В статье рассказывается о причинах нарушения звукопроизношения у детей, вызванных дефектами органов артикуляции и мерах их профилактики.
Ключевые слова: зубочелюстные нарушения, ротовое дыхание, миогимнастика, дети.
Большое внимание в работе учителя-логопеда должно уделяться профилактике речевых нарушений у детей. Часто причиной нарушения звукопроизношения являются анатомические дефекты органов артикуляции: деформации зубочелюстной системы, носоглотки и ротовой полости.
Эти пороки развития могут также затруднять у ребенка откусывание пищи, пережевывание и глотание.
Как отмечают многие авторы, у таких детей часто наблюдается патология в родах (неверное проведение родовспомогательных мероприятий, использование щипцов и т. д.). Отказ от грудного вскармливания и перевод ребенка на искусственное, является еще одной причиной неправильного формирования челюстно-лицевых органов и патологического развития ее двигательных функций.
Нарушение носового дыхания у ребенка, вследствие различных заболеваний лор органов: разращения аденоидов, увеличения миндалин, хронических ринитов, тонзиллитов, способствуют выработке неправильного дыхания — ртом.
В норме, при дыхании носом, язык прилегает к небу, губы сомкнуты. Язык, поддерживая верхнее нёбо, стимулирует его к правильному росту, поэтому верхняя челюсть развивается нормально.
При ротовом дыхании язык лежит на дне ротовой полости. При отсутствии давления на верхнюю челюсть языком ее форма начинает меняться,происходит ее неправильный рост. Верхняя челюсть в боковом отделе начинает сужаться, соответственно не хватает места для прорезывания верхних зубов. Язык начинает проникать между зубами и, как мощный мышечный орган, расталкивает зубы, наклоняет их вперед, образуя между ними промежутки.
Ротовое дыхание ведет к неправильному смыканию зубов, изменению прикуса. У детей формируется аденоидный тип лица: нижняя треть лица увеличивается, рот открыт, верхние резцы лежат на нижней губе, в результате лицо ребенка становится негармоничным.
Если дыхание через нос является физиологичным и способствует согреванию и очищению воздуха от микроорганизмов, то дыхание открытым ртом часто приводит к ангине, вызывая ее осложнения: пороки сердца, заболевания почек.
Носовое дыхание формирует у ребенка правильную осанку: расправляется грудь, опускаются плечи. При дыхании ртом дети непроизвольно наклоняют голову вперед, чтобы проглотить слюну. Изгиб шейного отдела позвоночника становиться избыточным и формируется западение нижней челюсти. Ребенок сутулится и появляется неправильная осанка — голова уходит вперед, челюсть назад.
Сутулость, аденоидный тип лица могут стать насмешкой для ребенка в школе. У таких детей возникают психологические проблемы, страдает обучаемость.При ротовом дыхании наполнение крови кислородом становиться меньше, вследствие чего снижается концентрация внимания, повышается утомляемость, раздражительность.
У человека, который дышит ртом все черепные и лицевые кости имеют неправильное строение. Узкая верхняя челюсть способствует развитию узких носовых ходов, а это аномалия. Чем в более переднем положении верхняя челюсть, тем шире пространство носоглотки. При низком положении языка, верхняя челюсть не будет расти вперед, а значит формируется недостаток ширины носоглотки (крайняя лицевая дистрофия).
Особое внимание в появлении зубочелюстных нарушений следует уделить формированию у ребенка неправильных привычек. По мнению В. П. Окушко это: «1) сосание и прикусывание пальцев, губ, щек, посторонних предметов; 2) аномалии функций: неправильное глотание и привычка надавливать языком на зубы, нарушении функции жевания, ротовое дыхание, неправильная речевая артикуляция; 3) фиксированные позы, определяющие неправильное положение нижней челюсти и языка». [3, с.15].
Для предотвращения аномалий развития артикуляционных органов, в целях профилактики речевых нарушений, важно включать в работу с детьми не только комплексы артикуляционной логопедической гимнастики, но и упражнения миогимнастики, специально разработанными ортодонтами.
При проведении гимнастики с детьми дошкольного возраста, важно учитывать, некоторые особенности: упражнения должны проводиться в игровой форме, эмоционально, желательно с музыкальным сопровождением, или под счет; с увеличением темпа и количеством повторений (от 5 до 10); интенсивность нагрузки должна быть достаточная, но не чрезмерная; после каждого напряжения мышц должно быть их расслабление. Закрепляются эти навыки систематически, последовательно, с сопротивлением для усиления функциональной нагрузки на мышцы.
Упражнения для жевательных мышц и подвижности нижней челюсти.
«Рыбки разговаривают» . Открывать и закрывать рот (губы без напряжения), а затем с сопротивлением рук (руки под нижней челюстью).
«Маятник». Движения нижней челюстью влево-вправо, вперед — назад.
«Богатырь». Открыть рот, зафиксировать пальцы рук в уголках рта. Закрывать рот, оказывая сопротивление руками.
«Жуем сушки». Производить жевательные движения, не разжимая губ.
«Порисуем». «Рисовать» круги подбородком, сначала с открытым, а затем с закрытым ртом.
Упражнения для подвижности круговой мышцы губ и щек.
«Надуй шарики». Ребенку предлагается надуть воздушный шарик.
«Насос». Прокачивание воздуха из одной щеки в другую.
«Поцелуйчик». Ребенку предлагается передать воздушный поцелуй.
«Трубочка- улыбка ". Чередование движений губами: «трубочка»- губы вперед», улыбка»- в стороны, зубы обнажены.
«Обезьянка кривляется». Обнажив зубы: поднять верхнюю губу; опустить нижнюю губу; втянуть верхнюю губу за зубы; втянуть нижнюю губу за зубы.
«Зайчик». Надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу.
«Силач». Ребенок зажимает и удерживает между губами тканевую или бумажную полоску, а взрослый пытается ее вытянуть.
В целях коррекции имеющихся отклонений, комплексы упражнений могут быть составлены для каждого ребенка индивидуально, а могут использоваться для всей группы детей в целях профилактики анатомических дефектов и речевых нарушений.
Таким образом»,эффективная коррекция фонетической стороны речи у детей с анатомической патологией органов артикуляции требует совместной комплексной работы логопеда и стоматолога — ортодонта, а иногда и отоларинголога» [3, с.4].
Литература:
- Архипова Е. Ф. Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения — М.: Изд -во В. Секачев, 2017–92 с.
- Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — СПб.: «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2004–112 с.
- Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А.Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. — М.: Книголюб, 2005. — 144 с.