Коррупция представляет собой серьезную проблему для развития общества, подрывает доверие к правительству, является угрозой для функционирования публичной власти на основе закона и существенно замедляет экономическое развитие страны. На сегодняшний день в Российской Федерации коррупция присутствует практически во всех сферах общества, а в некоторых является даже устоявшейся нормой и достигает огромных масштабов. «Коррупция ставит под угрозу существование правовых и демократических институтов общества и государства, дискредитируя право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. Особенно это отражается на правоохранительной и судебной системах» [1]. В России существует несколько специализированных организаций разного уровня, которые ежегодно осуществляют подсчеты уровня коррупции.
Одним из наиболее известных индикаторов коррупции в государственном секторе различных стран является Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI). Его ежегодно публикует Международного антикоррупционного движения Transparency International. На основе значения индекса страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий.
Динамика значения Индекса восприятия коррупции в России с 2015 по 2021 гг. и ее место среди стран ЕАЭС представлена в таблице.
Таблица 1
Значение Индекса восприятия коррупции в России и других странах ЕАЭС с 2015 по 2020 гг.
Страна |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Россия |
29 |
29 |
29 |
28 |
28 |
30 |
29 |
Беларусь |
32 |
40 |
44 |
44 |
45 |
47 |
41 |
Казахстан |
28 |
29 |
30 |
31 |
34 |
38 |
37 |
Армения |
35 |
33 |
35 |
35 |
42 |
49 |
49 |
Кыргызстан |
28 |
28 |
29 |
29 |
30 |
31 |
27 |
Источник: [2]
Исходя из приведенной выше таблице видно, что до 2020 года динамика по всем странам была одинаковой, в России уровень коррупции возрастал, в странах ЕАЭС, наоборот, снижался, однако 2021 года для всех стран ЕАЭС и России стал переломным. Такое явление как коррупция увеличилось, особенно это заметно в Республике Беларусь, где падение составила 6 п. или 13 %, ранее динамика в данной стране была крайне позитивной (значение индекса выросло на 15 п. или на 46 % — 2015–2020 годы). Казахстан за 6 анализируемых лет сократили коррупцию на 32 %, что является значительным показателем, однако в 2021 также прослеживается небольшое падение в рейтинге на 1 пункт, по сравнению с 2020 годом. Армения единственная страна из исследуемых, которая в 2021 году не снизила позиции, а осталась в стагнации, но с 2015 года уровень коррупции снизился на 40 % или 14 пунктов. В Кыргызстане динамика как и в России идет крайне медленными темпами, в 2021 году также наблюдается снижение на 4 пункта или на 13 %. Стоит отметить, что в сравнении с 2015 года только в двух странах: России и Кыргызстане уровень коррупции находится практически на том же уровне, в России 29 место, а в Кыргызстане с 28 места упала на 27. Безусловно, это говорит о том, что в данных странах «процветает» коррупция и существующие методы борьбы не эффективны.
По международным оценкам наша страна стабильно занимает нижние позиции рейтинга. Например, в 2019 г. она находилась на 137 месте, в 2020 году — на 129 месте среди, а в 2021 на 139 из 183 стран.
Стоит отметить, что с января по июль 2021 года в России выявили 24,5 тыс. преступлений в сфере коррупции — это на 16,5 % больше относительно прошлого года и максимум за восемь лет. Около половины таких преступлений пришлось на взятки. Каждая третья взятка составляет менее десяти тысяч рублей. Больше всего таких преступлений прокуроры выявили в Пермском (240, рост в 3,3 раза) и Ставропольском (169, рост в 1,5 раза) краях, а также в Санкт-Петербурге (135, рост в пять раз). С начала 2021-го ущерб от преступлений в сфере коррупции составил 39,4 млрд руб., говорится в отчете Генпрокуратуры. Ведомство оценило ущерб по состоянию на тот же период прошлого года в 32,4 млрд руб. «По данным Генпрокуратуры, в 2020 году регионами — лидерами по числу выявленных случаев взяточничества в России стали Москва, Татарстан и Ставропольский край. В первую пятерку также вошли Московская область и Башкирия. Вместе с тем вырос объем возмещенного ущерба — с 3,5 млрд руб. за семь месяцев 2020 года до 9,9 млрд руб. в текущем году (речь идет о изъятии имущества)» [3].
Среди основных причин взяток в России с учетом удельного веса в общем объеме таких преступлений, наиболее распространены взятки в целях победы в тендере, их доля составляет 15 %. Далее по степени распространенности идет получение лицензии 11,1 %, получение решения на строительство — 8,9 %. Взятки с целью отмены штрафов — 7,9 %, такой же удельный вес у взяток с целью благоприятного исхода экспертизы [4].
