В статье рассматривается понятие перевозчика по договору воздушной перевозки . Отмечается несовершенство законодательного определения. Сформулировано предложение по внесению изменения в действующее законодательство РФ.
Ключевые слова: перевозчик, договор перевозки, договор воздушной перевозки, авиационное предприятие.
Транспортная деятельность представляет собой самостоятельный вид хозяйственной деятельности, имеющий особый порядок регулирования. При этом воздушный транспорт занимает особое место в мировой транспортной системе, что обусловлено рядом преимуществ. Но несовершенства правового регулирования влечет вопросы и проблемы в правоприменительной практике. Это обусловило необходимость исследования законодательного определенного термина «перевозчик».
Согласно п. 1 ст. 100 ВЗК РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.
В свою очередь, эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВЗК РФ).
Таким образом, можно из вышеприведенных законодательных дефиниций можно выделить следующие признаки перевозчика по договорам воздушной перевозки:
- перевозчиком является гражданин или юридическое лицо [1, С. 56]. Например, К. (пассажир) обратилась с исковым заявлением к ООО «Авиакомпания «Победа» (перевозчик) о взыскании компенсации морального вреда [2]. В другом случае С. (пассажир) обратилась с исковым заявлением к ПАО «Аэрофлот» (перевозчик) о взыскании убытков [3]. Следовательно, чаще всего перевозчиком по договорам воздушной перевозки является юридическое лицо.
Законодатель указывает на гражданина, хотя, по нашему мнению, под ним понимается не гражданин, а индивидуальный предприниматель, поскольку именно индивидуальный предприниматель имеет право быть эксплуатантом. Подтверждением этой позиции служит законодательный запрет, вытекающий из ст. 9 ВЗК РФ. Например, в п. 3 ст. 9 ВЗК РФ указывается: предоставление лицензий индивидуальным предпринимателям и указанным в ст. 8 ВЗК РФ юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается.
- воздушное судно должно принадлежать гражданину или юридическому лицу на любом имущественном праве (как на вещном праве — праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, так и на обязательственном праве — аренде, лизинге, доверительном управлении и т. д.). Право собственности и другие вещные права на воздушное судно подлежит государственной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестре).
- гражданин или юридическое лицо должны использовать воздушное судно для полетов. В ином случае гражданин или юридическое лицо не будут являться перевозчиком и нести гражданскую ответственность по договору воздушной перевозки.
Термин «полет» означает движение, передвижение по воздуху [4, С. 697]; движение летящего предмета, авиационный вылет, рейс, устремление, порыв [5, С. 541]. Как видно, данный термин содержит различные варианты трактовки, в связи с чем для того, чтобы его конкретизировать применительно к полетам воздушного судна, думается, термин «полет» заменить термином «использование воздушного судна для перемещения по воздуху», определив его как деятельность, связанную с использованием воздушного судна для перемещения по воздуху для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений (перевозка), проведения работ в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей (авиационные работы), осуществления военной, пограничной, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, обеспечения поисковых и аварийно-спасательных работ, проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытания авиационной и другой техники и иных целей.
- наличие сертификата (свидетельства) эксплуатанта, которые подтверждают регистрацию заявителя в качестве эксплуатанта и выдаваемый на то уполномоченным органом в сфере гражданской авиации на определенный срок. В настоящее время действует Приказ Министерства транспорта РФ от 19 ноября 2020 г. № 494. Данный нормативный документ определяет требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих авиационные работы, требованиям федеральных авиационных правил, порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта, образец сертификата эксплуатанта и т. д.
Таким образом, перевозчик — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для перемещения по воздуху и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта, осуществлявший воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Данное понятие необходимо закрепить в п. 1 ст. 100 ВЗК РФ.
Литература:
1. Вавилин Е. В. Осуществление прав и исполнение обязанностей по договору аренды транспортных средств. М.: Волтерс Клувер, 2009. 127 с.
2. Решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 28 июля 2020 г. № 2–2988/2019. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Решение Ярославского районного суда г. Саратова от 07 июля 2021 г. № 2–725/2021. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1991. 915 с.
5. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Астрель, 2005. 636 с.