В данной статье автор раскрывает сущность определения терминов «инвалид» и «инвалидность», приводит факторы социальной работы с инвалидами и их социального развития и социальной реабилитации.
Ключевые слова: инвалид, инвалидность, социальная работа.
Сегодня по разным подсчетам, в среднем каждый десятый житель в развитых и развивающихся странах имеет те или иные ограничения здоровья. Градация конкретных видов ограничений здоровья зависит от национального законодательства. Следовательно, статистика по численности инвалидов и их доля в населении разных стран могут отличаться.
В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается развернутое определение инвалидности: «Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Инвалидность у людей обуславливается ограничением жизнедеятельности, выражаемым в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, и т. д., и т. п.
Таким образом, в соответствии с международно-признанными критериями, инвалидность определяется отклонениями или расстройствами. Однако за инвалидами признаются права и обязанности граждан общества [1].
Каждый человек, в том числе и инвалиды, вправе получать и иметь социальную поддержку. Современная профессиональная социальная работа с инвалидами основывается на понимании инвалидности не как патологического состояния, а как процесса ограничения возможностей, при котором наблюдаются нарушения жизнедеятельных функций человеческого организма, затормаживающие либо снижающие его жизненную активность и социальную деятельность. Основными причинами ограниченных возможностей могут стать недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку.
Миссия социальной работы состоит в том, чтобы люди были в состоянии реализовать свой потенциал, вести полную, насыщенную жизнь; чтобы предотвратить дисфункции социальных отношений и всесторонне помочь человеку развиваться в социальном, общественном и личностном плане.
В социальном обслуживании инвалидов необходимо применять принцип партнерства, который позволяет в полной мере опираться на мнение, возможности и позиции самих клиентов и их окружения. Благодаря данному принципу, выстраиваются не только доверительные отношения между социальным работником и инвалидом, но и значительно многосторонне укрепляется и развивается процесс взаимодействия, заключённый в совместной работе над личностным и социальным потенциалом человека с ОВЗ.
Социальному работнику в работе с людьми с ОВЗ необходимо оценивать ситуацию с учетом мнений самих инвалидов; избегать всевозможных предположений о том, как чувствуют себя инвалиды, т. к. лучше всего будет узнать о самочувствии у них самих; консультироваться с инвалидами и их организациями по проблемам, влияющим на жизнь и здоровье самих инвалидов.
По функциям социальной работы с инвалидами социальные работники используют следующие технологии, которые можно рассмотреть на рисунке № 1:
Рис. 1. Схема с перечнем функциональных технологий социальной работы с инвалидами
Также с каждым годом разрабатываются и развиваются отдельные технологии по областям применения в социальной работе с инвалидами, такие, как (см. на рисунке № 2):
Рис.2. Схема с перечнем технологий по областям применения социальной работы с инвалидами
Более пристальное внимание в социальной работе уделяется технологиям социальной реабилитации, включающие в себя совокупность разносторонних приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка (и человека в целом) с инвалидностью. Рассмотрим основные технологические задачи реабилитации детей-инвалидов, включенных в реабилитационную деятельность:
- Социально-средовые задачи (адаптация и реадаптация в социуме);
- Социально-педагогические задачи (обучение и воспитание в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями организма инвалида);
- Социально-психологические задачи (психологические диагностики, коррекции, профилактики в соответствии с состоянием и ограничениями здоровья инвалида);
- Социокультурные задачи (приобщение инвалида к культурным областям общества, знакомство инвалида с культурно-направленными мероприятиями, обеспечение благоприятного взаимодействия инвалида с культурой социума);
- Социально-бытовые задачи;
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В перечисленные задачи входят соответствующие им методы и приёмы, осуществляемые в социальной работе с инвалидами (терапии, коррекционно-развивающие занятия, организация творческих кружков и др.).
Каждый инвалид включён в определённые системы взаимоотношений — микросистемы, экзосистемы, мезосистемы и макросистемы.
Ниже на рис. 3 описывается соответствующий системный подход в работе с инвалидами.
Рис. 3. Системный подход в работе с инвалидами
Посредством разделения данных систем по критериям микро-, мезо-, экзо- и макро-, социальному работнику получится адаптировать программы социальной работы с инвалидами под данные системы, в которых пребывает и развивается сам инвалид [2].
Вопросы медико-социальной, социально-психологической, социально-педагогической, трудовой реабилитации людей с ОВЗ невозможно решить без участия социальных работников. Социальный работник выступает посредником между конкретным человеком, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей, другими специалистами, учреждениями и обществом в целом. В этой профессии объединены функции адвоката, социального терапевта и координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому человеку или всей его семье, как основной и неотъемлемой составляющей его жизни, здоровья, социального и личностного развития.
Литература:
- Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина Social work with persons with disabilities
- Социальная работа с инвалидами. Учебное пособие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://umc38.ru/wp-content/uploads/2016/02/Sotsialnaya-rabota-s-invalidami.pdf (дата обращения: 13.08.2022)
- Социальная работа с инвалидами. Инвалидность как социальная проблема [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studme.org/48082/sotsiologiya/sotsialnaya_rabota_invalidami (дата обращения: 13.08.2022)