В данной статье рассматривается жанр мокьюментари как разновидность документального кино. Автор анализирует роль и значение псевдодокументального кино в системе кинематографа и телевидения. Также исследуется появление жанра, его развитие и ключевые особенности.
Ключевые слова: мокьюментари, псевдодокументальное кино, СМИ, медиа, манипулирование, общество, телевидение, кинематограф, фальсификация.
The article discusses mockumentary film as a kind of documentary. The author analyses the role and importance of undocumentary in the system of cinema and television. This article examines the emergence of the genre, its development and key features.
Keywords: mockumentary, undocumentary film, media, manipulation, society, cinema, television, falsification.
Сегодняшняя картина мира более ненадежна, чем раньше. Во многом главным ответом на нарастающую проблему распространения дезинформации, фальсификаций и подмены фактов в искусстве и медиа стал жанр мокьюментари. Данный жанр рассматривается не только в рамках кинематографа, но и телевидения и интернета, поскольку современная эпоха с ее безграничными возможностями фотошопа, монтажа и моментального распространения информации позволяет оказывать еще большее воздействие на общество.
Кинематограф, появившийся в 1895 году, завоевал доверие зрителя и заставил его поверить в то, что точность воспроизведения жизни достигла предела. Кинематограф установил эмоциональную связь с аудиторией, убежденной в подлинности того, что она видит собственными глазами. Документальность открыла новые возможности для формирования необходимого общественного мнения. Вполне можно говорить о том, что документальность и достоверность кинематографа предоставляют ему изначальные выгоды, которые, в силу технических особенностей данного искусства, обеспечивают ему большую реалистичность.
Однако даже в первых кинематографических экспериментах, демонстрировавших исключительную правдивость и реальность, все же использовались элементы реконструкции и инсценировки. Например, подобные постановочные приемы применяли в своих документальных исследованиях антропологи и этнографы.
Тогда появился вопрос о степени достоверности киносъемки в подобных исследованиях, а также об этической ответственности самих режиссеров и исследователей. При размывании понятия «документ», началось переосмысление и документального кино: «Оказалось, что «документальность» — всего лишь эстетическая система, набор приемов, и они обладают огромным потенциалом манипуляции» [2]. Так, получили свое распространение псевдодокументальные фильмы. И тогда, и сейчас данная категория фильмов имеет место и в кинематографе, и на телевидении.
Полностью или частично вымышленный продукт, мимикрирующий под документ, получил название мокьюментари — «кинематографический и телевизионный жанр, которому присущи имитация документальности, фальсификация и мистификация» [6]. А. И. Дьяков в словаре англицизмов предлагает следующее определение: «Псевдодокументальный фильм; фильм, который выдает себя за документальный, раскрывающий «страшные» тайны истории, например, «Первый на Луне»» [1, с. 649].
Происходит термин от английских слов «mock» (имитирование) и «(doc)umentary» (документальный). Однако «mock» можно перевести на русский язык не только как «имитирование», но и как «насмешку». Термин «мокьюментари» появился в 1980-е годы и имеет связь с комедийным фильмом Роба Райнера «Это — Spinal Tap!» о вымышленной рок-группе. Режиссер в одном из интервью определил жанр фильма именно таким образом.
П. В. Ушанов в книге «Телевидение: информационное и культурное пространство» определяет примерное зарождение жанра — 1950-е годы. Один из самых ярких примеров этих лет — короткий фильм об урожае спагетти в Швейцарии, вышедший в эфир британского телевидения «Панорама» как первоапрельская шутка в 1957 году. В статье «Mocumentary: история вопроса» Станислав Зельвенский приводит еще более ранний пример мокьюментари — радиопостановка Орсона Уэллса «Война миров» [2]. Шуточная постановка 1938 года в эфире станции «CBS» продемонстрировала возможности влияния СМИ на общество.
П. В. Ушанов связывает появление мокьюментари с коммерциализацией (повышение зрелищности, что часто влекло за собой дезинформацию и множество постановочных сцен) документального кино [4, с. 60], что также применимо и к современным новым медиа. В 1950-е годы все больше начала нарастать проблема доверия аудитории к СМИ как к носителю достоверной и объективной информации. Происходило обесценивание документа: появление дезинформации, подмена фактов, фейковые новости, постановочные кадры, например, «из горячих точек», выдуманные дневники беженцев. Постепенно общество осмысляло медиа как неоднозначный носитель достоверной информации.
