В статье рассматривается часть музыкального глоссария, имеющего древнегреческие корни. Благодаря выявлению многогранности значений в различные времена прослеживается влияние определённых терминов и концепций на дальнейшее развитие как музыки, так и других видов искусства. Приводимые античные источники раскрывают теории ученых, в которых в сочетании с другими науками музыка становится одним из основополагающих элементов мироздания, дальнейшее воздействие на идеи и доктрины средневековых деятелей.
Ключевые слова: античная культура, эффект музыки, сущность музыки, изоморфный резонанс, эвритмия, пифагорейская школа.
Античная культура, вобравшая в себя на протяжении многих веков опыт древних греков и римлян, отличалась интенсивным прогрессом, отличившимся в сравнении с древневосточными цивилизациями передовыми идеями касательно социума и места человека в нем, понимание идеи творчества, сущности бытия. Достигнув небывалых высот в сфере науки, образования, искусства, литературы как в практическом, так и теоретическом их постижении, она не предалась забвению и значительно повлияла на последующую эволюцию в этих областях. В частности, музыка древнегреческой традиции была истоком, обусловившим становление европейской музыкальной культуры и науки. Многие термины, употребляемые в повседневной речи музыкантов, имеют греческие корни: метроном, бас, лирика, симфония, период, техника. Этимологический анализ глоссария в музыкальном искусстве позволяет углубить осознание истинного значения слов и, тем самым, влияет на осмысленность в изучении и исполнении.
Само слово « музыка » в греческом — μουσική/mousike / мусикия — связано с понятием «музы», а оно в свою очередь — с причастием «мыслящий». Под этим словом подразумевалось общее образование и духовная культура. Согласно А. Ф. Лосеву, Платон определял «мусическое» как «верное, точное, нефальшивое и незаблуждающееся», а у Еврипида mousike en aspidi означало «умение владеть щитом»; сама система воспитания в Древней Греции называлась «мусическим воспитанием» и включала в себя как изучение литературы и музыки, так и точных наук, ораторского искусства, этики, политики, философии.
Существовавшая среди категорий древнегреческой эстетики эвритмия была введена Аристотелем и означала качество, которое затем стали называть « гармонией » (совершенная целостность, созвучие). Древнеримский зодчий Витрувий подразумевал в своих трудах под эвритмией «видимую соразмерность» [2, с. 11–14]. Эвритмия также использовалась в античной архитектуре как одна из двух концепций красоты наряду с симметрией, позже — в антропософской медицине и танцах.
Как известно, в Древней Греции процветало не только искусство, но и точные науки: система образования включала в себя предметы многих дисциплин, что позволяло не только получать более полную картину мира, но и выявлять взаимосвязи разных областей друг с другом. Наиболее ярким представителем, внесшим во многие отрасли новые открытия, является Пифагор Самосский (570–490гг. до н. э.) — отец современной математики, философ, основатель собственной школы пифагорейцев. Он рассматривал сущность музыки и в эффектах, и в рациональных физических процессах: изучая терапевтическое назначение гармонии, Пифагор открыл разное влияние на эмоции через 7 различных модусов; с другой стороны, для Пифагора конструкция как музыки, так и космоса, всей Вселенной, заключена в числах, и благодаря этому мы слышим музыку как выражение этой последовательности. Синтез эффектов как сущности музыки и численной основы нашло отражение в пифагорействе в виде понятия « изоморфный резонанс ». Изоморфный (с др. греч. ἴσος — «одинаковый» и μορφή — «форма») означает существование схожих черт у различных объектов, резонанс — отклик колебательной системы в виде усиления амплитуды колебаний. В чем заключается каждый из компонентов можно вывести из предыдущих открытий Пифагора, а именно — пропорции музыкальных интервалов: на монохорде при зажимании струны образуется звук, находящийся в определенном соотношении с его основным тоном, например, соотношение 2:1 порождало созвучие с интервалом в октаву, 3:2 — чистую квинту, 4:3 — чистую кварту. Здесь и проявляется изоморфизм: подобные численные пропорции, по мнению Пифагора, структурируют вселенную, а силой, приводящей данные соотношения в резонанс, является непосредственно сам звук [1, с. 55].
Противопоставляемые в западной философии тело и разум во многих областях, в данной теории изоморфного резонанса, несомненно, основаны на идее разума, поскольку и числа являются абстракцией, созданной в результате разумной деятельности человека. Однако возможность эффектов музыки, выдвигаемая Пифагором, в то же время позволяет прийти к консенсусу в данном философском вопросе, в чем заключается уникальность теории.
Пифагорово учение значительно повлияло на дальнейшие космологии, что можно увидеть в трудах многих античных и средневековых ученых: «О небе» Аристотеля, «Гармоника» Птолемея, «Сон Сципиона» Цицерона, «Установление гармонии» Джозеффо Царлино и многих других. В первом томе «Истории двух миров» средневекового английского врача, философа, музыковеда и астролога Роберта Фладда автор говорит о мировом монохорде как устройстве вселенной. Монохорд представлен двумя пирамидами: формальной и материальной, «светлой» и «темной» [3, с. 10]. Октава называлась диапазоном, квинта — диапентой и кварта — диатессероном.
Были не только последователи, но и те, кто опровергал данную теорию, например, ученики Аристотеля — Аристоксен и Теофраст. Аристоксен воспринимал музыку не как объект, а как опыт, а Теофраст поднимал рациональный вопрос об универсальности расчетов, поскольку существуют достаточно комплексные составляющие звука, каким является тембр. Таким образом, они оба считали, что сущность музыки не выявляется без учета производимого ею эффекта.
Примирение конфликта разума и чувств отражено в позиции Птолемея (около II в. н. э.), считавшего, что музыка и астрономия «пользуются безупречными инструментами по отношению к количеству и качеству первых движений — арифметикой и геометрией, будучи родственницами, родившимися от сестер — зрения и слуха, — воспитанными в лучших традициях своего рода арифметикой и геометрией» [4, с. 269].
Благодаря анализу различных источников и отслеживанием этимологии некоторых составляющих музыки можно сделать вывод, что музыка с античных времен была важной частью жизни, просвещения; некоторые из ее терминов с течением времени проникли в другие виды искусства, а в сочетании с точными науками была неотъемлемой частью для выдвигания новых теорий космологии, мироздания, философии.
Литература:
- Бондс Марк Эван. Абсолютная музыка. История идеи. Издательский дом ДЕЛО. М.2019. С.55–57.
- Витрувий. Десять книг об архитектуре (Кн. I, Глава II, 1–9). М.: КомКнига, 2005. С. 11–14.
- М. Н. Блажевич, Д. Ф. Ушаков. Роберт Фладд: метафизика музыки и числа // Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2011. Вып. 3, С.10.
- Порфирий. Комментарий к «Гармонике» Птолемея. М.: Научно-исследовательский центр «Московская консерватория», 2013. С. 269.