Автор представляет систему дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического восприятия у дошкольников и её роль в коррекционно-развивающей работе. Особое внимание уделяется этапам развития фонематического восприятия.
Ключевые слова: фонематическое восприятие, дидактические игры, игровые приёмы.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Безречевой ребёнок испытывает трудности в коммуникации и социализации, что оказывает негативное влияние на его психическое развитие в целом. Л. С. Выготский отмечал, что не только интеллектуальное развитие ребёнка находится в непосредственной зависимости от речи, но и формирование его характера, эмоций и самой личности [2]. Правильно сформированная речь у дошкольника, даёт возможность общения со сверстниками и служит фундаментом для обучения в школе. Ребёнок, правильно и понятно выражающий свои мысли, грамотно озвучивающий свои желания и вопросы, не испытывает трудностей при обучении в отличие от ребёнка, имеющего речевые дефекты. Такие дети чаще всего замыкаются в себе, становятся немногословными и застенчивыми, а на этапе освоения начальной общеобразовательной программы, испытывают трудности в чтении и письме.
Д. Б. Эльконин обратил внимание на тот факт, что для эффективного овладения чтением и письмом необходимо у ребёнка развивать фонематическое восприятие. Так же, многие специалисты отмечают, что именно в дошкольном возрасте происходит его формирование.
Недостаточность развития фонематического восприятия оказывает влияние на всю речевую систему:
– на фонетику, в том числе на слоговую структуру речи, мелодико-интонационную сторону речи и звукопроизношение;
– на лексику;
– на грамматический строй речи;
– на анализ и синтез речевых звуков.
Специалисты отмечают, что детей с данной проблемой становится всё больше. Это особенно выражено у детей, страдающих ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, сложной дислалией, общим недоразвитием речи. Поэтому, развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой и должно стать неотъемлемой частью развивающих и коррекционных программ.
Цель исследования: выявление дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников.
Объект исследования: развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста посредством системы дидактических игр и игровых приёмов.
Предмет исследования: дети дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: система дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников, может применяться воспитателями, логопедами, дефектологами в дошкольных образовательных учреждениях и родителями.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть роль игровой деятельности в развитии фонематического восприятия;
- Подобрать дидактические игры и игровые приёмы;
- Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач использовался теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и анализ результатов исследования.
В дошкольном возрасте игровая деятельность имеет большое значение. Ведь неправильная речь, особенности речевого поведения находят отражение при участии в играх. Одной из форм обучающего воздействия на ребёнка являются дидактические игры. Как отмечает Д. Б. Эльконин [11], такой вид игры организует психические процессы, способствует умственному развитию, активизирует познавательную деятельность. С одной стороны, это имеет обучающий смысл, с другой стороны, обучение происходит в процессе игры, что приводит к наилучшему усвоению. В процессе дидактических игр, ребёнок не только приобретает необходимые знания о правильной речи, учится правильному поведению в коллективе и анализу своей деятельности, но и закрепляет приобретённые ранее умения и навыки, проявляя при этом самостоятельность и активность. Процесс усвоения материала заключатся не только в его прослушивании, но и в умении его применять в практической деятельности для решения поставленной задачи. Необходимо отметить эмоциональную составляющую дидактических игр, где среди сверстников-единомышленников, ребёнок вместе с коллективом двигается к поставленной цели, получая позитивные эмоции от полученного результата.
Коррекционно-развивающую работу по развитию фонематического восприятия Т. Б. Филичева [9] делит условно на шесть этапов:
На первом этапе, который является подготовительным, мы решаем задачу по развитию слуховой памяти и слухового внимания. Мы учим детей различать неречевые шумы. Для детей младшего дошкольного возраста это будет набор хорошо знакомых игрушек (погремушка, колокольчик, губная гармошка, барабан); для среднего дошкольного возраста: ложка в стакане, пластиковый стаканчик, деревянная шкатулка, чашка с водой и т. д.; для старших дошкольников это будет набор музыкальных инструментов. Педагог ставит задачу перед детьми внимательно посмотреть и послушать, какой предмет будет воспроизводить характерные только для него звуки, а затем без зрительной опоры необходимо определить, что звучит. Задачу следует усложнять с учётом каждой возрастной категории детей. Например, старшему возрасту мы предлагаем игру «Оркестр», о которой подробно рассказывает в своей статье Д. А. Лисовиченко [4]. Некоторые дети в ней будут трубачами произносить ру-ру-ру, некоторые ударниками (ра-ра-ра), а другие скрипачами (ри-ри-ри). Педагог поочерёдно с каждой группой произносит соответствующие слоги, а затем поёт вместе с детьми знакомую мелодию на определённых слогах. Затем, группы меняются слогами. Таким образом, дети учатся плавно произносить сложный звук в разных слогах, обращают внимание как это делают другие сверстники. Также, у детей вызовет интерес игра в «Жмурки» с колокольчиком и игра «Поймай звук».
