Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 25.08.2022

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Самойлова, М. В. Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения / М. В. Самойлова, Н. И. Швец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94555/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять не только на процесс появления и развития расстройства, но и на ход лечения, терапии и последующей реабилитации. В качестве важного фактора психического развития можно выделить детско-родительские отношения, которые способны оказывать влияние на формирование определенного пищевого поведения у детей.

Ключевые слова : расстройства пищевого поведения, детско-родительские отношения, девочка-подросток, нервная анорексия.

Recently, there has been a trend in the field of eating disorder research towards the study of living conditions, intra-family relationships of patients with eating disorders and other family factors that can affect not only the process of onset and development of the disorder, but also the course of treatment, therapy and subsequent rehabilitation. As an important factor in mental development, parent-child relationships can be identified, which can influence the formation of certain eating behavior in children.

Keywords: eating disorders, parent-child relationship, teenage girl, anorexia nervosa.

В современном мире человек подвергается влиянию большого количества условий, значительное число которых отрицательно воздействует на процесс его жизнедеятельности, а также приводит к изменениям психики и поведения. Расстройство пищевого поведения является одним из последствий подобного влияния. Данный вид психогенно обусловленных поведенческих синдромов затрудняет гармоничное и эффективное личностное развитие на всех его этапах, а также становится преградой на пути продуктивной личностной самореализации [8].

Анализ литературы показывает, что лица, страдающие РПП, подвержены факторам риска психологического порядка. Это вопросы, касающиеся низкой самооценки, негативного отношения к самому себе, а также избыточная критичность по отношению к себе, зависимость, неуверенность в себе, неудовлетворенность личной и семейной жизнью [5].

Под расстройствами приёма пищи понимают психологически обусловленные расстройства поведения, связанного с приёмом пищи. К расстройствам пищевого поведения относятся нервная анорексия, нервная булимия и психогенное (компульсивное) переедание. Для данных расстройств характерно: начало в подростковом возрасте (чаще данному расстройству подвержены девочки), частые рецидивы, при длительном течении — развитие тяжелых соматоэндокринных нарушений, приводящих в некоторых случаях к летальному исходу.

Предотвратить и снизить риски подобных нарушений можно при создании комплексных условий медицинского, социального и психологического характера. Однако центральное место в работе с нарушениями пищевого поведения занимает именно психологическая работа: таким пациентам важно помочь разрешить основные семейные конфликты, помочь клиенту наладить контакт с собственным телом и др.

Разрешение данной проблемы состоит в комплексном подходе: взаимодействии не только медицинских работников, но и других специалистов, прежде всего, психологов. Именно психолог играет ключевую роль в данном вопросе: специалист изучает и работает с причинами, вызвавшими пищевую зависимость и повлекшими за собой нарушение пищевого поведения.

В последнее время в области изучения данного явления отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять не только на процесс появления и развития расстройства, но и на ход лечения, терапии и последующей реабилитации. В качестве важного фактора психического развития исследователи выделяют детско-родительские отношения, которые представляют собой систему поведенческих стереотипов, чувств в отношении ребенка, особенности восприятия и понимания его личности и поступков [4]. Детско-родительские отношения способны оказывать влияние на формирование определенного пищевого поведения у детей. Ряд исследователей сообщает о некоторых закономерностях в семьях с больным расстройствами пищевого поведения: многие говорят о деспотичной, властной позиции матери и одновременной пассивности отца, также некоторые указывают, что девушки, подверженные риску возникновения нарушений пищевого поведения, ощущают эмоциональный дискомфорт, недостаток любви и нарушение отношений со значимыми людьми [6, 7].

В связи с этим возрастает значимость исследований и разработки современных методов диагностики и психологического сопровождения пациентов с расстройствами пищевого поведения. Это особенно важно для оценки эффективности лечения при длительно текущих заболеваниях.

Многие исследователи говорят о конфликтной, эмоционально-напряженной атмосфере внутри семьи, а также отмечают деспотичность и доминирующую позиция матери в воспитании ребенка и отстраненность отца [6, 7, 8].

Свою актуальность данная проблема подтверждает также тем, что нервная анорексия занимает первые места по летальному исходу среди пациентов с психическими расстройствами. По различным данным, смертность среди больных анорексией колеблется в пределах от 5,6 до 20 %, что является высоким показателем при сопоставлении данных среди всех диагностированных заболеваний [10].

Цель исследования : изучение характера детско-родительских отношений в семьях с больными расстройствами пищевого поведения.

Объект исследования : расстройства пищевого поведения.

Предмет исследования : детско-родительские отношения девочек-подростков, страдающих расстройствами пищевого поведения.

Гипотезы исследования .

  1. Мы предполагаем, что в семьях девочек-подростков, страдающих расстройствами пищевого поведения, эмоциональный фон семейных отношений будет характеризоваться высоким уровнем тревожности и эмоциональной напряженности.
  2. Мы предполагаем, что для матерей пациенток с нервной анорексией и нервной булимией характерны гиперопека и подавляющий стиль воспитания.
  3. Мы предполагаем, что в семьях девочек-подростков, страдающих расстройствами пищевого поведения, наблюдается пассивность и безучастность отца.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 6 девушек в возрасте 15–18 лет, страдающих расстройствами пищевого поведения: нервная анорексия и нервная булимия. В нашем исследовании были использованы следующие методики: клиническая беседа, опросник «Подростки о родителях» (Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына), опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ).

Результаты

По итогам проведенного исследования получены следующие результаты.

Опросник «Подростки о родителях» показал, что при оценке матери у всех шести испытуемых наблюдаются высокие результаты по шкалам директивности, враждебности и непоследовательности. По шкале позитивного интереса, автономности и близости мы видим заниженные показатели. Отмечен жесткий контроль со стороны матери, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. При оценке отца у одной половины испытуемых получены высокие результаты по шкале автономности; у другой — по шкале непоследовательности. Также у четырех девочек средние показатели по шкале позитивного интереса.

