В статье автор пытается определить факторы, влияющие на формирование правосознания подростков, проживающих в неблагополучных семьях в условиях сельской местности. Также затрагиваются некоторые факторы низкого уровня правосознания у внешне благополучных семей.
Ключевые слова: подросток, семья, подростковый возраст, правовое сознание, сельская местность, неблагополучная семья.
Проблема формирования правового сознания подростков состоит в том, что в результате сближения с преступным миром, его противоправным нормам, в современных реалиях начинает происходить уже на более ранних стадиях онтогенеза человека. В результате этого может формироваться закономерность: чем раньше подросток встает на преступный путь, тем быстрее он может достигнуть уровня опасного рецидивиста. Важно учитывать некоторые особенности низкого уровня правового сознания у подростков: семья, круг общения, интересы. В данном научном исследовании будут рассматриваться такие проблемы, как: формирование правового сознания в семье; факторы в семье, которые могут повлиять на становление девиантного поведения подростка. Важно учитывать, что в настоящее время еще не сложилась система правового воспитания в образовании, построенная на учете психологических факторов, влияющих на формирование правосознания в подростковом возрасте. А также на сегодняшний день не учитывается разрушительное воздействие средств массовой информации, которые открыто пропагандируют молодому поколению ценности и нормы поведения, граничащие с допустимыми нормами поведения в обществе.
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном российском обществе активно протекают процессы изменения общественного сознания, и, как одной из его форм, правосознания. Воздействие права на человека преломляется через его психику, тем самым определяя эффективность правового регулирования общественных отношений.
Правосознание — это отражение элементов правовой системы в психике человека. Поскольку право представляет собой социальное явление, у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления о нем. Их совокупность и образует отношение людей к этому общественному институту. В одним случаях люди доверяют праву, возлагая именного на него надежды в решении жизненных проблем. В других, напротив, право не приемлют, доказывая его ненужность, неэффективность. Именно в таких условиях развивается правосознание у людей.
У людей существуют определенные убеждения, принципы, влияющие на их отношение к праву. Этот элемент правосознания называют главным, так как он связан с рациональным мышлением, на базе которого вырабатывается осмысление правовых явлений. Человек в своих поступках руководствуется определенными чувствами, на его поведение оказывает влияние настроение, переживания, формируя определенное отношение к праву. Поскольку правосознание может рассматриваться в качестве особой подструктуры психики, а психическое развитие человека имеет специфику, связанную с возрастом, можно утверждать, что и правосознание людей различного возраста будет отличаться характерными особенностями.
В данном научном исследовании будет рассматриваться подростковый возраст человека. Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования правосознания. Огромную роль приобретает роль правовых установок и ценностных ориентаций, которые существуют в обществе.
Важно отметить, что подросток, находясь в промежуточном состоянии между взрослым и ребенком (при сильном желании стать взрослым), не всегда способен контролировать свое поведение, старается показать свою независимость, приобрести право голоса. В таком состоянии он старается избавиться от родительской опеки, причем это избавление происходит путем разрыва отношений с взрослыми, отдаления от них, а иногда происходит зарождение уже новых отношений «на равных». Вот тогда в социальной ситуации развития подростка появляется новых компонент — отчуждение. Оно проявляется в поведенческой деятельности, в общении, во внутренних переживаниях, то есть возникают сложности при «врастании» в новые области.
В подростковом возрасте уже нет слепого детского подчинения авторитету взрослых. Для подростков этого периода «группы по интересам». Зачастую не всегда они имеют положительный эффект. Нужно помнить, что подростки могут без особого труда попасть под чужое влияние, а также могут стать членами уличных преступных группировок и религиозных сект. Подростки становятся легко внушаемыми и ведомыми, особенно это проявляется, когда снижается родительский контроль или же от недостаточного внимания со стороны родителей. Теперь подросток начинает делить окружающих на «своих» и «чужих». Это влияет на развитие обособленного мировоззрения у подростков.
