Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции Бильгоу с использованием балансировочного комплекса в работе специалистов детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (428) август 2022 г.

Дата публикации: 19.08.2022

Статья просмотрена: 962 раза

Библиографическое описание:

Яценко, А. М. Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции Бильгоу с использованием балансировочного комплекса в работе специалистов детского сада / А. М. Яценко, Н. Н. Брусенская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 137-140. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94458/ (дата обращения: 19.12.2024).



Метод мозжечковой стимуляции уже доказал свою эффективность. Со стороны специалистов и учреждений балансировочный комплекс вызывает огромный интерес, который подкрепляется хорошими показателями, а также положительной динамикой в коррекционной работе. Этот факт подтверждается многолетними наблюдениями и исследованиями.

Ключевые слова: Френсис Бильгоу, мозжечковая стимуляция, балансир, сенсорные мешочки, набор мячей, мяч-маятник, цветная рейка, мишень обратной связи, телескопическая стойка с мишенями.

В последнее время специалисты столкнулись с трудностями в работе:

– дети стали более сложными;

– методики, которые ранее были успешными и давали большую эффективность, в настоящее время недостаточно эффективны;

– плюс ко всему изменились функциональные обязанности специалистов, связанные с введением в нашей стране инклюзивного образования.

Если раньше логопед работал в узкой специализации, то сейчас в группе комбинированного вида могут встречаться дети разных категорий. Мы должны знать и уметь работать в новых условиях, знать специфику коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Одной из эффективных методик является «Балансировочная доска для мозжечковой стимуляции Бильгоу с использованием балансировочного комплекса».

Как известно в медицине, когда у взрослого человека поражается мозжечок то и речь начинает распадаться. Она становится замедленной, более монотонной, в артикуляционном аппарате происходят нарушения. Ведь именно мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, контролируя движения и сенсорное восприятие. Мозжечок — это механизм в головном мозге, который способен быстро действовать, быстро перерабатывать информацию, поступающую из других частей мозга. Одним словом, скорость работы головного мозга зависит от мозжечка. Поэтому при нарушении этой связи у человека замедляется формирование речи, а также психические, познавательные и интеллектуальные процессы.

В таком случае, с детьми у которых имеется дисфункция мозжечка, необходимо начинать занятия с балансировочной доски Бильгоу с использованием балансировочного комплекса, для тренировки крупной моторики и равновесия, а не с артикуляционных упражнений и постановки звуков.

Данный метод был разработан американским ученым в 60-е годы XX века Френсисом Бильгоу. Его программа представляет из себя упражнения, чем-то напоминающие лечебную физкультуру с использованием специального оборудования.

История появления программы мозжечковой стимуляции началась, когда американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал в то время в школе, заметил интересную закономерность: ученики, которые на переменах играли в игры, связанные с балансировкой, быстрее других усваивали школьную программу и обладали более высокими коммуникативными навыками, по сравнению с другими школьниками. Бильгоу предположил, что имеется тесная связь между физической активностью во время балансировки и развитием ребенка.

Бильгоу выдвинул 3 принципа мозжечковой стимуляции:

– Стимулирование сенсорной интеграции;

– Пространственное воображение и чувство равновесия;

– Проприоцептивное обучение (мышечное чувство).

Развивая эту теорию, Фрэнк Бильгоу в качестве эксперимента разработал балансировочную доску и простую программу упражнений.

В своей программе Бильгоу прорабатывал сразу три аспекта, влияющие на образование новых нейронных связей у ребенка:

1. психологический,

2. Дидактический,

3. инструментально-технический.

Совокупность этих аспектов стимулировала работу мозжечка и увеличивала навыки обучаемости у ребенка. Исследования мозжечковой стимуляции на балансировочной доске Бильгоу показали ее высокую эффективность, а его изобретение стало прорывом в методологии коррекции самого широкого спектра нарушений в психоэмоциональном и речевом развитии детей, Программа стала одной из наиболее продуманных и систематизированных корректирующих и стимулирующих методик.

Описание и применение «Балансировочного комплекса Бильгоу»

«Освоение балансира»- Балансировочная доска является основным элементом балансировочного комплекса.

На поверхность балансира нанесена разметка в виде сетки-матрицы с одинаковыми квадратами для фиксации положения стоп, в центре нанесено крестообразное обозначение. Такая разметка необходима для:

– равномерного распределения веса тела при постановке на доску;

– расположение стоп равноудаленно от центральной оси доски;

– развития пространственных схем и зрительно-моторной координации.

Доска находится на двух вращающихся полозьях, которые определяют уровень сложности удержания баланса. На обратной стороне доски нанесена шкала угла поворота полозьев.

Занятия по мозжечковой стимуляции начинаются с освоения балансировочной доски, так как все занятия будут проходить непосредственно стоя на этой доске. Если ребенок не может удержать равновесие, значит следует это осваивать до тех пор, пока для него это не стане доступным.