Опросник «Анализ семейной тревоги» показал, что четверо испытуемых склонны испытывать чувство вины, тревоги и напряжения в семье, что, в свою очередь, указывает на неблагоприятные отношения в семье, в которых отсутствует понимание и доверие. Тревожная и напряженная обстановка свидетельствует об отсутствии близости, тепла и психологического комфорта между участниками исследования и их членами семьи.

В ходе проделанной работы мы выяснили, что все испытуемые описывают мать как гиперопекающую, враждебную и непоследовательную. Со стороны отца в большинстве случаев наблюдается пассивность и безучастность. У половины испытуемых отмечены тревожность и чувство вины, а также напряжённость в семье. Соответственно в четырех семьях мы наблюдаем отсутствие близости, тепла и психологического комфорта, что не может не оказывать негативное влияние на течение болезни.

Таким образом, первая гипотеза о том, что в семьях девочек-подростков, страдающих расстройствами пищевого поведения, эмоциональный фон семейных отношений будет характеризоваться высоким уровнем тревожности и эмоциональной напряженности, частично подтвердилась. Более чем у половины испытуемых мы выявили склонность к тревоге и напряженности.

Вторая гипотеза о гиперопекающей позиции матери полностью подтвердилась. У всех испытуемых наблюдаются высокие результаты по шкалам директивности, враждебности и непоследовательности со стороны матери.

Также мы предположили, что для отцов девочек, страдающих РПП, характерны пассивность и безучастность, что было частично подтверждено методикой «Подростки о родителях». У большинства испытуемых отмечен высокий уровень по шкале автономности.

Разумеется, полученные выводы нуждаются в дальнейшей проверке с большим количеством испытуемых, чтобы достоверность заключения была более высокой.

Заключение

Таким образом, факторы риска развития РПП могут быть различны: биологические, психические, социальные, генетические, личностные, культурные, возрастные и другие. Однако роль семьи в данном вопросе остается ведущей. Детско-родительские отношения являются одним из важнейших факторов психического развития ребенка. По мнению исследователей, детско-родительские отношения способны формировать пищевое поведение у детей. Именно первичный социальный контакт создает основу отношения к еде, вырабатывает дальнейшие пищевые привычки.

Исследование условий жизни и семейных факторов может повлиять не только на процесс возникновения и развития пищевого расстройства, но и на ход лечения, терапии и последующей реабилитации.

Литература:

  1. Бобров А. Е. Психопатологические аспекты нервной анорексии // Альманах клинической медицины. 2015. Спецвып. 1. С. 13–23.
  2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. Учебн. / Пер с нем. Г. А. Обухова, А. В. Бруенка; Предисл. В. Г. Остроглазова. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. — 376 с.
  3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.
  4. Варга А. Я., Столин В. В. Тест-опросник родительского отношения / А. Я. Варга. [Текст] // Практикум по психодиагностике. — М.: МГУ, 2013 — С. 107–113.
  5. Захарова Л. И. Нервная анорексия: распространенность, критерии диагностики и психосоматические соотношения (обзор) // Научные результаты биомедицинских исследований. 2019. № 1.
  6. Илич М. Научный обзор исследований нервной анорексии в психологии здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № 7 (июль). — 0,5 п. л. — [Электронный ресурс] — URL: http://e-koncept.ru/2019/192025.htm
  7. Мясникова О. В. Особенности детско-родительских отношений как фактор риска в контексте нарушений пищевого поведения у девочек-подростков // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2019. Т. 1, № 4. С. 66–83. [Электронный ресурс] — URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/6901
  8. Павлова Е. В., Добряков И. В. Детско-родительские отношения в семьях, имеющих ребенка с анорексией // Научные исследования выпускников факультета психологии СпбГУ. Том 5 / под ред. А. В. Шаболтас. — СПб.: Изд-во C.-Петерб. Ун-та, 2017. — 116 с.
  9. Психиатрия: Учебник для студ. Мед. Вузов / М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. И. Сергеев. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 576 с.
  10. Психосоматика и психология здоровья: Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. И доп. / Ю. Г. Фролова. — Мн.: ЕГУ, 2003. — 172 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пищевое поведение, расстройство, отношение, нервная булимия, половина испытуемых, последующая реабилитация, семья девочек-подростков, условие жизни, ход лечения, летальный исход.


Похожие статьи

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Коррекция отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Уделяется внимание фактору, накладывающему отпечаток на характер поведения ребенка и его отношения с другими людьми. Выявлено, что акцентуации характера, как психологический и биологический фактор могут стать причиной отклоняющегося поведения. Доказа...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Личностные особенности родителей детей, страдающих гиперкинетическим расстройством

В статье рассматривается влияние личностных особенностей матери на характер формирования стиля родительского отношения. В случае дисгармоничности ее личностной организации формируется деструктивный стиль воспитания, приводящий к развитию у ребенка не...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Похожие статьи

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, зак...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Половые различия суицидального поведения у подростков

Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Коррекция отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Уделяется внимание фактору, накладывающему отпечаток на характер поведения ребенка и его отношения с другими людьми. Выявлено, что акцентуации характера, как психологический и биологический фактор могут стать причиной отклоняющегося поведения. Доказа...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Личностные особенности родителей детей, страдающих гиперкинетическим расстройством

В статье рассматривается влияние личностных особенностей матери на характер формирования стиля родительского отношения. В случае дисгармоничности ее личностной организации формируется деструктивный стиль воспитания, приводящий к развитию у ребенка не...

Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...

Задать вопрос