В данном периоде взросления у школьников проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, употреблению спиртных напитков, склонность к воровству, обману и т. д.). В этом возрасте подростки могут быть жестоки и агрессивны, но в то же время ранимы, нуждаются в уважительном отношении к себе любимому в коллективе сверстников, в семье, ждут внимания и поддержки со стороны взрослых. Для этого возраста характерны не только перепады настроения, но и периоды повышенной активности, сменяемые периодами утомляемости. Все это создает проблемные ситуации, а также к ухудшению отношений с родителями, сверстниками, к нежеланию заниматься учебной деятельностью. В этом возрасте ребенок боится остаться недооцененным, он стремится занять значимое положение среди сверстников в школе или же в другом коллективе. Становясь более раздражительными, эмоциональными, вспыльчивыми, подростки зачастую пытаются переоценить свои («я все могу сделать сам»).
Потребность быть и считаться взрослым способна привести подростков к попыткам самоутверждения в форме разнообразных поступков и действий, отклоняющихся от правовых норм.
Факторы формирования правового сознания подростков, проживающих в сельской местности. Проблема формирования правового сознания подростков заключается в том, что в результате сближения с криминальным миром, его незаконными нормами, в современных реалиях начинает проявляться уже на более ранних этапах онтогенеза человека. В результате это может привести к тому, что чем больше негативных факторов накладывается на мало созревшее сознание подростка, тем быстрее он вступит в другой мир — преступный. На данный момент в сельских школах недостаточно развита система правового воспитания. Острая «нехватка» специалистов в сельской местности (учителей, социальных психологов и т. д.) приводит к тому, что уже на ранних этапах воспитания детей приводит к ранней преступности среди молодежи. Однако есть еще один фактор — СМИ, социальные сети, где пропагандируют определенный образ жизни, который граничит с приемлемыми нормами поведения в обществе.
В каждой семье представление о праве как социальном явлении разное. В одних случаях семьи основываются на правовом воспитании молодого поколения, хотят воспитать достойных граждан своего государства. В других же случаях, в некоторых семьях, наоборот, право не приемлют. Все эти установки передаются детям, а они, как правило, отражение своих родителей.
Правовое сознание напрямую зависит от психики человека. Важно учитывать возрастные особенности человека, в данном случае подростковый возраст.
В данной статье будет рассматриваться подростковый период человека, а также влияние неблагополучной семьи на правовое поведение подростка.
Всем известно, что ребенок воспитывается и обучается с момента рождения. Эти процессы непрерывны и часто насыщаются новыми технологиями. Единственное, что не меняется в этой системе — это то, что каждый последующий период возникает из предшествующего. Развитие ребенка происходит постоянно, соответственно условия для решения новых задач создаются на предшествующих этапах развития. В ином случае произойдет фрустрация, в результате этого у ребенка может произойти задержка в развитии.
Четких границ в определении возрастных периодов нет, как и нет единых мнений по этой теме. Важно знать, что возрастные границы условны и зависят от физических, физиологических, познавательных и социальных особенностей развития ребенка. Становление как индивида, так и личности происходит в разное время.
С точки зрения физиологии подростковый возраст — это процесс изменений в организме ребенка, вследствие чего он взрослеет и способен к продолжению рода. Термины «половое созревание», «подростковый возраст» и «пубертатный период» или пубертат (от латинского pubertas — возраст роста волос) часто используют как синонимы. Стоит заметить, что термины «период полового созревания» и «пубертат» фиксируют изменения половой сферы, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин подростковый период [1].
Необходимо отметить, что физиологическое и психологическое становление у подростка-мальчика и у подростка-девочки протекает не в один и тот же период. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14–16 годами, у девочек — между 13–15 годами. Психические признаки переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11–12 лет [1].
С возрастной периодизацией психического развития подростков можно познакомиться в работах как отечественных специалистов (Л. C. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, B. C. Мухиной, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна), так и зарубежных (Дж. Биррен, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, С. Холл, Э. Шпрангер).
