Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников — одна из актуальных проблем в современной школе, а особенно на начальном этапе обучения. Уровень сформированности коммуникативных умений воздействует не только на плодотворность обучения детей, но и на процесс их общения и развития, как личности в целом.
К коммуникативным действиям относятся:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
– постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
– управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Работая над формированием коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебно- воспитательном процессе, был проведен эксперимент во 2 «В» классе, в ходе которого были выявлены нарушения поведения детей и уровни их коммуникативных умений. Было выявлено, что умение сотрудничать у 56,5 % школьников среднего уровня, а работа в группах большинству детей дается с трудом.
Исходя из результатов диагностики, был разработан и реализован план работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
В ходе уроков использовались групповые и парные формы работы. Каждому ученику раздавались памятки, как работать в группах, парах.
Одна из форм работы в парах — это игра «Ручеек» на уроках русского языка. В данной игре шло общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы мы заготавливали к уроку карточки со словарными словами (например: сорока, воробей, ворона, петух, соловей, дятел) по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличалось друг от друга, т.е у одного ученика карточка с словарным словом соловей, у другого со словом петух и т. д. Начиналась игра. Ребята сидели в ряду. Затем 1-й вариант начинал движение: на первой парте ученик диктовал словарное слово однокласснику, затем после команды «ручеек бежит» шел на последнюю парту, диктовал это же словарное слово другому однокласснику, а остальные передвигались на одну парту вперёд и так же диктовали своё словарное слово. Движение шло до тех пор, пока все ученики не записали продиктованные словарные слова. Затем первый вариант отдавал карточки другому варианту, и игра продолжалась до тех пор, пока все ученики не займут свои прежние места.
Парная работа организовывалась и на остальных уроках. К примеру, на уроке литературного чтения учащиеся проговаривали друг другу скороговорки, осуществляли парное чтение, работали с карточками. На уроках математики учащиеся осуществляли взаимопроверку, работали с карточками (расшифровывали слово), задавали друг другу вопросы, рассказывали таблицу умножения на 2,3.
На классном часе детям было предложено инсценировать сказку, в ходе которой дети взаимодействовали друг с другом.
Большое место в нашем опыте занимала работа над проектами, где школьники работали в группах по 4–5 человек. Темами проектов стали: «Города России», «В словари за частями речи». Проект «Города России» — это виртуальное путешествие по городам. Задания для групп выдавались на уроке. Учащимся предлагалось приготовить стенгазету о городе для друга — иностранца. Каждой группе выдавался конверт с информацией (Текст о городе: когда был основан, где находится, интересные факты, достопримечательности) и фотографиями города, листы с заданиями, (Подготовить и оформить плакат, содержащий: заголовок — название города; небольшой текст; иллюстрации к тексту и подписи к ним; один-два интересных факта о городе. В нижней части плаката обязательно указать состав группы. Для выполнения задания можно было использовать: ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту. И были приведены примеры оформления работ). В ходе этого проекта учащиеся распределяли обязанности (Кто-то вырезал иллюстрации, текст, кто-то писал заголовок, оформлял запись, другой ученик распределял информацию на плакате). Продуктом данного проекта стала стенгазета о городах России. В ходе презентации каждая группа рассказывала о своем городе. На последнем этапе работы над проектом дети осуществляли рефлексию слаженности работы в группе, давали оценку своей работы. Им предлагался рефлексивный лист, в котором учащиеся оценивали работу своей группы (отмечали вариант ответа, с которым были согласны. Учащиеся определяли все ли члены группы принимали участие в работе над проектом, дружно ли работали, были ли ссоры, понравился ли им результат работы группы, оценивали свой вклад в работу группы).
Проект «В словари за частями речи» был направлен на формирование у школьников умений действовать по алгоритму и образцу; на развитие умений пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, а также словарями антонимов, синонимов, однокоренных слов. Каждая команда получила маршрутный лист с заданиями (где учащиеся прописывали участников группы, название группы, изучили последовательность действий и само задание, направленное на работу со словарями). В ходе проектной деятельности дети активно взаимодействовали друг с другом. Им пришлось распределять работу, разрешать возникающие разногласия. Отрадно отметить, что умение и желание сотрудничать улучшилось, ребята стали слушать друг друга, более терпимо относиться к мнениям одноклассников.
Наш опыт убедил нас, что коммуникативные универсальные учебные действия успешнее формируются не стихийно, в ходе целенаправленной систематической работы на уроках и во внеурочное время.
Соответственно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий возможно посредством реализации различных методов и форм работы. При этом ученики не только повышают уровень коммуникативных универсальных учебных действий, но и увеличивают свой объем знаний по различным предметам, повышают грамотность, учатся работать в команде, активно включаются в поисковую деятельность, что также позитивно влияет на успешность их обучения в будущем.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа П76 образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. е.С. Савинов]- 3-е изд.- М.:Просвещение, 2011.- 204 с. — (Стандарты второго поколения).
- Варга А. Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития / Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. — М.: МГПИ. — 2002.