В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.
Ключевые слова: социализация, развитие личности, интеллектуальное развитие, социальное взаимодействие, виды социализации, воспитание, индивид.
Проблема социализации изучается с разных точек зрения, а именно социологической (Д.Мид, Т.Парсонс, Э. Дюркгейм), психологической (Г. М. Андреева, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон), педагогической (Н. Ф. Голованова, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин).
Так в социологии, а именно подхода Т.Парсонса социализация понимается как пассивная позиция личности в рамках становления адаптации к обществу, а М.Мид пишет, что личность в процессе социализации не только пассивно адаптируется, но и оказывает влияние на свои жизненные обстоятельства. [6] Данное понимание социализации легло в основу педагогического подхода А. В. Мудрика, который писал, что: «Развития и самоизменения личности в процессе усвоения и воспроизводства культуры, происходящее совместно с создаваемыми условиями жизни на каждом возрастном этапе». Суть социализации, согласно подходу А. В. Мудрика, проявляется в «формировании индивида как члена определенного общества, сообщества или культуры к которому он принадлежит».
Педагогический словарь дает следующее определение социализации: «Социализация является процессом усвоения и активного воспроизведения социального опыта, что включает в себя процесс овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования отношений в личностном аспекте». Ученые отмечают, что социализация, как процесс, осуществляется под воздействие целенаправленных процессов обучения, воспитания, а также стихийных и средовых факторов. [5]
Таким образом можно сделать вывод, что при широком анализе понятия социализации можно заключить, что это процесс усвоения и воспроизведения социального опыта, культуры, однако Г. М. Андреева уточняет, что этот процесс реализуется по мере активного включения личности в процессы социальной среды и деятельности, а Б. Г. Ананьева писал, что человек усваивает социальный опыт за счет включения в систему норм, знаний, что позволяет реализовывать деятельность. [7]
В рамках данного анализа важно отметить, что согласно Л. С. Выготскому внутренние процессы психики человека складываются на основании межличностных процессов, то есть человек формирует внутренний мир за счет усвоения, интериоризации видов и форм деятельности, выражает собственные психические процессы. Каждый возраст характеризуется сочетанием внутренних процессов развития индивида с внешними условиями, то есть социальное и индивидуальное связано между собой. По этой причине Л. С. Выготский вводит понятие «социальной ситуации развития». [4]
Анализируя понятие социальной ситуации развития, мы обращались к психологическим теориям, которые с разных точек зрения выделяют стадии развития личности, связывая их с влиянием среды. Особый интерес представляет теория Ж. Пиаже (основанной на идее З. Фрейда о стадиях развития личности), где сделан акцент на развитии когнитивных структур и последующей их перестройке в зависимости от социального взаимодействия. Опираясь на концепцию Ж. Пиаже ребенок, который последовательно проходит определенные периоды интеллектуального развития, формирует особые навыки мыслительной деятельности. [4]
Закономерности интеллектуального развития и их отклонения важно учитывать при анализе взаимодействия детей с родителями, педагогами, сверстниками, поэтому интерес представляют положения Ж. Пиаже, а именно:
– Нарушения развития мышления, которые происходят на одной из стадий, сложно восполнить на следующей (феномен «Маугли»).
– Весьма реально овладеть навыками мышления при планомерной работе.
– Человеческая психика, при развитии, строит более сложные модели окружающего мира.
