В статье рассматриваются родительские установки в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом и их зависимость от уровня тревожности.
Ключевые слова: родительские установки, тревожность, дети с ДЦП.
Болезни нервной системы занимают третье место по причинам инвалидности среди детей. Первое место занимает детский церебральный паралич (ДЦП). Благодаря достижениям медицины в последнее время значительно повысилась выживаемость недоношенных детей. Количество детей, родившихся с малой массой тела, составляет 5–12 % от общего числа родившихся живыми, в это же время число здоровых среди них не превышает 10–25 %, а процент тяжелых психоневрологических нарушений (инвалидность с детства) у таких детей равняется 12–19 % [1].
Гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что формирование деструктивных родительских установок у лиц, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, обусловлено повышенным уровнем тревожности у родителей.
Любая семья мечтает родить здорового ребенка. Однако появление на свет детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время не редкость. На психологическом уровне рождение ребенка с ДЦП воспринимается родителями как катастрофа. Узнав о диагнозе ребенка, родители испытывают глубокое потрясение и тяжелые эмоциональные переживания [2, с. 59].
Существуют общие типы реагирования на информацию об инвалидности ребенка. Описываются пять основных психологических реакций родителей на диагноз: шок, отрицание, агрессия, депрессия, принятие.
Родителям тяжело принять тот факт, что их ребенок не может вести полноценный образ жизни. Этот факт может привести к повышенной тревожности, и, как следствие, к формированию негативных родительских установок [3].
Семья, воспитывающая ребенка с ДЦП, сталкивается со специфическими трудностями, преодоление которых часто вызывает нарушения функционирования семьи. Длительно продолжающаяся психотравмирующая ситуация оказывает фрустрирующее воздействие на психику родителей больных детей и опосредованно негативно влияет на их отношение к ребенку [4, с. 86].
В случае ребенка с инвалидностью роль семьи становится очень значимой, так как помимо воспитания родителям приходится осуществлять необходимый уход, организовывать лечение и образование. Родители берут на себя ответственность за то, чтобы приблизить к ребенку этот мир, эта ответственность не должна перекладываться на специалистов. Потому что ни один социальный институт кроме семьи не может раскрыть ребенку такой широкий спектр для развития [5].
Необходимо отметить, что родители очень тяжело переживают наличие физического дефекта у ребенка. У них наблюдается повышенная тревожность, связанная с тем, что могут не оказать ему необходимую помощь. Очень часто многие из них переживают моменты безысходности и ощущения неэффективности усилий, приложенных для реабилитации, на которую уходит много сил, времени и финансовых вложений. Ситуация усугубляется тем, что результат реабилитации видно не сразу, порой уходят годы. Это ослабляет уверенность в том, что путь выбран правильно [6].
Тревожность как черта личности родителя может оказывать влияние на стиль его воспитательных воздействий. Тревожная мать будет снимать напряжение через определенное поведение по отношению к ребенку. Личностная дисгармония матери, связанная с внутренними конфликтами, проявляется в нарушенных семейных отношениях. Дисгармония детско-родительских отношений, нарушения семейного воспитания находят свое отражение в развитии личности ребенка. В. И. Гарбузов выделяет такой тип неправильного воспитания, как тревожно-мнительное воспитание, наблюдающееся в случаях, когда с рождением ребенка возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Ребенок при таком типе воспитания становится несамостоятельным, нерешительным, робким, мнительным, неуверенным в себе [7, с. 140–142].
У родителей с повышенным уровнем тревожности, воспитывающих детей с ДЦП, чаще всего наблюдается такой стиль воспитания как гиперопека. В жизни таких родителей ребенок становится центром семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформируются [8, с. 692–694].
Родители, воспитывающие детей-инвалидов с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожностью, в большей степени подвержены эмоциональному истощению, переживанию злости и возложением вины на себя и других, ориентацией на мнение группы, отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои возможности и постоянного проявления чувства беспомощности [9, с. 59–64].
Проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями, на данный момент являются одними из актуальных. Родительские установки определяют готовность к определенному типу взаимодействия с ребенком. Они формируются и изменяются под влиянием общественных норм, отношений внутри семьи и особенностей самого ребенка. Они связаны с качествами личности, взглядами на жизнь и опытом собственного детства родителя [10, с. 37–44].
Неосознанные психологические установки родителей относительно развития детей выражаются в родительских директивах (предписаниях) и оказывают влияние на все сферы детской психики: эмоционально-волевую, личностную и интеллектуальную. Родительские установки могут быть как общими, так и частными, относительно конкретного вида деятельности, но в любом случае они проецируют на ребенка опыт, пережитый родителями. Ребенок наиболее восприимчив к родительским установкам в возрасте от 2 до 6 лет. Родительские установки формируют собственные установки ребенка [11, с. 341–347].
Оптимальная родительская установка должна отвечать трем главным требованиям:
1) Адекватность.
2) Гибкость.
3) Прогностичность.
Также родители должны обладать способностью к рефлексии на те или иные индивидуальные особенности развития собственного ребенка [12, с. 383–386].
Для матерей, воспитывающих детей с ДЦП, характерно: опасение обидеть ребенка и высокая раздражительность матери, доминирование матери, подавление воли ребенка, чрезмерная забота о своем ребенке. Можно предположить, что наличие данных родительских установок способствует развитию типа родительского воспитания «эмоциональное отвержение ребенка» в сочетании с «потворствующей гиперпротекцией». Помимо этого, выявляются противоречивые тенденции в родительских установках матерей, воспитывающих детей c ДЦП. С одной стороны наблюдается гипертрофированная опекаю ребенка, боязнь обидеть его, а с другой стороны, подавление воли. Также часто матери раздражительны с ребенком. Данные обстоятельства объясняются постоянным стрессом, чрезмерным эмоциональным напряжением и подавленностью, в котором находятся матери детей с инвалидностью [13, с. 140–142].
