Система дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (428) август 2022 г.

Дата публикации: 21.08.2022

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Иванко, О. В. Система дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников / О. В. Иванко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94517/ (дата обращения: 19.12.2024).



Автор представляет систему дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического восприятия у дошкольников и её роль в коррекционно-развивающей работе. Особое внимание уделяется этапам развития фонематического восприятия.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, дидактические игры, игровые приёмы.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Безречевой ребёнок испытывает трудности в коммуникации и социализации, что оказывает негативное влияние на его психическое развитие в целом. Л. С. Выготский отмечал, что не только интеллектуальное развитие ребёнка находится в непосредственной зависимости от речи, но и формирование его характера, эмоций и самой личности [2]. Правильно сформированная речь у дошкольника, даёт возможность общения со сверстниками и служит фундаментом для обучения в школе. Ребёнок, правильно и понятно выражающий свои мысли, грамотно озвучивающий свои желания и вопросы, не испытывает трудностей при обучении в отличие от ребёнка, имеющего речевые дефекты. Такие дети чаще всего замыкаются в себе, становятся немногословными и застенчивыми, а на этапе освоения начальной общеобразовательной программы, испытывают трудности в чтении и письме.

Д. Б. Эльконин обратил внимание на тот факт, что для эффективного овладения чтением и письмом необходимо у ребёнка развивать фонематическое восприятие. Так же, многие специалисты отмечают, что именно в дошкольном возрасте происходит его формирование.

Недостаточность развития фонематического восприятия оказывает влияние на всю речевую систему:

– на фонетику, в том числе на слоговую структуру речи, мелодико-интонационную сторону речи и звукопроизношение;

– на лексику;

– на грамматический строй речи;

– на анализ и синтез речевых звуков.

Специалисты отмечают, что детей с данной проблемой становится всё больше. Это особенно выражено у детей, страдающих ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, сложной дислалией, общим недоразвитием речи. Поэтому, развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой и должно стать неотъемлемой частью развивающих и коррекционных программ.

Цель исследования: выявление дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников.

Объект исследования: развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста посредством системы дидактических игр и игровых приёмов.

Предмет исследования: дети дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: система дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников, может применяться воспитателями, логопедами, дефектологами в дошкольных образовательных учреждениях и родителями.

Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть роль игровой деятельности в развитии фонематического восприятия;
  2. Подобрать дидактические игры и игровые приёмы;
  3. Проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач использовался теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и анализ результатов исследования.

В дошкольном возрасте игровая деятельность имеет большое значение. Ведь неправильная речь, особенности речевого поведения находят отражение при участии в играх. Одной из форм обучающего воздействия на ребёнка являются дидактические игры. Как отмечает Д. Б. Эльконин [11], такой вид игры организует психические процессы, способствует умственному развитию, активизирует познавательную деятельность. С одной стороны, это имеет обучающий смысл, с другой стороны, обучение происходит в процессе игры, что приводит к наилучшему усвоению. В процессе дидактических игр, ребёнок не только приобретает необходимые знания о правильной речи, учится правильному поведению в коллективе и анализу своей деятельности, но и закрепляет приобретённые ранее умения и навыки, проявляя при этом самостоятельность и активность. Процесс усвоения материала заключатся не только в его прослушивании, но и в умении его применять в практической деятельности для решения поставленной задачи. Необходимо отметить эмоциональную составляющую дидактических игр, где среди сверстников-единомышленников, ребёнок вместе с коллективом двигается к поставленной цели, получая позитивные эмоции от полученного результата.

Коррекционно-развивающую работу по развитию фонематического восприятия Т. Б. Филичева [9] делит условно на шесть этапов:

На первом этапе, который является подготовительным, мы решаем задачу по развитию слуховой памяти и слухового внимания. Мы учим детей различать неречевые шумы. Для детей младшего дошкольного возраста это будет набор хорошо знакомых игрушек (погремушка, колокольчик, губная гармошка, барабан); для среднего дошкольного возраста: ложка в стакане, пластиковый стаканчик, деревянная шкатулка, чашка с водой и т. д.; для старших дошкольников это будет набор музыкальных инструментов. Педагог ставит задачу перед детьми внимательно посмотреть и послушать, какой предмет будет воспроизводить характерные только для него звуки, а затем без зрительной опоры необходимо определить, что звучит. Задачу следует усложнять с учётом каждой возрастной категории детей. Например, старшему возрасту мы предлагаем игру «Оркестр», о которой подробно рассказывает в своей статье Д. А. Лисовиченко [4]. Некоторые дети в ней будут трубачами произносить ру-ру-ру, некоторые ударниками (ра-ра-ра), а другие скрипачами (ри-ри-ри). Педагог поочерёдно с каждой группой произносит соответствующие слоги, а затем поёт вместе с детьми знакомую мелодию на определённых слогах. Затем, группы меняются слогами. Таким образом, дети учатся плавно произносить сложный звук в разных слогах, обращают внимание как это делают другие сверстники. Также, у детей вызовет интерес игра в «Жмурки» с колокольчиком и игра «Поймай звук».