Согласно общепринятой в настоящее время классификации Д. Б. Эльконина подростковый возраст имеет границы от 10–11 до 14–15 лет. Внутри подросткового возраста выделяются периоды младшего и старшего подростковых возрастов с кризисом 13-ти лет [4].
В современных психологических исследованиях понятие «подросток» применяется достаточно широко. Ряд авторов определяют границу подросткового развития на рубеже 10–11 лет (В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Д.И Фельдштейн), другие — на рубеже 12 лет (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, М. Коул). Согласно исследованиям Г. А. Цукермана за последние 30 лет произошло общее «омоложение» подросткового возраста, что привело к более раннему началу пубертата.
По его утверждению, период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту в периодизациях нормального развития — это «ничья земля» [3].
Важно отметить, что подросток, находясь в промежуточном состоянии между взрослым и ребенком (при сильном желании стать взрослым), не всегда способен контролировать свое поведение, старается показать свою независимость, приобрести право голоса. В таком состоянии он старается избавиться от родительской опеки, причем это избавление происходит путем разрыва отношений с взрослыми, отдаления от них, а иногда происходит зарождение уже новых отношений «на равных». Вот тогда в социальной ситуации развития подростка появляется новых компонент — отчуждение. Оно проявляется в поведенческой деятельности, в общении, во внутренних переживаниях, то есть возникают сложности при «врастании» в новые области.
В подростковом возрасте уже нет слепого детского подчинения авторитету взрослых. Для подростков этого периода «группы по интересам». Зачастую не всегда они имеют положительный аспект. Нужно помнить, что подростки могут без особого труда попасть под чужое влияние, а также могут стать членами уличных преступных группировок и религиозных сект. Подростки становятся легко внушаемыми и ведомыми, особенно это проявляется, когда снижается родительский контроль или же от недостаточного внимания со стороны родителей. Теперь подросток начинает делить окружающих на «своих» и «чужих». Это влияет на развитие обособленного мировоззрения у подростков.
В данном периоде взросления у подростков проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, употреблению спиртных напитков, склонность к воровству, обману и т. д.). В этом возрасте подростки могут быть жестоки и агрессивны, но в то же время ранимы, нуждаются в уважительном отношении к себе любимому в коллективе сверстников, в семье, ждут внимания и поддержки со стороны взрослых. Для этого возраста характерны не только перепады настроения, но и периоды повышенной активности, сменяемые периодами утомляемости. Все это создает проблемные ситуации, а также к ухудшению отношений с родителями. Потребность быть и считаться взрослым способна привести подростков к попыткам самоутверждения в форме разнообразных поступков и действий, отклоняющихся от правовых норм.
Влияние неблагополучной семьи на формирование правового сознания подростков. Недостаточное общение родителей с детьми и их неприятие родителями также является верным признаком противоправного поведения сформировавшейся личности. Эмоциональные отношения в семье играют огромную роль в развитии дальнейшей активности подростка. Признаками неблагоприятных эмоциональных отношений в семье являются частые случаи повышения голоса на ребенка, обзывания его обидными прозвищами, чрезмерной критики и полного игнорирования ребенка.
Влияние неблагополучной семьи отражается на социальном уровне функционирования психики. Если ребенок воспитывается в семье, для которой характерны постоянные ссоры, конфликты, скандалы и т. д., то теплых, нормальных отношений ждать не стоит. Ребенок, живущий в такой семье, получает негативный опыт эмоционального общения. В результате вырабатывается особый взгляд на мир человеческих взаимоотношений, который закрепляется в психике и который очень трудно перевоспитать.
В литературе по психиатрии получила признание точка зрения о том, что в конфликтной семье ребенок приобретает негативный опыт общения, ощущает враждебные, недружественные отношения между родителями, преждевременно разочаровывается в человеческих отношениях в целом и не приобретает положительного опыта сотрудничества и сотрудничества, столь необходимого для жизни в обществе. Поэтому в условиях конфликтной, проблемной семьи нередки случаи патологического развития характера ребенка, возникновения трудностей в воспитании девиантного поведения несовершеннолетних.
