В статье рассматриваются факторы и условия цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в цепях поставок. Внедрение цифровых технологий в логистический менеджмент позволяет оперативно формировать и оптимизировать цепи поставок в условиях рыночной среды и оценивать эффективность логистических бизнес-процессов и принимаемых решений. Сделан вывод о повышении эффективности логистического менеджмента посредством внедрения интеллектуальных технологий, базирующиеся на машинном обучении и искусственном интеллекте.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровая логистика, цифровые технологии, цифровые платформы, блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей.
Цифровизация меняет сложившийся экономический уклад. В качестве основных особенностей цифровой экономики специалисты [1, 8, 11] выделяют следующие аспекты: формирование адаптивных экономических систем посредством самоорганизации, повышение скорости принятия решений и оперативности управления, сокращение жизненного цикла продукции и стимулирование инноваций, повышение скорости реакции предприятия на изменения потребительского спроса на основе общедоступных информационных ресурсов, интенсивный рост интеллектуальной составляющей продукции, на основе замещения материальных ценностей информационными.
В цифровой экономике логистику следует рассматривать как инфраструктуру, обеспечивающую поступательное развитие компании за счет оптимизации затрат и ускорения взаимодействия с конечным потребителем товара. Не утрачивает значения и рассмотрение логистики с позиции функционального подхода как направления деятельности предприятия, отвечающего за эффективное протекание потоковых процессов. Одним из ключевых драйверов развития логистики становится активное внедрение элементов, которые опираются на цифровые технологии (Табл. 1).
Таблица 1
Характеристика цифровых технологий, применяемых в современной экономике и логистике [5]
Наименование |
Особенности |
Искусственный интеллект |
Обработка больших данных неструктурированной информации |
Интернет вещей |
Обеспечение сбора разнообразных данных через удаленный доступ и осуществление управления ими в режиме реального времен |
Блокчейн |
Совокупность алгоритмов, позволяющих защитить базы данных, в которых может храниться вся информация обо всех транзакциях |
Рассмотрим такие цифровые технологии, как блокчейн, интернет вещей и искусственный интеллект подробнее.
Блокчейн — это способ хранения информации, представляющий собой выстроенную непрерывную цепочку блоков, обобщенную учетную запись, которая используется совместно сетевыми серверами, фиксирующими отчеты транзакций, которые записываются в виде блоков проверяемым способом. Данная технология является разновидностью технологии «Технологии распределенного учета данных». Блокчейн, как отмечают специалисты [2, 4], делает возможным формирование, ведение и учет цифрового реестра транзакций одновременно в нескольких местах. Блокчейн — технология, все чаще стала использоваться в логистике в качестве инструмента, обеспечивающего прозрачность операций с грузами на протяжении всей цепи поставок, снижение рисков, переход на электронный документооборот и использование других цифровых технологий.
Интернет вещей — технология представляет собой сеть, которая объединяет различные устройства и объекты через Интернет для передачи данных. Преимущества внедрения Интернета вещей в логистике, как отмечают специалисты [3, 6, 7], следующие: возможность наблюдения за всеми процессами в режиме реального времени, определение производительности людей и транспортных средств с дальнейшим внесением корректировок для повышения эффективности, автоматизация процессов. Для потребителей Интернет вещей также имеет очень большое значение. Так, актуальная и верная информация при отслеживании груза даст потребителям уверенность в сервисе и повысит их удовлетворенность.
Искусственный интеллект — это способность компьютера выполнять задачи, обычно связываемые с разумными существами. Как и с остальными цифровыми технологиями, внедрение искусственного интеллекта, как отмечают специалисты [5, 6, 12], способствует улучшению индустрии логистики и ее развитию. У искусственного интеллекта, есть ряд достоинств актуальных для сферы логистики: улучшение взаимодействия с клиентом посредством интерактивного общения, возможность изменения операционной модели логистики, использование системы для отслеживания отправлений.
Развитию цифровой логистики, как отмечают специалисты [2, 9], в первую очередь способствует виртуализация среды взаимодействия. Виртуальность взаимодействия участников бизнес-отношений обеспечивается посредством использования глобальной телекоммуникационной среды. Это позволяет оптимизировать логистический цикл за счет минимизации временных затрат на совершение операций во всех функциональных областях логистики и принятия управленческих решений. Уже сегодня можно отметить, что логистические компании освоили цифровые виртуальные технологии, такие как: система управления складом WMS, управление автопарком TMS, онлайн сервисы для клиентов, но потенциал продолжает стремительно развиваться.