– Важной предпосылкой интеллектуального развития является спонтанная активность субъекта, так как ребенок, в ходе данной активности усваивает новый опыт, применяет знакомые схемы, адаптирует когнитивные структуры к новому опыту. [3]
Также для данного исследования интересны взгляды на социализацию представителей антирационалистического направления экзистенциальной психологии, а именно Г. Марселя, М.Хайдеггера и других, которые самым подлинным бытием называли переживание собственного бытия в мире. Как писал Г. Марсель социальная деятельность, где воспитывается ребенок — это диалоговое общение, самопереживание, творчество, поэтому проблема общения проходит психологическую проверку в искусстве. [5]
Содержательная сторона является основной в социальном взаимодействии, в рамках которой наблюдается переосмысление норм и ценности через процессы осознания личности и реального действия на осмысление ценностей и норм в процессе взаимодействия. Н. Ф. Голованова занималась изучением социализации с педагогической точки зрения и описывала социализацию как процесс, который объединяет самовоспитание и индивидуализацию. С точки зрения педагога социализация является выработкой собственного уникального стиля жизни, социального опыта, ценностных ориентаций и сознательное усвоение ребенком форм и способов социальной жизни, процесса взаимодействия материальной и духовной культуры. [2]
Н. Ф. Голованова описала несколько видов социализации, а именно:
- Социологическая социализация, представляющая собой процесс трансляции культуры между поколениями.
- Институциональная социализация, то есть совокупность деятельности агентов, факторов и институтов социализации, основанное на воспитании.
- Интеракционистская социализация, то есть процесс реализации межличностного общения.
- Интериоризационная социализация, то есть процесс поглощения и переработки социальных ценностей, установок и норм.
- Интраиндивидуальная социализация, то есть модели самовоспитания. [2]
Педагог А. В. Мудрик анализировал механизмы социализации и пришел к выводу, что данные механизмы всегда обусловлены личностным характером и могут быть реализованы через воспитательные процессы, что свидетельствует о том, что социализация является частью педагогического процесса. По этой причине воспитание будет оказывать влияние на то ребенок в процессе социализации обучается самоконтролю поведения и формирует ответственность и инициативу. [5]
Содержательный компонент социализации включает:
- Коммуникацию, как компонент, который отвечает за совершенствование языка и речи.
- Познавательные процессы, которые включают в себя стремление ребенка и его возможности в освоении мира.
- Поведенческие процессы, то есть формирование стилей поведения, трудовых навыков.
- Ценностные процессы. [2]
В процессе взаимодействия человека с различными группами, факторами, организациями, агентами осуществляется социализации, а также при помощи разнообразных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но и могут противоречить друг другу, что обуславливает степень автономии человека, важной для формирования личности. Основной задачей психолого-педагогического воздействия будет учет тенденций социализации на каждом этапе развития общества, применение ее позитивных и компенсация негативных последствий воспитания.
Разное понимание соотношения социализации и воспитания обусловлено разным соотношением в плане генезиса. Формы, содержание и механизмы, а также агенты и институты социализации связаны с процессом усложнения социальной структуры общества. Воспитание, как социальный институт, включает в себя следующие агенты социализации: семья (родители, сиблинги, знакомые), школа (педагоги, школьный коллектив), референтные микрогруппы, значимые для индивида [1].
Таким образом можно сделать вывод, что социализация — это процесс усвоения индивидом ценностей, норм общества, социальных ролей, которые обеспечивают продуктивное взаимодействие с другими, позволяя выступать как субъект деятельности, социального самосознания и общения. Также социализация может быть рассмотрена как результат, то есть определенный феномен социальной компетенции, как интегрированное качество личности, которое обеспечит выполнение социальных ролей, адаптацию, переходы в ситуациях социального развития.
Литература:
- Алтунина, И. Р. Социальная психология: учебник для академического бакалавриата /. И. Р. Алтунина; под ред. Р. С. Немова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 427 с.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.. –– СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
- Клецина И. С. Социальная психология: учебник и практикум для вузов / И. С. Клецина [и др.]; под редакцией И. С. Клециной. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 348 с.
- Матвеева О. Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 20.-C.111–122
- Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений / А. В. Мудрик — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 304 с.
- Поликанова Е. П. Социализация личности // Философия и общество. 2003. № 2. -С.90–100
- Чернышев, А. С. Социальная психология личности и группы: учебное пособие для вузов / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 201 с.