В исследовании приняли участие 25 родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом в возрасте от 3 до 5 лет. При проведении эмпирического исследования были использованы такие методы как:
1) беседа;
2) психодиагностические методики: личностная шкала проявлений тревоги» Дж.Тейлора и «Методика изучения родительских установок (PARI)»;
3) статистические методы анализа данных.
Для исследования тревожности у родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом была использована методика «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж.Тейлора. Результат исследования показан на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты методики «Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор)»
Можно отметить, что большая часть респондентов, то есть 11 человек (44 %) имеет показатель «высокий» по данной методике, 8 человек (32 %) имеют показатель «средний (с тенденцией к высокому)», и 6 человек (24 %) «средний (с тенденцией к низкому)». «Низкий» и «очень высокий» результат не получил ни один из опрошенных (0 %).
Для исследования родительских установок был использован опросник «Методика изучения родительских установок (PARI)», предназначенная для изучения отношения родителей к семейной жизни.
Результат исследования показан на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты методики «RAPI»
Исходя из полученных результатов, можно сказать, что у родителей, воспитывающих детей с ДЦП, преобладают такие родительские установки, как «чрезмерная забота», «создание безопасности, опасение обидеть», «исключение внесемейных влияний», «подавление агрессивности», «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» и «стремление ускорить развитие ребенка».
Для определения взаимосвязи между состоянием тревожности и деструктивными родительскими установками у родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, потребовалось исследовать корреляционную зависимость полученных данных по проведенным методикам. Для этого был использован коэффициент корреляции Спирмена. Рассчитанные коэффициенты корреляции по каждой методике и шкалы с показателями достоверности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь результатов методики «Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор)» с результатами методики « RAPI »
« RAPI » |
«Личностная шкала проявлений тревоги» |
Чрезмерная забота, установление отношений зависимости |
0,435 (P<0,05) |
Преодоление сопротивления, подавление воли |
0,427 (P<0,05) |
Подавление агрессивности |
0,444 (P<0,05) |
На основании полученных данных видно, что методика «RAPI» (шкалы «чрезмерная забота», «установление отношений зависимости; преодоление сопротивления», «подавление воли» и «подавление агрессивности» имеют взаимосвязь с методикой «Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор)». Взаимосвязь прослеживается на статистически значимом уровне (p<0,05).
Таким образом мы доказали, что у лиц, воспитывающих детей с детским церебральным параличом зачастую повышен уровень тревожности, а он, в свою очередь, влияет на формирование деструктивных родительских установок.
Литература:
- Борисова, А. И. Проблема физического воспитания детей с ДЦП / А. И. Борисова // Вопросы науки и образования. — 2017. — № 11 (12). — С. 204–208.
- Заиграева, Н. В. Гендерные характеристики родителей в условиях воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Заиграева // Современная наука: теоретические, практические и инновационные аспекты развития. — 2018. — C. 58–102.
- Белова, С. Н. Проблемы семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / С. Н. Белова // Аллея науки. — 2018. — № 7. — С.23–24.
- Тихомирова, В. С., Исаев, Д. Н. Отношение матерей к воспитываемым ими детям-дошкольникам с церебральным параличом и психологическая помощь семье / В. С. Тихомирова, Д. Н. Исаев // Детская и подростковая реабилитация. — 2011. — № 2 (17). — С.88–97.
- Смолина, Н. С., Широметьева, М. В. Роль семьи в социальной реабилитации ребенка с особенными потребностями / Н. С. Смолина, М.В, Широметьева // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. сборник материалов конференци. — 2016. — C. 2236–2246.
- Албогачиева, М. Х. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями / М. Х. Албогачиева // Современные научные исследования и инновации. — 2018. — № 5 (85). — 50 с.
- Чирцова, Н. А. Родительские установки матерей детей с особенностями развития / А. Н. Чирцова // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2015. — № 8–10. — С.140–142.
- Лекомцева, Е. Н. К проблеме изучения психологических особенностей отцов, воспитывающих ребенка-инвалида / Е. Н. Лекомцева // Молодой Ученый. — 2014. — № 4. — С.692–694.
- Мальцева, А. А. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов / А. А. Мальцева // Наука: комплексные проблемы. 2020. — № 2 (16). — С. 59–64.
- Кабанченко, О. В., Трошихина, Е. Г. Родительские установки и психологическое благополучие взрослых: гендерный аспект / О. В. Кабанченко, Е. Г. Трошихина // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. — 2017. (5). — С.37–44.
- Реева, О. Ю. Проблема влияния родительских установок на психическое развитие ребенка в разных психологических школах / О. Ю. Реева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Сборник трудов Девятнадцатой международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 341–347.
- Бубчикова, Н. В. К вопросу о родительских установках в структуре взаимоотношений родитель-ребенок / Н. В. Бубчикова // Наука XXI века: актуальные вопросы, инновации и векторы развития. — 2018. — C. 383–386.
- Чирцова, Н. А. Родительские установки матерей детей с особенностями в развитии / Н. А. Чирцова // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2015. — № 8–10. — С.140–142.