Ключевые слова: сообщение о преступлении, прием, регистрация, проверка.
Нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) наиболее полно регламентируют отношения, возникающие в связи с совершением преступления от момента поступления информации о нем до момента принятия решения. Они содержат предписания о процессуальном порядке рассмотрения сообщения о преступлении, правах и обязанностях участников, объеме полномочий, средствах и способах проверки информации, формах и видах контрольно-надзорной деятельности.
Действующий УПК РФ, называя элементы порядка рассмотрения сообщений, не предлагает ни легального определения этих понятий, ни процедуры их осуществления. Анализ ведомственных нормативных правовых актов, более детально регулирующих вопросы реагирования должностных лиц уполномоченных органов на информацию о преступлении, показывает, что многочисленные приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты во многом расходятся с нормами УПК РФ, не соответствуют им ни по названию, ни по содержанию.
Статью 144 УПК РФ законодатель озаглавил «Порядок рассмотрения сообщений о преступлении» [1]. Порядок рассмотрения сообщения, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК РФ, обязывает «дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, принять по нему решение» в установленный законом срок. Таким образом, термин «рассмотрение» в данном случае является обобщенным, включающим в себя три самостоятельных вышеперечисленных действия.
Прием сообщения о преступлении является основанием возникновения правоотношения по поводу его рассмотрения. Несмотря на то, что это действие является важным элементом процессуального порядка, нормы УПК РФ устанавливают лишь обязанность дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа принять сообщение о преступлении (ч.1 ст. 144 УПК РФ) и право заявителя обжаловать действия должностных лиц, отказавших в его приеме (ч. 5 ст. 144 УПК РФ). И только в п. 2 ст. 5 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2005 № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Министерства юстиции России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 (далее Типовое положение) указано, что прием — это получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия.
Доктринальная трактовка этого термина в научных исследованиях и юридической литературе не имеет однозначного толкования. Ряд авторов полагают, что прием сообщения о преступлении — это получение в официальном порядке дознавателем, органом дознания, следователем исходящей от граждан, должностных лиц или организаций информации о совершенном или готовящемся преступном деянии [2]. Другие расширяют объем действий правоприменителя, включая помимо получения сообщения еще и его регистрацию. На наш взгляд, более обоснованной представляется позиция авторов, выделяющих прием сообщения, как самостоятельный элемент.
Принятое сообщение подлежит обязательной регистрации.Ксожалению, в действующей редакции в ч. 1 ст. 144 УПК РФ законодатель не выделяет регистрацию в качестве элемента процессуального порядка рассмотрения сообщения о преступлении. В связи с чем, предлагается следующее определение: Регистрация сообщения о преступлении — это фиксация уполномоченным должностным лицом факта приема сообщения о преступлении в учетных документах единого стандарта, присвоение ему порядкового номера, даты, времени приема, краткой информации о совершенном деянии, внесение сведений о личности, сообщившего о преступлении, должностном лице, ее осуществившем, а также иных данных, предусмотренных УПК РФ и подзаконными нормативными правовыми актами.
Для принятия объективного, обоснованного и законного решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении не всегда достаточно анализа поступившей первичной информации о совершенном деянии. Необходимо установить факты, указывающие на наличие либо отсутствие признаков преступления. Средством достижения этих целей служит проверкасообщений о преступлении.
На наш взгляд, проверка сообщения о преступлении — это регламентированная уголовно — процессуальным законом деятельность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа по сбору, изучению, анализу и оценке информации, содержащейся в сообщении о преступлении, получению дополнительных сведений, проводимая указанными в законе способами, с целью установления наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела, а также принятия законного и обоснованного решения по поступившему сообщению о преступлении.
Завершающим элементом рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ является принятие по нему решения. Анализ норм УПК РФ показывает, что они не раскрывают сущности этого процессуального понятия и не дают его толкования, ограничиваясь в п. 33 ст. 5 УПК РФ формальным определением.
Таким образом, отсутствие единообразного толкования категорий, составляющих элементы процессуального порядка рассмотрения сообщений о преступлениях в научных дефинициях и законодательстве, обуславливает потребность детальной теоретической формулировки их понятийного аппарата. Необходимо дополнить ст. 5 УПК РФ следующими пунктами: п. 28. 1. Прием сообщения о преступлении — получение дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, судьей поступившей информации о совершенном или готовящемся преступлении, анализ и оценка ее достоверности, установление данных о личности заявителя, документальное оформление этой информации в соответствии с требованиями УПК РФ; п. 30. 1. Проверка сообщения о преступлении — регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа по сбору, изучению, анализу и оценке информации, содержащейся в сообщении о преступлении, получению дополнительных сведений, проводимая указанными в законе способами, с целью установления наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела, а также принятия законного и обоснованного решения по поступившему сообщению о преступлении; п. 35. 1. Регистрация сообщения о преступлении — фиксация уполномоченным должностным лицом, факта приема сообщения о преступлении в учетных документах единого стандарта, присвоение ему порядкового номера, даты, времени приема, краткой информации о совершенном деянии, внесение сведений о личности лица, сообщившего о преступлении, должностном лице, ее осуществившем, а также иных данных, предусмотренных УПК РФ и подзаконными нормативными правовыми актами.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022).
- Химичева Г. П. Уточнить процедуру доследственной проверки / Уголовное судопроизводство. — 2016. — № 1. — С. 15.