На втором этапе необходимо использовать игровые приёмы с использованием литературных персонажей и созданием игровой ситуации, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Для этих целей подойдут сказки, такие как «Три медведя», «Теремок». Считаем также необходимым использовать наглядный занимательный материал, например, педагог показывает карточки детям, на которых изображён звук и к нему несколько картинок. Взрослый произносит каждый звук меняя характер, тембр голоса, эмоциональную окраску, а ребёнок должен повторить.

На третьем этапе педагогической деятельности ставим целью обучить ребёнка различать близкие по звуковому составу слова. Детям можно предложить карточки с изображением предметов и раздать каждому ребёнку красный и зелёный кружочки. Показывая карточку, необходимо произносить либо верное, либо неверное название предмета, изображённого на картинке, например, «баран» вместо «банан», Ребёнок, услышав неверное название, сопоставив его с изображением на карточке, должен поднять красную карточку, а верное — зелёную. По нашему мнению, на этом этапе можно продуктивно использовать музыкально-ритмические приёмы.

Четвёртый этап включает в себя овладение навыком дифференциации слогов. Разумно использовать принцип «от простого к сложному». Начинать следует с повторения слогового ряда со сменой ударного слога, затем использовать слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками, а заканчивать произнесением более сложных слоговых форм.

Пятый этап работы состоит в дифференциации фонем родного языка. Каждой группе детей предлагается «свой» звук, услышав который, одна группа должна хлопнуть в ладоши, другая присесть, третья поднять руку вверх и т. д. Затем необходимо медленно, чётко с паузами произносить звуковой ряд. Услышав «свой звук», каждый ребёнок должен выполнить соответствующее задание.

На заключительном этапе целесообразно применять методики, направленные на развитие навыков элементарного звукового анализа. Занятие с дошкольниками следует начинать с выделением слогов в -двух и трёхсложных словах с отхлопыванием слогов. Далее проводится анализ гласных и согласных звуков. Считаем необходимым производить изучение и закрепление зрительных символов гласных и согласных звуков и жестовых символов согласных звуков с использованием Логопедической тетради по развитию слухового восприятия Ткаченко Т. А. [8].

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования фонематического восприятия. В это время активно развивается речевая деятельность и закладываются навыки для чтения и письма. Поскольку в этот период игровая деятельность является ведущей, применение игровых технологий в коррекционном и развивающем процессе в дошкольных образовательных учреждениях является эффективным и оказывает положительное влияние на развитие фонематического слуха, слухоречевой памяти и фонематического восприятия, а также способствует развитию словарного запаса и правильного звукопроизношения.

Подобранная нами система дидактических игр и игровых приёмов, ускоряет процесс развития фонематического восприятия и как следствие, фонетики, лексики и грамматики. Она имеет положительную эмоциональную составляющую, приобщает ребёнка к коллективной деятельности, способствует проявлению активности и самостоятельности, а также помогает усвоить приобретённые навыки и умения и подготовить дошкольников к дальнейшему начальному обучению в школе.

Литература:

  1. Аббасова, Л. И. Развитие фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры / Л. И. Аббасова, Н. Л. Эстрина. — Текст: непосредственный // International scientific review. — 2019. — № № LXV. — С. 63–65.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с., стр.397.
  3. Корнилова Л. А. Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников/Л. А. Корнилова//Логопед. — 2009. № 2.-С.65–69.
  4. 4.Лисовиченко, Д. А. Роль дидактических игр в коррекции фонетикофонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста / Д. А. Лисовиченко. — Текст: непосредственный // Интерактивная наука. — 2021. — № 2(57). — С. 30–31.
  5. Марданова, И. Р. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / И. Р. Марданова. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2019. — № № 15(253). — С. 278–280.
  6. Мякишева, Л. В. Фонематические процессы как основа коммуникативной компетентности / Л. В. Мякишева, О. В. Полетаева. — Текст: непосредственный // Вестник Курганского государственного университета. — 2018. — № 1 (48). — С. 68–69.
  7. Окунева, С. Е. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников / С. Е. Окунева. — Текст: непосредственный // Вестник КГУ. — 2017. — № 3. — С. 112–114.
  8. Ткаченко, Т. А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. — М.: Книголюб, 2007. — 32 c.
  9. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. Педагогика и психология (дошк.), -М.: Просвещение, 1989. -223 с.
  10. Филичева Т. Б. Логопедия: теория и практика. Издание 3-е, исправленное и дополненное, -М.: Эксмо, 2021. -608 с.
  11. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. — М.: АПН РСФСР, 1958. — 115 c.
Основные термины (генерируются автоматически): фонематическое восприятие, дошкольный возраст, игра, ребенок, звук, развитие, игровая деятельность, дошкольник, коррекционно-развивающая работа, тембр голоса.


Похожие статьи

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной школе

В данной статье рассматриваются основополагающие подходы в обучении учащихся начальной школы фонетической стороне речи иностранного языка. Автором раскрыты трудности формирования фонетических навыков и пути их решения. Уделено внимание комплексу фоне...

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошколь...

Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром

В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Похожие статьи

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной школе

В данной статье рассматриваются основополагающие подходы в обучении учащихся начальной школы фонетической стороне речи иностранного языка. Автором раскрыты трудности формирования фонетических навыков и пути их решения. Уделено внимание комплексу фоне...

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошколь...

Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром

В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Задать вопрос