Анализ отраслевой структуры коррупционной деятельности показ, что наиболее коррумпированные сферы в России — правоохранительные органы, суды, сфера государственного и муниципального управления. Также стоит отметить, что по мере того, как усилия по борьбе с коррупцией во многих странах мира неэффективны и не приводят к желаемым результатам, права человека и демократия также подвергаются нападкам и это не является случайностью. Многие авторитетные исследователи утверждают, что защита прав человека имеет решающее значение в борьбе с коррупцией: те страны, в которых гражданским правам уделяется более детальное и глубокое значение, имеет более низкий уровень коррупции и наоборот.
Борьба с коррупцией осуществляется на основе конституционных положений, положений федерального законодательства, общих норм международного права, в соответствии со специальным законодательством РФ по противодействию коррупции, а также подзаконными нормативно-правовыми актами, действующими в этой сфере. Высшими органами власти государства определяются правовые и организационные основы противодействия коррупции.
Система инструментов противодействия коррупции в сфере государственного управления включает в себя два основных направления:
– Профилактика коррупции
– Борьба с коррупцией
К числу профилактических мероприятий против коррупции можно отнести следующие: воспитание населения, прививание им осознанности, а также особое внимание необходимо уделять сфере государственной службы, способствовать повышению заработной платы и формировать нетерпимое отношение к взяткам и поощрению коррупционных преступлений. Также крайне важным направлением является проверка будущих законопроектов (антикоррупционная экспертиза), в части поиска возможных правовых «пробелов» или факторов, которые могли бы способствовать возникновению коррупции, например, обширный сектор полномочий, в рамках которого лицо принимает решения и др.
3.Проверка сведений, представляемых указанными гражданами
К мерам борьбы с коррупцией следует отнести: один из мощнейших инструментов влияния на снижение/минимизации уровня коррупции — законодательство. Следовательно, для эффективной борьбы с коррупцией необходимо постоянно регулировать законодательство в данной сфере, лишать возможности коррупционеров находить лазейки в законах для того, чтобы получать собственную выгоду. Рассмотрим правовое регулирование системы коррупции (противодействия коррупции):
– Конвенция ООН об уголовной ответственности за коррупцию
– Уголовный Кодекс РФ
– Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ
– Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»
– Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»
– Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
– Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2021 г. N 229 «Об утверждении Плана Министерства здравоохранения Российской Федерации по противодействию коррупции на 2021–2023 годы»
Это список основных Законов, но далеко не всех нормативно-правовых актов, регулирующих коррупцию. На сегодняшний день можно сказать, что 2013 год был самым плодотворным с точки зрения разработки законодательства по противодействию коррупции. Именно в этот год государство стало наиболее активно бороться с данным явлением. В 2013 году дальнейшее развитие получило законодательство о противодействии коррупции, начало которому было положено ФЗ № 273. Также в 2013 году стали контролировать не только доходы государственных служащих, но и расходы, лиц, замещающих гос. должности, руководителей гос. корпораций. Также Прокуратура Российской Федерации имеет в рамках свих полномочий возможность взыскивать имущество государственных служащих, которые не смогли доказать документально законность приобретения. А также большое количество других нововведений. Стоит обратить внимание на меры наказания в области коррупции, которые прописаны в Уголовном Кодексе РФ, а именно в статьях: 204, 285–286, 290–291. Данные статьи регламентируют размер штрафа и сроки лишения свободы в зависимости от тяжести коррупционного преступления и его направленности.
Это самые распространённые статьи наказания, для точного определения санкции по отношению к наказуемому, необходимо точно занять всю ситуацию, так как каждая статья содержит большое количество подпунктов и для точного срока лишения свободы и штрафа необходимо знать все детали преступления. Несмотря на такой объемный и жесткий инструментарий борьбы с коррупцией, искоренить ее полностью невозможно и финансово невыгодно. Существует такое понятие как «оптимальный уровень коррупции». Сущность данного понятия заключается в том, что при борьбе государства с данным явлением, затраты на это не окупаемы практически и, кроме того, возрастают почти в кратном размере, следовательно, для полного истребления коррупции необходимо затратить необъемлемые денежные суммы и усилия.
Литература:
- Противодействие коррупции: учеб. пособие / А. М. Межведилов [и др.]; отв. ред. Р. Г. Минзарипов; — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. — 192 с.
- Россия в Индексе восприятия коррупции. Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021–29-ballov-i-136-e-mesto
- Отчет Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/combating-corruption-in-proc/dc?item=21830667
- Сведения о деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по противодействию коррупции: Приказ Следственного комитета РФ от 28.03.2011 № 41 «Об утверждении Статистического отчета // http://www.consultant.ru/