830667
  4. Сведения о деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по противодействию коррупции: Приказ Следственного комитета РФ от 28.03.2011 № 41 «Об утверждении Статистического отчета // http://www.consultant.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, коррупция, противодействие коррупции, уровень коррупции, Кыргызстан, CPI, государственная служба, Уголовный Кодекс РФ, удельный вес.


Задать вопрос