Следует также отметить влияние государственного фактора. На сегодняшний день государство заинтересовано в активной цифровизации экономической деятельности. Об этом свидетельствует разработанная национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [10] с целью решения задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. В целях развития транспортной отрасли разработан ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика», направленный на формирование в России единого конкурентоспособного, безопасного транспортного пространства, расширения экспортных и транзитных возможностей.
Заинтересованность в оцифровке транспортных процессов объясняется высокой долей затрат на перемещения в стоимости конечной продукции и существенным отставанием в качестве и доступности оказания транспортных услуг от иностранных компаний сферы транспортировки, а также возрастающими объемами перевозок. В результате цифровизации эффективность транспортной отрасли может повыситься на 35 %.
Таким образом, цифровизация трансформирует цепи поставок и переносит акценты с вертикальной на горизонтальную интеграцию. Каждая цифровая технология приводит к существенным изменениям в логистике, меняя модель организации, выявляя новые рыночные возможности и повышая эффективность затрат. Сегодня ключом к успеху любой логистической цепи являются интеллектуальные технологии, базирующиеся на машинном обучении и искусственном интеллекте. В результате применения данных технологий на уровне поставок инновационные технологии позволяют оперативно формировать и оптимизировать цепь поставок в условиях рыночной среды и проводить оценку вероятности прогнозных решений.
Эффективность взаимодействия может проявляться в следующих аспектах: сокращение времени выполнения логистического цикла за счет автоматизации логистических операций, повышение качества поставки, что обеспечивается высокой точностью планирования за счет применения инструментов аналитики, дифференциация логистического сервиса за счет применения системы искусственного интеллекта и больших данных, формирование новых источников доходов и рост объемов продаж и применения концепции интернета вещей облачных технологий, позволяющих создавать инновационный продукт.
Литература:
- Багдасаров, Б. М. Перспективы развития электронного государственного управления в условиях цифровой трансформации / Б. М. Багдасаров, И. В. Охотников, И. В. Сибирко // Modern Economy Success. — 2021. — № 1. — С. 221–228. — EDN PWMUUM.
- Ларин, О.Н., Буш, Ю. Д. Основные приоритеты цифровизации в транспортной логистике // Россия: тенденции и перспективы развития. — 2019. — № 14–1.
- Латышева, Н. А. Оптимизация закупочной деятельности компании посредством it-технологий / Н. А. Латышева, И. В. Охотников // Тенденции развития менеджмента и логистики в условиях цифровой трансформации: Материалы межвузовского научно-практического круглого стола, Саратов-Москва, 11 марта 2021 года / Под общей редакцией Л. В. Славнецковой. — Саратов: Амирит, 2021. — С. 32–37. — EDN TZGWTX.
- Блокчейн (мировой рынок) [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/a/398726
- Законодательный эксперимент с внедрением цифровых инноваций / Корпоративный облачный провайдер [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com.
- Интернет вещей в логистике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.searates.com.
- Интернет вещей, IoT, M2M [Электронный ресурс]. URL http://www.tadviser.ru/a/302413
- Колекина, А. О. Информационная стратегия в формировании архитектуры предприятия / А. О. Колекина, Н. Н. Денисенкова, И. В. Охотников // Московский экономический журнал. — 2021. — № 9. — DOI 10.24411/2413–046X-2021–10538. — EDN YKFGEY.
- Охотников, И. В., Сибирко И. В. Совершенствование информационного взаимодействия на основе ERP-технологий (enterprise resource planning) в условиях интеллектуализации производственных цепочек // Современная интеллектуальная трансформация социально-экономических систем: Материалы II международной научно-практической конференции, Саратов, 15 февраля 2019 года. — Саратов: Институт исследований и развития профессиональных компетенций, 2019. — С. 119–123.
- Программа Цифровая экономика 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://digital.ac.gov.ru/
- Печникова, Н. С. Обзор состояния процесса цифровизации экономики: отечественная практика и зарубежный опыт / Н. С. Печникова, И. В. Охотников, И. В. Сибирко // Russian Economic Bulletin. — 2021. — Т. 4. — № 5. — С. 207–213. — EDN MGQBYF.
- Пять факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли. Обзор тенденций развития транспорта и логистики в 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. pwc.ru.