В данной статье внимание акцентировано на проблеме функциональной грамотности на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, математические знания.
В сентябре 2022 года в силу вступает новый ФГОС третьего поколения.
Обновленные стандарты, в первую очередь, фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать связь предметов и их помощь в реальной жизни. Среди новшеств также следует выделить вариативность, единство воспитания и обучения, функциональную грамотность.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности [3]. Другими словами, обучающиеся должны понимать, каким образом изучаемые предметы помогают найти место в жизни и профессию.
Российский лингвист и психолог А. А. Леонтьев дал функциональной грамотности следующее определение: «Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2, с. 13].
А. В. Хуторской, в свою очередь, данное понятие рассматривает с точки зрения компетентностного подхода. Он отмечает, что формирование компетенций развивающейся личности должно происходить с помощью средств содержания образования, в результате чего у обучаемого будут развиваться способности и появляется возможность решать реальные проблемы своей повседневной жизни: бытовые, производственные и социальные. Также ученый подчёркивает, что структура образовательных компетенций включает в себя составляющие функциональной грамотности как интегративной характеристики уровня подготовки обучаемого, но не ограничиваются только ими [5].
Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность обучающихся. Математическая грамотность — это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
В международном исследовании PISA термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе» [4, с. 65]. Простыми словами, ученики перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши косинусы и синусы?»
Согласно Т. А. Ивановой и О. В. Симоновой, формирование функциональной грамотности на уроках математики необходимо для того, что дети могли применять ее в повседневной жизни (рассчитывать массу, стоимость, количество материала и т. д.), действовать по инструкции (алгоритму), измерять, упорядочивать, находить и анализировать математическую информацию, устанавливать математические отношения [1]. Важно, чтобы они осознавали, для чего им эти знания. Обучающиеся должны понимать, когда вычисления выполнять устно, а когда письменно.
Формировать функциональную грамотность на уроках математики невозможно без четкой и правильной математической речи. Для этого можно применять математический диктант, составлять словарь, выполнять задания, направленные на грамотное написание и произношение математических терминов.
Главное — развивать у каждого обучающегося умение мыслить. Это можно делать посредством таких логических приемов, как синтез, анализ, обобщение, сравнение, классификация, систематизация, умозаключение и т. д. Также эффективными будут задания, соответствующие уровню логических приемов.
К инструментам формирования математической грамотности можно отнести следующие:
– технология проблемного обучения, формирующая у обучающихся сообразительность, находчивость, способность находить нестандартные решения;
– проектная деятельность, позволяющая обучающимся ориентироваться в различных ситуациях;
– игровая деятельность, позволяющая поддерживать интерес детей к урокам математики.
Например, с обучающими любого возраста можно разработать проект: «Забор и математика». Целью проектной деятельности будет помощь в овладении системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, и формирование умения проводить расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов в семье (нужно произвести ограждение территории).
Подготовительный этап:
– составление списков обучающихся;
– выход в магазины для изучения цен на стройматериалы;
– решение финансового вопроса (поиск фотоаппарата, покупка бумаги).
Реализация проекта:
– изучение ассортимента магазинов в городе;
– выбор оптимального варианта (соотношение «цена — качество»);
– расчётно-экспериментальная работа по составлению сметы расходов семейного бюджета для ограждения территории.
Результат:
– оформление альбома с фотографиями;
– создание сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории.
В данном случае особенность функциональной грамотности заключается в способности ученика самостоятельно осуществлять приобретение знаний, а также применять все свои знания в реальной жизни (расчет материалов на строительство забора).
Таким образом, функциональная математическая грамотность является способностью обучающегося определять и понимать роль математики в жизни, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и применять ее так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, которые свойственны только созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.
Литература:
- Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник. — 2009. — № 11. — С. 125–129.
- Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. И. В. Усачевой. — М., 2002.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. Режим доступа: https://fgos.ru/.
- Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2016. — № 1 (23). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike.
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.