«Мешочки с крупой»– три цветных мешочка с крупой разного веса, размера и цвета. По цвету мешочки делятся на красный, желтый и синий. По весу: легкий, средний и тяжелый. По размеру: маленький, средний и большой.

Вариативность размера и веса мешочков позволяет развивать у ребенка мелкую моторику, хватательные движения, а также координацию пальцев обеих рук.

Упражнения стоя на балансире : — ребенок подкидывает и ловит мешочек, — положить мешочек на доску и поднять правой или левой рукой, — кидать мешочек ребенку, ребенок ловит и кидает обратно педагогу, играя в игру «один-много», «кто где живет», «придумай слово на определенный звук» и т. д. Можно придумывать множество игр для закрепления материала.

«Мяч-маятник» представляет собой шар диаметром 7,5 см со вклеенной в него специальной веревкой с антипружинными свойствами. Длинна веревки 3,5–4 метра. В комплекте с маятником идет шуруп и кольцо с пластиковым дюбелем и карабин. Мяч крепится к потолку. Обшивка мяча противоскользящая. Мяч настраивается по высоте.

Упражнения состоят в том, что: — ребенок отталкивает мяч от себя, а потом ловит; — отбивать мяч цветной рейкой. Это позволяет развивать способность мозга программировать, вычислять, определять нужную траекторию движения мяча- маятника, предсказывать точный промежуток времени его движения из одной точки пространства в другую. Все это позволяет развивать пространственно-временное восприятие мира у ребенка, лежащее в основе функционирования высших психических функций мозга.

«Цветная рейка» представляет собой палку размером 70 см x 4,5 см, размеченную цветом на сектора (белый, красный, желтый, зеленый) с цифрами от 1 до 8, расположенные симметрично относительно центра планки по одному сектору с каждой стороны.

Упражнения с цветной рейкой делаются совместно с мячом маятником. Они нацелены на развитие способностей структурировать пространство, визуализировать движение объектов в пространстве, их отслеживание, осуществлять планирование перед движением, выполнение самого движения, проводить анализ, оценку и корректировку действий для следующего цикла движения маятника

Стоя на балансире, ребенок держит рейку горизонтально обеими руками спереди. При ударе, рейка служит для интеграции обеих сторон тела, а значит обоих полушарий мозга. Когда это происходит то оба полушария мозга синхронизируются и эффективность обработки информации мозгом увеличивается.

«Набор мячей» отличающиеся по размеру и цвету. Мячи-попрыгунчики обычно используют с совместно с мишенью обратной связи для упражнений с отскоком. Пустотелые для перекидывания из рук в руки.

«Мишень обратной связи» — выполняет функцию возвращателя: то есть, мяч при ударе о доску возвращается обратно.

Мишень: доска 46 см х 46 см опирается на две ножки в верхней части доски. Размечена девятью секторами. Каждый сектор обозначен фигурой (круг, треугольник, квадрат), цифрой, нанесенной в произвольном порядке от (1 до 9) и цветом (желтый, зеленый, красный).

Бросая, ловя и контролируя движение мяча-попрыгунчика, стоя на балансире, ребенок стимулирует развитие мозговых процессов. Упражнения с мишенью улучшают синхронизацию мозга, концентрацию внимания, а также синхронизацию частей тела.

«Телескопическая стойка с мишенями» — представляет собой сборную конструкцию похожую на букву «Т» на подставке. На верхнюю часть стойки, устанавливаются пять небольших прямоугольных мишеней (деревянных).

У мишеней имеется разметка, с одной стороны окрашены в разные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый) и нанесен цифровой ряд (1, 2, 3, 4, 5), а с другой фигуры черного цвета (квадрат, круг, крест, ромб, треугольник). В эти мишени ребенок целится мячом-маятником.

Это упражнение применяется как последнее усложнение занятий с ребенком, и только после того, как освоены все остальные упражнения. Ребенку требуется не просто отбить мяч-маятник, а самостоятельно задать траекторию движения в нужном направлении. Часто даже взрослому с трудом удается выполнить это упражнение.

Кому полезна мозжечковая стимуляция :

– для детей с РАС (расстройство аутистического спектра)

– при нарушении обработки сенсорной информации

– при СДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность)

– при нарушениях внимания (слабая концентрация)

– при дисграфии (нарушения письма), дислексии (нарушения чтения)

– при диспраксии (нарушения координации движений и общей моторики)

– при нарушениях почерка

– при не сформированности зрительно-пространственных представлений

– ЗПР, ММД (минимальная мозговая дисфункция);

– при быстрой психической возбуждаемости и скорой повышенной утомляемости;

– при речевых расстройствах (логоневрозы, не проговаривание слов, перестановка слогов, дизартрии)

Противопоказания для занятий на балансировочной доске:

– эпилепсия

– повышенная судорожная готовность

Исключение ряда упражнений у лиц:

– с ЧМТ (черепно-мозговая травма)

– после инсульта

– с синдромом Дауна.

