Развитие навыка чтения на уроках английского языка y учащихся начальной школы через использование упражнений на понимание текста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 24.08.2022

Статья просмотрена: 771 раз

Библиографическое описание:

Алимгaзинa, С. А. Развитие навыка чтения на уроках английского языка y учащихся начальной школы через использование упражнений на понимание текста / С. А. Алимгaзинa, Е. Н. Лобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94540/ (дата обращения: 18.12.2024).



Даннаястатья посвящена развитию навыков чтения на уроках английского языка у учащихся начальной школы. В статье описываются роль чтения в начальных классах и упражнения, которые помогут учащимся хорошо понять содержание текста. Выявлено несоответствие в мнении учителей с представлениями учащихся. В статье приводится анализ работ учащихся по английскому языку, описывается, что влияет на улучшение понимания текста, в том числе при сдаче внешнего суммативного экзамена у учащихся 5 классов. Авторы приводят примеры нескольких заданий для понимания текста и комментарии к ним.Статья выделяет информацию, что благодаря определенным упражнениям на уроках английского языка, у учащихся хорошо развиваются навыки чтения. Статья выделяет информацию, что благодаря определенным упражнениям на уроках английского языка, у учащихся хорошо развиваются навыки чтения. Приводится анализ сдачи внешнего суммативного экзамена учащимся.

Ключевые слова: английский язык, текст, учащийся, короткий рассказ, содержание текста, чтение текста.

Нашу статью хочется начать с перефразированной пословицы «Если не умеешь говорить — учись читать» . В настоящее время чтение представляет собой очень важное умение. Благодаря чтению на английском языке у детей развивается интерес к изучению английского языка, возможность получать знания и обогащать словарный запас. Чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Именно в начальной школе важно заложить прочный фундамент навыков чтения. Поэтому в последнее десятилетие произошли серьезные изменения, которые поставили теоретиков и практиков в области преподавания иностранных языков перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся и считавшиеся традиционными взгляды на обучение чтению.

По нашему мнению, чтение занимает очень важную роль в обучении английскому языку, поэтому речь сегодня пойдет именно о нем и упражнениях, применяемых в данной области.

Цель нашего исследованиязаключаются в теоретическом обосновании, разработке комплекса упражнений по чтению для учащихся начальной школы и проверке комплекса упражнений на формирование навыков чтения на английском языке.

Мы считаем, что самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. Между тем данные нашего исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже, и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, заучивают предложения из текста и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять общий смысл текста. Если учитывать проблему чтения без понимания текста, необходимо целенаправленно работать в этом направлении уже в начальных классах, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.

На первом этапе нашего исследования мы изучили различные источники информации, выявили ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста:

– найти незнакомые слова и узнать их значение;

– озаглавить текст, разделить его на абзацы;

– выделить основную мысль и тему текста;

– соединение начала и конца предложения;

– определение содержания текста по иллюстрациям;

– ответить на вопросы по тексту.

В дальнейшем мы добавили другие упражнения на понимание текста, которые используются во внешнем суммативном оценивании в 5 классах. Исходя из этого, мы уделяем особое внимание следующим упражнениям:

– Выбор верных и неверных суждений по тексту;

– Чтение текста с пропущенными словами (ученики должны вставить подходящие по смыслу слова из предложенных, при этом текст может быть, как уже знакомым ученикам, так и новым).

– Множественный выбор (ученики должны выбрать один правильный ответ из четырех предложенных)

В ходе анкетирования выяснилось, что учащимся легче работать с текстом, если им известны значения новых слов. Поэтому мы предоставили новый вокабуляр после каждого текста заранее до чтения. Учащиеся заучивали эти слова дома и отлично справлялись с переводом текста. Только 7 % опрошенных указали, что для них не имеет значения, с какими упражнениями работать. Легче запомнить и пересказать содержание текста с заранее предоставленными новыми словами- большинство учащихся. На вопрос «С помощью каких упражнений легче понять содержание текста?» учащиеся ответили, что чаще это зависит от сложности текста, но больше всего учащимся понравились такие упражнения как: выбор верных и неверных суждений по тексту, чтение текста с пропущенными словами, ответить на вопросы по тексту, соединение начала и конца предложения, составление рассказа или предложения по ключевым словам.

За время исследования выявлено, что, в результате систематического использования подобных упражнений на уроках у наших учащихся хорошо сформированы навыки:

– воспроизводить прочитанный текст, делить его на законченные части;

– находить в тексте существенное, видеть смысл текста, его главную мысль;

– с помощью воображения воссоздавать авторские образы;

– видеть текстовые «сигналы» — ключевые слова, образы;

– читать «активно», соотнося прочитанное с собственным опытом, задавая вопросы, прогнозируя содержание;

– осознавать авторскую оценку событий и героев произведения;

– размышлять над прочитанным и определять свою позицию по этому вопросу;

– при чтении текста подключать внимание, память, мышление, воображение, эмоции и т. д.

В течении года были проведены 2 пробных экзамена. Каждый экзамен состоял из двух частей. В первой части, учащиеся читали 3 текста и выполняли к ним задания, такие как:

– выбор верных и неверных суждений по тексту;

– чтение текста с пропущенными словами;

– множественный выбор.

