В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.
Ключевые слова: иностранные языки, обучение, мотивация.
Для того, чтобы более подробно разобраться с мотивацией учащихся к обучению, необходимо объяснить основные понятия, связанные с мотивацией, особенно сам термин мотивация и то, как психология смотрит на мотивацию.
Мотивация — это процесс контролирующей силы, ответственной за инициирование, направление, поддержание и стимулирование целевого поведения. Это совокупность факторов, стимулирующих, направляющих и поддерживающих поведение человека. Мотивация является инструментом, с помощью которого мы пытаемся объяснить, почему задание написано тщательно или почему оно было выполнено [3, с.8].
Мотивация поведения человека имеет внутренние и внешние источники, она может исходить как преимущественно из внутренних, так и преимущественно из внешних источников. Внутренние мотивационные источники называются потребностями, а внешние мотивационные источники — влечениями или стимулами [4, с.79].
Потребности проявляются как чувство внутреннего недостатка или избытка. Они могут быть врожденными или приобретенными в течение жизни.
Стимулы — это внешние раздражители, способные вызывать потребности человека. Этими внешними раздражителями могут быть практически все, что угодно, различные предметы, которые видит человек, явления, события и тому подобное. Стимулы обычно способны не только вызывать потребности, но и удовлетворять их. Стимулы не привязаны к удовлетворению только одной потребности человека. Один и тот же стимул может удовлетворять несколько различных потребностей, поэтому часто говорят о комплексных стимулах. Примером одного из самых сложных стимулов являются деньги. Деньги могут косвенно удовлетворять несколько человеческих потребностей.
Когда возникает потребность, создается мотив. Мотив — это причина, по которой человек начинает действовать, вести себя определенным образом. Мотивы создаются во взаимном взаимодействии потребностей и побуждений и уже тесно связаны с поведением человека.
Вначале есть какой-то стимул, который человек видит, например, этот стимул пробуждает, актуализирует в человеке потребность. Возникает мотив и на основе этого мотива человек ведет себя и действует определенным образом. Но потребность может обновляться сама собой без внешнего раздражителя, т. е. без стимула. [2, с. 175].
Вторичные потребности играют решающую роль в мотивации к обучению, из которых более специфичны когнитивные, социальные и исполнительские потребности [1, с. 134].
Потребности человека существуют не изолированно, а в сложных взаимосвязях. Они устроены иерархически, т. е. индивидуальные потребности имеют разные приоритеты для человека. Потребности делятся на первичные, или физиологические, и вторичные, или психологические. Люди разделяют основные потребности с другими животными и являются врожденными. К ним относятся потребность в еде, тепле, мозговой деятельности, сексуальные потребности и другие. Вторичные потребности свойственны человеку и, в отличие от первичных, не являются врожденными, а формируются только в течение жизни человека. Вторичные потребности включают в себя большинство социальных потребностей, когнитивные потребности, потребности в производительности, эстетические потребности, потребности в самореализации и другие.
Потребности расположены иерархически. Учитывая, что вторичные потребности формируются в течение жизни человека (учащегося) в зависимости от различных факторов, у каждого человека (каждого ученика) их потребности устроены по-разному. У каждого человека складывается индивидуальная иерархия потребностей и в связи с этим индивидуальная мотивационная направленность личности. Знание мотивационной направленности учащегося позволяет адекватно мотивировать его и оптимально влиять на развитие или изменение структуры его мотивации к обучению.
Рассмотрим основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников:
– Новизна. Использование в преподавании новых форм и приёмов работы.
– Учёт возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. Ученикам разного возраста необходимо по-разному преподносить информацию, индивидуальный подход учителя к обучающимся очень важен в преподавании.
– Доброжелательность. Довольно часто интерес учащихся к предмету спровоцирован хорошим отношением к учителю.
– Неожиданность. Преподаватель использует способы положительной мотивации не только по заранее обговоренной схеме, но и неожиданно.
Самым сильным мотивирующим фактором для учащихся является игра. Предложите ученикам угадать мелодию на английском, рассказать про себя историю, отгадать слово, составить путевую заметку, что угодно, что заставило бы их проявить энтузиазм [5, с. 50].
Главное, что нужно для мотивации учеников — умение преподавателя найти такой подход к преподаванию предмета, чтобы детям было интересно присутствие на уроке. Вовлеченность обеих сторон в процесс — один из основных факторов успеха.
Литература:
- Данильченко, Т.Ю. Информационно-коммуникативная эффективность в обучении английскому языку / Т. Ю. Данильченко, К. А. Жулина // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ред. А. Н. Дулатова, О. М. Уржумова. — 2018. — С. 134–138.
- Данильченко, Т.Ю. К вопросу об инновации в преподавании иностранного языка как одного из аспектов формирования творческого мышления у школьников / Данильченко Т. Ю., Опря А. А. // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар. — 2019. — С. 174–177.
- Китова Я. В. Мотивация студентов к самостоятельной работе в изучении иностранного языка / Китова Я. В., Шарикова Ф. Н. // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 2. С. 7–9.
- Коломейцева, Т.В. Эффективный формат построения занятий по иностранному языку как фактор качественной подготовки студентов неязыковых специальностей / Т. В. Коломейцева, М. В. Корнеева, П. В. Невская // Казанская наука. — 2020.– № 5. — С. 78–80.
- Фаримова А. А. Мотивация учащихся к изучению английского языка / Фаримова А. А. // Наука и образование сегодня. 2019. № 10 (45). — С. 49–51.