Литература:

  1. Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. Рекомендации для специалистов-педагогов широкого профиля. Под. ред. Новоуральск.
  2. www. Brain-board.ru — тренажеры для мозжечковой стимуляции.
Основные термины (генерируются автоматически): мозжечковая стимуляция, балансировочная доска, ребенок, балансировочный комплекс, мишень, обратная связь, упражнение, цветная рейка, головной мозг, коррекционная работа.


Ключевые слова

балансир, Френсис Бильгоу, мозжечковая стимуляция, сенсорные мешочки, набор мячей, мяч-маятник, цветная рейка, мишень обратной связи, телескопическая стойка с мишенями

Похожие статьи

Современные подходы и технологии с использованием мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями как один из методов сенсорной интеграции

Рассмотрена методика мозжечковой стимуляции. В данной статье описано, как можно использовать элементы методики мозжечковой стимуляции, развивать когнитивные способности у ребенка.

Специальная физическая подготовка юных гимнасток с применением метода интервальной тренировки Табата

В статье представлены результаты исследований эффективности разработанного авторами метода развития специальных физических качеств у спортсменок 7–10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Авторами доказано, что разработанный на основе протоко...

Комплексная методика (игра) «Умные лапки»

В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...

Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot

Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...

Нарушение пространственных представлений как признак будущей неуспеваемости младших школьников

В статье обсуждаются особенности детей с нарушением зрительно-пространственного гнозиса, испытывающих значительные трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы. Рассматривается диагноз ММД, его типы и особенности нарушений зрител...

Универсальный физиотерапевтический прибор

Описывается физиотерапевтический прибор, предназначенный для профилактики и лечения болезней позвоночника. Отличительная особенность спроектированного устройства заключается в совмещении процедур магнитотерапии, лекарственного элек-трофореза и легког...

Реакция нервно-мышечного аппарата на упражнения, выполняемые на нестабильной поверхности: литературный обзор

В статье рассматривались механизм мышечной активации при выполнении упражнений на нестабильной поверхности и целесообразность применения данных средств тренировки в фитнесе для увеличения силовых показателей и развития способности к сохранению равнов...

Трехмерный тактильный датчик для манипуляционных промышленных роботов

Данная статья посвящена созданию и применению тактильного датчика. Этот датчик, на мой взгляд, сможет помогать человечеству в операциях сборки, шлифования, полировки, и др. В работе рассматриваются основные функции и способ расчета корректирующих дви...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Методика коррекции осанки студентов с применением гимнастики «Айкуне»

В статье проведен теоретический анализ методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата с применением гимнастики «Айкуне» у студенток специальной медицинской группы (СМГ). Представленная методика «Айкуне» качественно отличается от других об...

Похожие статьи

Современные подходы и технологии с использованием мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями как один из методов сенсорной интеграции

Рассмотрена методика мозжечковой стимуляции. В данной статье описано, как можно использовать элементы методики мозжечковой стимуляции, развивать когнитивные способности у ребенка.

Специальная физическая подготовка юных гимнасток с применением метода интервальной тренировки Табата

В статье представлены результаты исследований эффективности разработанного авторами метода развития специальных физических качеств у спортсменок 7–10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Авторами доказано, что разработанный на основе протоко...

Комплексная методика (игра) «Умные лапки»

В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...

Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot

Статья посвящена развитию пространственного мышления у детей с ОВЗ с применением робота Bee-Boot, который прекрасно подходит в коррекционно-педагогической работе с детьми в дошкольном учреждении. Внешний вид робота привлекает своей красочностью, а та...

Нарушение пространственных представлений как признак будущей неуспеваемости младших школьников

В статье обсуждаются особенности детей с нарушением зрительно-пространственного гнозиса, испытывающих значительные трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы. Рассматривается диагноз ММД, его типы и особенности нарушений зрител...

Универсальный физиотерапевтический прибор

Описывается физиотерапевтический прибор, предназначенный для профилактики и лечения болезней позвоночника. Отличительная особенность спроектированного устройства заключается в совмещении процедур магнитотерапии, лекарственного элек-трофореза и легког...

Реакция нервно-мышечного аппарата на упражнения, выполняемые на нестабильной поверхности: литературный обзор

В статье рассматривались механизм мышечной активации при выполнении упражнений на нестабильной поверхности и целесообразность применения данных средств тренировки в фитнесе для увеличения силовых показателей и развития способности к сохранению равнов...

Трехмерный тактильный датчик для манипуляционных промышленных роботов

Данная статья посвящена созданию и применению тактильного датчика. Этот датчик, на мой взгляд, сможет помогать человечеству в операциях сборки, шлифования, полировки, и др. В работе рассматриваются основные функции и способ расчета корректирующих дви...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Методика коррекции осанки студентов с применением гимнастики «Айкуне»

В статье проведен теоретический анализ методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата с применением гимнастики «Айкуне» у студенток специальной медицинской группы (СМГ). Представленная методика «Айкуне» качественно отличается от других об...

Задать вопрос