В статье затрагивается проблема подростковой тревожности, особенности проявления тревожности, а также возможные причины популяризации данной проблемы у современных школьников.
Ключевые слова: тревожность, подросток, киберсоциализация, буллинг.
Современный мир создает массу рисков для подрастающего поколения. Нестабильность глобальной безопасности, информационная война, кибербуллинг — это всего несколько примеров феноменов 21 века, которые провоцируют тревожность в подростковом возрасте. По последним статистическим данным 60–75 % российских подростков имеют повышенный уровень тревожности, в то время как обычно «норма тревожности» 15 %.
Риск повышенного уровня тревожности у подростков возникает по ряду причин, связанных со спецификой возраста: стрессы и психологические проблемы, связанные с психосексуальным развитием, эмоциональной нестабильностью, статусной дисгармонией и неустойчивостью социальных ценностей подростка. Совокупность внешних и внутренних катализаторов может провоцировать хронический характер тревоги. Ряд исследователей доказали, что затяжной характер тревожных состояний создает риск появления ряда последствий: сложности во взаимоотношениях с окружающими, панические и депрессивные состояния, склонность к суицидальным наклонностям. Таким образом, психологическое благополучие подростков предопределяет и физическое здоровье.
При рассмотрении проблемы подростковой тревожности важно четко определить смыслы, вложенные в это понятие. Согласно трактовке А. М. Прихожан, тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [2]. При этом реальных обстоятельств, способных повлиять на безопасность человека, испытывающего эти ощущения, нет.
Подростковая тревожность все чаще приобретает личностный характер, то есть перерастает из ситуативного переживания в стабильную структуру, свойственную конкретному подростку. И если ситуативная тревожность поддается коррекции и профилактике посредством устранения раздражающих факторов и стабилизации эмоционального состояния подростка, то личностная тревожность требует детальной и длительной работы учителей, педагога-психолога, родителей.
Обратимся подробнее к факторам, способствующим формированию личностной тревожности у подростков. Процесс формирования личности современного подростка сегодня связан с рядом рисков и сложностей. Так, современный подросток помимо процесса социализации проходит процесс киберсоциализации. Киберсоциализация предполагает качественное изменение самосознания под влиянием и в результате использования информационно-коммуникационных и компьютерных технологий [1]. Этот процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Какие же негативные последствия киберсоциализации могут иметь непосредственную взаимосвязь с подростковой тревожностью?
Во-первых, киберсоциализация способна провоцировать возникновение ценностного плюрализма, выходящего за рамки нормы, то есть в определенный момент подросток перестает ориентироваться в вопросах нравственности/безнравственности. Так как подростковый возраст является периодом, когда формируются базовые нравственных ценности, идеалы, являющиеся в последующем фундаментом для принятия нравственных решений, нивелирование норм и нравственных ценностей, неспособность разграничить добро и зло становятся отправной точкой для дестабилизации личности. Это связано с тем, что подросток находится в состоянии неопределенности и диссонанса.
Во-вторых, виртуальное пространство, в котором происходит киберсоциализация, трансформирует осознание реальности, а именно видоизменяет понимание результатов и последствий поступков и действий. Например, если в компьютерной игре подросток, проходящий очередной уровень, разбивается на машине, то перезапустив игру, он снова оживет, что никогда не произойдет в реальной жизни. В социальных сетях любой человек может сказать грубость, обидеть кого-то, даже не задумываясь, так как не испытает дискомфорт от реакции незнакомца по ту сторону экрана. Такая виртуальная жизнь подростков влияет на желание осуществлять действия, подобные поступкам в виртуальном пространстве, в реальной действительности. Естественно, подросток столкнется с отрицательной реакцией со стороны учителей, родителей, общества, что вызовет эмоциональный всплеск, непонимание того, какими моделями поведения руководствоваться, итог — повышение уровня тревожности.
Еще одной опасностью для современных подростков при киберсоциализации является кибербуллинг. Буллинг — понятие, давно бытующее в подростковой среде, связано с проявлением агрессии и преследования одного человека другим. Виртуальное пространство расширяет границы этого понятия, создает более изощренные формы морального насилия. Подросток, подвергающийся кибербуллингу, испытывает чувство незащищенности, подавленности, страха, что сопряжено с повышением уровня тревожности, возникновением депрессии и суицидальных настроений. Особенностью кибербуллинга является то, что зачастую подросток не понимает, кто является угрозой, от какого человека ожидать опасности, так как виртуальное пространство не гарантирует идентификации личности, особенно, когда речь идет о деструктивных группах и сообществах.
Современные подростки сталкиваются еще с одним риском, продиктованным процессом киберсоциализации и нестабильной мировой обстановкой — информационная война. Подросток, черпающий информацию в социальных сетях, лентах, постах, попадает в ситуацию, когда ему приходиться быть фильтром — осуществлять отбор верной и адекватной информации. Не каждый подросток, столкнувшийся с информацией, носящей деструктивный характер, способен это осознать. Анализируя ролики, всплывающие в контекстной рекламе, посты многих известных личностей, новостные паблики, можно отметить, что ряд из них намеренно запугивают представителей молодежи, вводят в состояние паники, а иногда, и гнева. Подросток, каждый день сталкивающийся с подобного рода информацией, находится в группе риска по возникновению тревожности.
Образовательные организации в указанных условиях должны учитывать все риски, а также опираться на требования социального заказа. Повышенные требования к вопросам здоровья детей закреплены и в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, где приоритетным направлением воспитания становится обеспечение условий для физического, психического, социального и духовно-нравственного развития детей [3]. Таким образом, проблема тревожности на сегодняшний день становится все более актуальной и распространенной в подростковом возрасте, что требует создания условий для психолого-педагогического сопровождения в пространстве образовательного учреждения, способствующих профилактике и коррекции уровня тревожности на данном возрастном этапе развития.
Литература:
- Плешаков В. А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век, 2009. — № 3. — С. 32–39.
- Прихожан, A. M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный портал. URL: http://edu.ru/ files/discussion/appeal.html [Архивировано в WebSite] (дата обращения: 09.08.2022 г).