На втором этапе необходимо использовать игровые приёмы с использованием литературных персонажей и созданием игровой ситуации, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Для этих целей подойдут сказки, такие как «Три медведя», «Теремок». Считаем также необходимым использовать наглядный занимательный материал, например, педагог показывает карточки детям, на которых изображён звук и к нему несколько картинок. Взрослый произносит каждый звук меняя характер, тембр голоса, эмоциональную окраску, а ребёнок должен повторить.
На третьем этапе педагогической деятельности ставим целью обучить ребёнка различать близкие по звуковому составу слова. Детям можно предложить карточки с изображением предметов и раздать каждому ребёнку красный и зелёный кружочки. Показывая карточку, необходимо произносить либо верное, либо неверное название предмета, изображённого на картинке, например, «баран» вместо «банан», Ребёнок, услышав неверное название, сопоставив его с изображением на карточке, должен поднять красную карточку, а верное — зелёную. По нашему мнению, на этом этапе можно продуктивно использовать музыкально-ритмические приёмы.
Четвёртый этап включает в себя овладение навыком дифференциации слогов. Разумно использовать принцип «от простого к сложному». Начинать следует с повторения слогового ряда со сменой ударного слога, затем использовать слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками, а заканчивать произнесением более сложных слоговых форм.
Пятый этап работы состоит в дифференциации фонем родного языка. Каждой группе детей предлагается «свой» звук, услышав который, одна группа должна хлопнуть в ладоши, другая присесть, третья поднять руку вверх и т. д. Затем необходимо медленно, чётко с паузами произносить звуковой ряд. Услышав «свой звук», каждый ребёнок должен выполнить соответствующее задание.
На заключительном этапе целесообразно применять методики, направленные на развитие навыков элементарного звукового анализа. Занятие с дошкольниками следует начинать с выделением слогов в -двух и трёхсложных словах с отхлопыванием слогов. Далее проводится анализ гласных и согласных звуков. Считаем необходимым производить изучение и закрепление зрительных символов гласных и согласных звуков и жестовых символов согласных звуков с использованием Логопедической тетради по развитию слухового восприятия Ткаченко Т. А. [8].
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования фонематического восприятия. В это время активно развивается речевая деятельность и закладываются навыки для чтения и письма. Поскольку в этот период игровая деятельность является ведущей, применение игровых технологий в коррекционном и развивающем процессе в дошкольных образовательных учреждениях является эффективным и оказывает положительное влияние на развитие фонематического слуха, слухоречевой памяти и фонематического восприятия, а также способствует развитию словарного запаса и правильного звукопроизношения.
Подобранная нами система дидактических игр и игровых приёмов, ускоряет процесс развития фонематического восприятия и как следствие, фонетики, лексики и грамматики. Она имеет положительную эмоциональную составляющую, приобщает ребёнка к коллективной деятельности, способствует проявлению активности и самостоятельности, а также помогает усвоить приобретённые навыки и умения и подготовить дошкольников к дальнейшему начальному обучению в школе.
Литература:
- Аббасова, Л. И. Развитие фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры / Л. И. Аббасова, Н. Л. Эстрина. — Текст: непосредственный // International scientific review. — 2019. — № № LXV. — С. 63–65.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с., стр.397.
- Корнилова Л. А. Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников/Л. А. Корнилова//Логопед. — 2009. № 2.-С.65–69.
- 4.Лисовиченко, Д. А. Роль дидактических игр в коррекции фонетикофонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста / Д. А. Лисовиченко. — Текст: непосредственный // Интерактивная наука. — 2021. — № 2(57). — С. 30–31.
- Марданова, И. Р. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / И. Р. Марданова. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2019. — № № 15(253). — С. 278–280.
- Мякишева, Л. В. Фонематические процессы как основа коммуникативной компетентности / Л. В. Мякишева, О. В. Полетаева. — Текст: непосредственный // Вестник Курганского государственного университета. — 2018. — № 1 (48). — С. 68–69.
- Окунева, С. Е. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников / С. Е. Окунева. — Текст: непосредственный // Вестник КГУ. — 2017. — № 3. — С. 112–114.
- Ткаченко, Т. А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. — М.: Книголюб, 2007. — 32 c.
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. Педагогика и психология (дошк.), -М.: Просвещение, 1989. -223 с.
- Филичева Т. Б. Логопедия: теория и практика. Издание 3-е, исправленное и дополненное, -М.: Эксмо, 2021. -608 с.
- Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. — М.: АПН РСФСР, 1958. — 115 c.