В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.
Ключевые слова: силовая выносливость, круговая тренировка, работоспособность, физическое воспитание, физические качества.
Возраст 17–18 лет является особо важным периодом жизни подрастающего поколения. Цель физического воспитания в общеобразовательной школе заключается в содействии всестороннему и гармоничному развитию растущего организма, в укреплении здоровья и в расширении двигательной подготовки учащихся [1]. Достижение цели физического воспитания невозможно без решения одной из важнейших задач — воспитание физических качеств. По признанию многочисленных специалистов, одним из важнейших физических качеств человека является выносливость, проявляющаяся и в повседневной жизни людей, и в профессиональной, и в спортивной деятельности [1, 2, 5].
Выносливость отражает общий уровень работоспособности человека, это способность человека без вреда для здоровья выдерживать разного рода нагрузки, переносить напряжение, повышать устойчивость к утомлению, и самое важное, что эта способность поддается тренировке [4].
Крепкая спина, хорошо развитый брюшной пресс, способность длительное время сохранять правильную осанку — все это прекрасно формируется на занятиях атлетической гимнастикой, которые в последнее время незаслуженно отодвигаются учителями физкультуры на последний план. Все это требует совершенствования современных форм, средств, методов развития силовой выносливости учащейся молодежи.
Базой эксперимента была выбрана ОГБУ «ССШОР». Было сформировано три группы девушек по 10 человек в возрасте 17–18 лет. Исследование проходило в период с марта по май 2022 года.
Педагогический эксперимент включал в себя следующее:
- Первичное тестирование показателей уровня развития силовых качеств;
- Эксперимент предполагает для повышения уровня силовой выносливости применение различных методов:
а) в 1 группе — метод с применение специального комплекса общеразвивающих упражнений;
б) во 2 группе — метод круговой тренировки преимущественно силовой направленности;
в) в 3 группе — оба метода в комплексе проводился комплекс ОРУ и в начале основной части — круговая тренировка.
- Выполнение самостоятельных индивидуальных домашних заданий, направленных на воспитание силы;
- Итоговое тестирование.
Входное и итоговое педагогическое тестирование проводилось по следующим отобранным тестам: сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание), приседания, поднимания туловища из положения «лежа на спине», сгибание-разгибание рук на низкой перекладине из положения «вис в упоре» (подтягивание на низкой перекладине из положения «вис в упоре»). Данные тесты рекомендованы для оценки физической подготовленности. [3]
Проведение любого эксперимента требует определения исходного уровня исследуемых показателей. Выявленные нами среднегрупповые показатели уровня силовой выносливости представлены в табл. 1. Анализируя результаты, было установлено, что группы практически не отличаются друг от друга перед началом экспериментом.
Экспериментальным группам были предложены комплексы, направленные на воспитание силовой выносливости и использование метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре.
После проведения эксперимента в мае было проведено итоговое тестирование уровня развития силовой выносливости.
Средне групповые показатели уровня силовой выносливости свидетельствуют об улучшении их по всем группам, но в различной степени. Так, в первой группе, которая в ходе эксперимента выполняла специальные комплексы силовой подготовки, наибольшие изменения произошли в приседаниях. Это объяснимо, на наш взгляд, тем, что все комплексы общеразвивающих упражнений включают приседания на двух ногах, варьируя лишь скорость выполнения и положение рук. Статистически достоверное улучшение результатов в этой группе и в отжиманиях.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели уровня силовой выносливости до проведения эксперимента (X ±m)
Контрольный упражнения |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Р1–2 |
Р1–3 |
Р2–3 |
Результат ± m |
Результат ± m |
Результат ± m |
||||
Отжимания |
15,10 ± 1,16 |
15,10 ± 1,21 |
15,00 ± 1,10 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Приседания, кол-во |
93,30 ± 6,07 |
91,00 ± 6,60 |
90,40 ± 7,60 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Поднимание туловища, кол-во |
50,50 ± 2,53 |
50,80 ± 2,56 |
51,40 ± 2,64 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Подтягивание, кол-во |
17,00 ± 2,60 |
18,10 ± 2,47 |
18,60 ± 2,73 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Во второй группе достоверные изменения мы наблюдаем в отжиманиях. В этой группе для развития силовой выносливости применялся метод круговой тренировки.