Во второй части, учащиеся написали короткий рассказ по картинкам, который направлен на умения учащихся:

– писать короткий рассказ;

– излагать содержание картинок в тексте;

– структурировать короткий рассказ;

– использовать словарный запас соответствующим образом;

– соблюдать нормы пунктуации.

Общее количество баллов -30.

В пробном экзамене по английскому языку в 5-ом классе приняли участие 14 учащихся. Ниже есть диаграмма, которая показывает, как учащиеся улучшили свои навыки на понимание текста [Диаграмма 1]. Согласно диаграмме, мы можем заметить, что уровень знаний учащихся повысился в среднем на 7 %. Исходя из этого можно сделать вывод, что систематическое выполнение упражнений приводит к успешным результатам и высоким показателям.

Рис. 1

Таким образом, мы считаем, что чтение позволяет расширить словарный запас учащихся, запомнить правильную структуру предложения, да и в принципе наслаждаться красотой языка. Отличный результат использования подобных упражнений проявился не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.

Литература:

  1. Фоломкина С. К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе. Автореферат докт. Дис. М., 1974.
  2. Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная кола. – М.: Дрофа, 1998.
  3. Шевякова А. Методики обучения чтению: что лучше?
  4. Вайсбурд М. Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности//Ин.яз. в школе.1997№ 1–2. с32–37.
  5. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. — М., Просвещение, 1973.
  6. Корндорф Б. Ф. Методика преподавания английского языка, М.,1958, стр. 249
  7. Рахманова И. В., Миролюбова А. А., Цетлин В.С, Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1967.
  8. Карпов И. В., Психологическая характеристика процесса понимания и перевода учащихся иностранных текстов. Сб. Теория и методика учебного перевода., под ред. Ганшиной К. А. и Карпова И. В., М., 1950.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, учащийся, понимание текста, содержание текста, текст, чтение текста, короткий рассказ, начальная школа, упражнение, чтение.


Похожие статьи

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Нейродидактические приемы обучения лексике на начальном этапе обучения (английский язык, общеобразовательная школа)

Нейродидактические методы играют важную роль в эффективности изучения иностранного языка. Предыдущие исследования включают в себя широкий спектр углубленных тематических исследований нейродидактических методов в обучении языку. Тем не менее, мало исс...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Коммуникативный метод обучения французскому языку в университете

Французский язык является иностранным языком в Узбекистане, и его преподавание и изучение не могут проходить так же, как овладение первым или вторым языком. Чтобы иметь возможность взаимодействовать с носителями языка в реальном повседневном общении,...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Словарный запас имеет решающее значение для понимания смысла письменного или устного текста. Без знания ключевой лексики в тексте у учащегося могут возникнуть серьезные проблемы с пониманием сообщения. Словарные слова имеют решающее значение для ака...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Тестирование как метод контроля и мониторинга знаний при обучении иностранным языкам в дистанционном образовании

Статья посвящена проверке качества контроля знаний при обучении иностранным языкам в современной системе образования. Метод тестирования позволяет не только закрепить полученные знания и навыки, но и выявить пробелы учащихся в пройденном материале, п...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений

С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...

Развитие учебной мотивации у младших школьников в процессе выполнения домашних заданий

В статье раскрывается понятие мотивации. Автор приводит определения нескольких ученых. Также представляет толкование понятия учебной мотивации по психолого-педагогическому словарю. В статье описана классификация учебных мотивов. Рассматривается вопр...

Похожие статьи

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Нейродидактические приемы обучения лексике на начальном этапе обучения (английский язык, общеобразовательная школа)

Нейродидактические методы играют важную роль в эффективности изучения иностранного языка. Предыдущие исследования включают в себя широкий спектр углубленных тематических исследований нейродидактических методов в обучении языку. Тем не менее, мало исс...

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Коммуникативный метод обучения французскому языку в университете

Французский язык является иностранным языком в Узбекистане, и его преподавание и изучение не могут проходить так же, как овладение первым или вторым языком. Чтобы иметь возможность взаимодействовать с носителями языка в реальном повседневном общении,...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Словарный запас имеет решающее значение для понимания смысла письменного или устного текста. Без знания ключевой лексики в тексте у учащегося могут возникнуть серьезные проблемы с пониманием сообщения. Словарные слова имеют решающее значение для ака...

Эффективность использования метода «перевернутый класс» в преподавании английского языка как иностранного

Статья посвящена изучению вопроса эффективности использования метода «Перевернутый класс» в преподавании английского языка. В материале рассматривается как метод «Перевернутый класс» воздействует на учеников разных возрастов, а также ставится под воп...

Тестирование как метод контроля и мониторинга знаний при обучении иностранным языкам в дистанционном образовании

Статья посвящена проверке качества контроля знаний при обучении иностранным языкам в современной системе образования. Метод тестирования позволяет не только закрепить полученные знания и навыки, но и выявить пробелы учащихся в пройденном материале, п...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений

С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...

Развитие учебной мотивации у младших школьников в процессе выполнения домашних заданий

В статье раскрывается понятие мотивации. Автор приводит определения нескольких ученых. Также представляет толкование понятия учебной мотивации по психолого-педагогическому словарю. В статье описана классификация учебных мотивов. Рассматривается вопр...

Задать вопрос