В условиях сельской местности необходимо выделить типы неблагополучных семей:
- Конфликтная семья — семья, которая характеризуется постоянными конфликтными ситуациями, где отсутствует уважение к членам семьи, где порой дело доходит ракоприкладства. Как правило, это те семьи, где родители уже не могут уживаться на одной территории, когда у них существует личная неприязнь друг к другу, когда семья находится на грани разрыва. Сложные условия жизни в сельской местности, а именно, нехватка рабочих мест, низкая заработная плата не могут не влиять на формирование конфликтов в семье.
- Педагогически несостоятельная семья — это семья, где изначально у матерей отсутствует «материнский инстинкт», они не испытывают любви к своим детям, как правило эти проблемы возникают в связи с ранней беременностью. Также сюда входят такие семьи, которые в силу своих психологических особенностей не могут сформировать у детей воспитание и соответствующее поведение в обществе.
- Алкогольные семьи — семьи, где один или оба родителями чрезмерно злоупотребляют алкогольными напитками.
- Асоциальные семьи — семье, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.
- Наркотические семьи, в которых родители употребляют наркотические средства.
В результате ребенок получает такие черты характера: агрессия, жестокость. Влияние неблагополучной семьи приводит к различным формам девиантного поведения: курению, употреблению алкоголя, вандализму, паразитизму, бродяжничеству, попрошайничеству, раннему началу половой жизни, проституции, злоупотреблению психоактивными веществами и многому другому.
Подростки начинают отвергать всяческую помощь со стороны взрослых. Это происходит неосознанно, а просто, потому что ребенок не понимает, как ему поступить. Этот тяжелый психологический кризис связан с тем, что подростку нужно показать свою значимость в обществе. Наиболее сложным, по мнению Л. Н. Куликовой, является то, что, когда происходит одномоментное соединение нескольких, а то и всех названных кризисов, это приводит к фрустрации подростка, под таким влиянием он способен на неадекватные, саморазрушительные действия [2].
Чтобы подобное не происходило, педагоги и психологи должны смягчить протекание подобных кризисов. Учитель также обязан оказать необходимую моральную поддержку подростку.
Однако и сам учитель может подвергнуться атакам со стороны подростка. Нередко их деструктивная активность направлена на учителей, при этом она сопровождается применением холодного или огнестрельного оружия. Некоторые действия школьников направлены на срыв учебного процесса. Все активнее в жизнь подростков включается новое развлечение — телефонный терроризм или кибератака.
Практическая часть
Цель: выявление факторов, способствующих формированию правового сознания у подростков сельской школы, выявление уровня правового сознания и склонности к девиантному поведению подростков.
Методы исследования: метод теоретического анализа научной литературы, эмпирический сбор данных, метод математико-статистического анализа данных, интерпретационный метод.
Гипотеза: формирование правового сознания подростков находится в зависимости от особенностей семейного воспитания и особенностей проживания в сельской местности.
Выборка: исследование проводилось в 2022 г. Всего в ходе исследования принимало участие 69 учеников достигших 14 лет. Выборка уравнивалась по гендерному составу и включала 48 % девочек и 52 % мальчиков. Исследование проходило в ГБОУ СОШ с. Пестравка Самарской области.
Диагностический комплекс: Для проведения исследования использовалась методика Ясюковой Л. А. «Тест правового и гражданского сознания» (ТПГС) и методика Орла А. Н. «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП).
В результате исследований, проведенных в ходе экспериментальной работы, были получены результаты, позволяющие судить с точки зрения поставленной цели.