Эти контрольные упражнения входили в «станционные» задания и тренировались достаточно длительное время.
Темпы прироста показателей наиболее высокие по отжиманиям и приседаниям в первой группе, по подтягиванием — в третей группе. Средний прирост показателей по группам:
– 1 группа — 22,05 %;
– 2 группа — 20,96 %;
– 3 группа — 30,08 %.
Мы видим, что наибольший показатель прироста в 3 группы, которая занималась по комплексной программе. В 3 группе в комплексе применялись и метод круговой тренировки, и специально разработанные комплексы общеразвивающих упражнений в одном занятии. Статистически достоверные улучшения мы наблюдаем во всех тестах, кроме приседаний (1,2<2,1). На наш взгляд, это связано с тем, что выполнение приседаний не было ограничено временем, и в начале выполнения учащиеся выполняли их в скоростно-силовом режиме. Это не позволило нам в полной мере оценить силовую выносливость мышц ног в данном тесте.
Таблица 2
Среднегрупповые показатели уровня силовой выносливости до и после проведения эксперимента (X+m)
Тесты |
Группы до и после эксперимента (Х ± m ) |
||||||||
Первая группа |
Вторая группа |
Третья группа |
|||||||
1 |
2 |
t, P |
1 |
2 |
t, P |
1 |
2 |
t, P |
|
Отжимания |
15,10 ± 1,16 |
20,20 ± 1,08 |
3,39 < 0,05 |
15,10 ± 1,21 |
19,00 ± 0,97 |
2,79 < 0,05 |
15,00 ± 1,10 |
20,00 ± 1,30 |
3,09 < 0,05 |
Приседания, кол-во |
93,30 ± 6,07 |
110,7 ± 5,74 |
2,20 > 0,05 |
91,00 ± 6,60 |
98,4 ± 7,36 |
0,79 > 0,05 |
90,40 ± 7,60 |
102 ± 6,82 |
1,2 > 0,05 |
Поднимание туловища, кол-во |
50,50 ± 2,53 |
57,9 ± 2,38 |
1,33 > 0,05 |
50,80 ± 2,56 |
57,70 ± 2,6 |
1,61 > 0,05 |
51,40 ± 2,64 |
67,4 ± 2,6 |
4,55 < 0,05 |
Подтягивания, кол-во |
17,00 ± 2,60 |
20,1 ± 2,49 |
2,2 > 0,05 |
18,10 ± 2,47 |
20,7 ± 2,06 |
1,83 > 0,05 |
18,60 ± 2,73 |
20,8 ± 2,16 |
2,48 < 0,05 |
Таким образом, нами была установлена положительная динамика в показателях контрольных упражнений, характеризующих уровень силовой выносливости девушек 17–18 лет, что позволяет говорить о достоверно высокой результативности проведенной экспериментальной работы. В процессе нашей работы было убедительно показано, что силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Отличительной особенностью методики развития силовой выносливости является выполнение упражнений с преодолением дополнительного, относительно обычных условий, внешнего сопротивления.
Также экспериментально показано, что силовая выносливость девушек 17–18 лет отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Отличительной особенностью методики развития силовой выносливости для данной возрастной группы является выполнение упражнений с преодолением дополнительного сопротивления.
Литература:
- Бальсевич, В. К. Теория и технология спортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2005. — № 5. — С. 43–45.
- Быков, Е. В. Вариабельность показателей центральной гемодинамики у спортсменов с наличием вегетативных дисфункций и при их коррекции / Е. В. Быков, А. В. Линин, А. В. Чипышев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическаякультура». — 2007. — № 2 (74). — Вып. 10. — С. 44–47.
- Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития /В. И. Лях, 2000. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с.
- Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. — К.: Олимпийская литература, 1999. — 318 с.
- Сиротин, О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной тренировки дзюдоистов: дис. … д-ра пед. наук / О. А. Сиротин. — М., 1996. — 315 с.
- Шорин, Г. А. Общие основы физической реабилитации / Г. А. Шорин, Т. В. Мутовкина. — Челябинск, ЮУрГУ, 2000. — 112 с.