Основные особенности псевдодокументального кино крайне точно описаны Станиславом Зельвенским: «Иногда «мокьюментари» с самого начала раскрывает правила игры, иногда — вплоть до финальных титров пытается обманывать зрителя («Забытые негативы» Питера Джексона). Иногда жульнически использует хронику, иногда подделывает и ее. Иногда, через 60 лет после «Войны миров», еще способно вызвать некоторый общественный переполох («Операция «Луна»»). Иногда становится инструментом политической пропаганды («Смерть президента»). Путает факты и подменяет понятия, дурачит собственных героев и блефует, склеивает несоединяемое и разрезает монолитное. Иначе говоря, делает все то же самое, что и обычное документальное кино — но этого не стесняется» [2].
Режиссеры все чаще начали осознанно использовать приемы маскировки под реальность в кинематографе. Постепенно стилизация под документ становилась не просто приемом, как в «Зелиге» Вуди Аллена, а элементом провокации («Ад каннибалов» Руджеро Деодато). Питер Уоткинс через три года после Карибского кризиса и через год после эскалации американского вторжения во Вьетнам (первая в истории война, которую активно демонстрировало телевидение) снял фильм «Военная игра» для BBC. При помощи псевдодокументальных приемов режиссер выражал свою мысль о том, что медиа необходимо критиковать за подорванное доверие и дезинформацию.
Работа в жанре мокьюментари в кино и на телевидении дает возможность авторам достигнуть определенной цели и оказать на аудиторию нужный эффект. Например, общественное телевидение Бельгии однажды начало новостной выпуск с сюжета, в котором фламандские провинции объявили о своем суверенитете. Были показаны реальные политики с речами о независимости, а также кадры массовых митингов и демонстраций под фламандскими флагами. Общество, увидевшее данный материал, испытало шок. Завершили сюжет сообщением, что это была реконструкция возможных событий для того, чтобы люди уже сейчас осознали, какими могут быть последствия.
Существуют определенные приемы и методы, которые используют режиссеры для создания иллюзии реальности: приглашенные знаменитости и эксперты, хроники, архивные записи, фото, видеоматериалы, интервью со специалистами из различных областей, очевидцами, методы репортажной съемки, интершум, звуковые эффекты, импровизация для создания эффекта правдивости происходящего.
Мокьюментари в той или иной степени использует данные приемы для создания эффекта документальности. Во многом, как уже было сказано, это не только желание режиссеров осмеять актуальные тенденции, но и показать, как с помощью фейков, мнимых «архивных» пленок и постановок можно манипулировать реальностью и убеждать зрителя в правдивости происходящего в фильме.
Таким образом, жанр мокьюментари занял прочное место в системе современного киноискусства. На сегодняшний день режиссеры в кино и на телевидении продолжают активно использовать возможности псевдодокументального кино. Данный жанр, объединяющий в себе насмешку и имитацию, стал реакцией на регулярное распространение фейковой информации, подмену фактов и постановочные фото, видео и киноработы, которые позволяют манипулировать общественным сознанием, искажать действительность и менять установки в обществе.
Литература:
- Дьяков, А. И. Словарь англицизмов русского языка / А. И. Дьяков. — М.: ФЛИНТА, 2021. — 1383 с. ISBN 978–5–9765–4570–0.
- Зельвенский, С. Mocumentary: история вопроса / С. Зельвенский. — Текст: электронный // Сеанс: [сайт]. — URL: https://seance.ru/articles/mocumentary/ (дата обращения: 05.07.2022).
- Телевизионная журналистика: учебное пособие / под редакцией Ю. И. Долговой, Г. В. Перипечиной. — М.: Аспект Пресс, 2019. — 208 с. — ISBN 978–5–7567–1004–5.
- Ушанов, П. В. Телевидение: информационное и культурное пространство: учеб. пособие / П. В. Ушанов. — М: ФЛИНТА, 2020. — 108 с. ISBN 978–5–9765–4488–8.
- Фортунатов, А. Н. Эго-медиа. Социально-философские штрихи к истории телевидения: учебное пособие / А. Н. Фортунатов. — 2-е изд. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 174 с. — ISBN 978–5–9765–3494–0.
- Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017. — ISBN 978–5–462–01845–9.