На первом этапе исследования использовалась методика ТПГС на предмет определения правового и гражданского сознания среди подростков сельской школы. В ходе исследования были получены следующие результаты:
Таблица 1
Выявление уровня правового сознания среди подростков сельской школы
Интерпретационные нормы |
Количество подростков (%) |
Правовой нигилизм (слабый уровень) |
17 % |
Основы правосознания заложены (средний уровень) |
75 % |
Правосознание в основном сформировано (хороший уровень) |
7 % |
Правосознание сформировано полностью (высокий уровень) |
0 % |
Как видим из таблицы, среди подростков больше всего преобладает средний уровень правового сознания. Этот уровень характеризуется противоречивым и неполноценным правовым сознанием. Данный уровень требует результатов тестирования по отдельным сферам жизни подростков.
Таблица 2
Уровень правовых знаний подростков сельской школы
Сферы правосознания |
Количество подростков (%) |
Бытовая |
29 % |
Деловая |
23 % |
Гражданская |
21 % |
Правовые знания |
27 % |
Следовательно, можно отметить, что у подростков, проживающих в сельской местности, больше развита бытовая сфера правосознания.
Обыденное правосознание подростков выражает массовое представление о праве, которое складывается на основе жизненного опыта родителей подростков, воспитания, жизненного опыта самих подростков. Обыденное правосознание формируется за счет общей информации из СМИ.
Обыденное правосознание выстраивается на основе морально-этических представлений подростков. Эти представления формируются за счет эмоциональных оценок и образных представлений что такое «хорошо», а что такое «плохо».
Однако, как показывают данные из таблицы, подростки все-таки имеют некоторые правовые знания. Правовые знания — это информация о различных сторонах правовой системы общества. Однако подростки в силу своего возраста еще не обладают всем комплексом правовых знаний, и не могут оценивать собственные и чужие поступки с позиции их правомерности и противоправности.
Также по результатам исследования 17 % подростков имеют слабый уровень развития правосознания. Данный уровень характеризуется как правовой нигилизм. Этот показатель говорит о том, что подростки опираются только на морально-нравственные нормативы, которые они признают. Отрицательно относятся к любым другим морально-этическим нормам и жизненным ценностям, которые не совпадают с их личными установками. Эта категория подростков потенциально конфликтна при взаимодействии с родителями, учителями, психологами, которые, по их мнению, «назязывают» другие взгляды. Они непоследовательны в поведении, часто резки, не сдерживают собственных обещаний, не знают своих обязанностей. Обычно подростки данной категории в ситуации общения и обучения являются безынициативными, но требовательными к окружающим.
В данную категорию попали подростки, проживающие как в благополучных семьях, так и в неблагополучных. Это говорит о том, что данные семьи необходимо взять под контроль школьному психологу, социальному педагогу и выявить причины формирования низкого уровня правосознания.
В семьях, которые являются внешне благополучными, факторами низкого правосознания подростков могут стать:
- Отсутствие эмоционального контакта и дружеских отношений между членами семьи;
- Занятость родителей при построении карьеры;
- Формальное провозглашение общепринятых норм, и соблюдение их подростком, однако сами родители поступают прямо противоположным образом.
- Частые недопонимания между родителями, ссоры, которые усиливают несдержанность эмоций, грубость и возбудимость подростков.
- Детоцентризм. Родители требуют особого отношения, часто ради своего подростка становятся очень требовательны к учителям, психологам, при этом забывая про обязанности самих учеников. Культ детей заключается в том, что ребенок становится центром вселенной для всех окружающих его людей. Все блага должны быть направлены только на создание идеальных условий для подростка. В свою очередь подросток вырастает инфантильным человеком. Такой подросток ожидает, а нередко требует, чтобы кто-то заботился о нем и обеспечивал всем необходимым для нормальной жизни. Не развивается чувство долга, а закрепляется инфантильная требовательность: «они обязаны». У подростка может отсутствовать чувство вины за невыполненные обязательства, некачественную работу, если он не получил буквальных указаний, распоряжений и объяснений.
На втором этапе исследования использовалась методика СОП Орла А. Н. на предмет определения склонности к отклоняющемуся поведению подростков. В ходе исследования были получены следующие данные:
Таблица 3
Результаты исследования СОП среди подростков сельской школы
Шкалы |
Высокая выраженность/количество (%) |
Нормальная выраженность/количество (%) |
Низкая выраженность/количество (%) |
Шкала установки на социально-желательные ответы |
64 % |
36 % |
0 % |
Шкала склонности к преодолению норм и правил |
12 % |
72 % |
16 % |
Шкала склонности к аддиктивному поведению |
9 % |
58 % |
33 % |
Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
9 % |
49 % |
42 % |
Шкала склонности к агрессии и насилию |
9 % |
75 % |
16 % |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
3 % |
86 % |
12 % |
Шкала склонности к деликвентному поведению |
14 % |
81 % |
4 % |
Шкала принятия женской социальной роли (только для девочек) |
66 % |
34 % |
0 % |
Самый высокий показатель по результатам исследования с высокой выраженностью 64 % по шкале установок на социально-желательные ответы. Это говорит о том, что подростки не на все вопросы отвечали достоверно. Однако, для младших школьников это характерно, так как они не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы. Также этот показатель может говорить о том, что у некоторых подростков присутствует диссоциация в сознании, то есть не все нормы и правила поведения им известны.
Высокий показатель 66 % по шкале принятия женской социальной роли говорит о том, что девочки принимают в семье и обществе традиционные женские ценности и готовы к реализации мужских поведенческих стереотипов, о принятии мужской системы ценностей об относительно высокой степени принятия собственной и чужой агрессии. Это также говорит о том, что эти девочки-подростки воспитываются в семьях, построенных на патриархальных ценностях.
14 % по шкале склонности к деликвентному поведению говорит о том, что небольшая часть подростков имеет высокую выраженность к антиобщественному противоправному поведению, они способны совершать проступки в действиях и бездействиях в обществе. Среди этой категории присутствуют подростки как из благополучных семей, так и неблагополучных.
12 % подростков попали в шкалу склонности к преодолению норм и правил и говорит о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.
9 % подростков попадает в шкалу склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Результаты свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях. У некоторых подростков эта шкала выражается в качестве сомнительных данных.
Также 9 % подростков попали в шкалу склонности к агрессии и насилию. Результаты свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. У некоторых подростков эта шкала выражается в качестве сомнительных данных.
Выводы. Таким образом, правосознание стоит понимать как совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей и их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Важно отметить, что правосознание подростков носит сугубо личностный характер, соответственно, при выработке мер по воспитанию подростка необходимо руководствоваться исключительно его субъективными характеристиками, особенностями личности.
В данной статье выдвигается и другая проблема — психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростка. К факторам формирования у подростка девиантного поведения относятся: неприятие подростка со стороны родителей, недостаточное количество общения, взаимопонимания, имеют место обзывания со стороны родителей; также влияние семьи сказывается и на социальном уровне функционирования психики, а именно, если подросток растет в обстановке, где происходят постоянные ссоры, выяснения отношений и т. д., следовательно, первый, самый решающий опыт эмоционального общения у него отрицательный. Также, важно отметить, тот факт, что в условиях конфликтной семьи ребенок приобретает отрицательный опыт общения, чувствует враждебные, недружелюбные взаимоотношения между родителями, преждевременно разочаровывается в человеческих взаимоотношениях. Все это приводят к тому, что начинает формироваться патологическое развитие характера подростка, возникновение трудновоспитуемости девиации поведения подростка.
Литература:
- Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. М., 2011. № 6. С. 3–9.
- Усанова О. М. Программы реабилитации детей с девиантным поведением. М.: Эврика., 2003. С. 47.
- Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей / Г. А. Цукерман. Таня, Сережа, Люда, Антон — младшие школьники / А. Р. Мадорский, А. З. Зак. -М.: Знание, 1989. С. 19.
- Щербаков С. А. Возрастные особенности младших подростков // Уральский государственный педагогический университет.: г. Екатеринбург., 2019. С. 376–377.