Понятие и содержание института рассмотрения сообщений о преступлениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 23.08.2022

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Дорофеева, М. Г. Понятие и содержание института рассмотрения сообщений о преступлениях / М. Г. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94559/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: сообщение о преступлении, прием, регистрация, проверка.

Нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) наиболее полно регламентируют отношения, возникающие в связи с совершением преступления от момента поступления информации о нем до момента принятия решения. Они содержат предписания о процессуальном порядке рассмотрения сообщения о преступлении, правах и обязанностях участников, объеме полномочий, средствах и способах проверки информации, формах и видах контрольно-надзорной деятельности.

Действующий УПК РФ, называя элементы порядка рассмотрения сообщений, не предлагает ни легального определения этих понятий, ни процедуры их осуществления. Анализ ведомственных нормативных правовых актов, более детально регулирующих вопросы реагирования должностных лиц уполномоченных органов на информацию о преступлении, показывает, что многочисленные приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты во многом расходятся с нормами УПК РФ, не соответствуют им ни по названию, ни по содержанию.

Статью 144 УПК РФ законодатель озаглавил «Порядок рассмотрения сообщений о преступлении» [1]. Порядок рассмотрения сообщения, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК РФ, обязывает «дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, принять по нему решение» в установленный законом срок. Таким образом, термин «рассмотрение» в данном случае является обобщенным, включающим в себя три самостоятельных вышеперечисленных действия.

Прием сообщения о преступлении является основанием возникновения правоотношения по поводу его рассмотрения. Несмотря на то, что это действие является важным элементом процессуального порядка, нормы УПК РФ устанавливают лишь обязанность дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа принять сообщение о преступлении (ч.1 ст. 144 УПК РФ) и право заявителя обжаловать действия должностных лиц, отказавших в его приеме (ч. 5 ст. 144 УПК РФ). И только в п. 2 ст. 5 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2005 № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Министерства юстиции России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 (далее Типовое положение) указано, что прием — это получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия.

Доктринальная трактовка этого термина в научных исследованиях и юридической литературе не имеет однозначного толкования. Ряд авторов полагают, что прием сообщения о преступлении — это получение в официальном порядке дознавателем, органом дознания, следователем исходящей от граждан, должностных лиц или организаций информации о совершенном или готовящемся преступном деянии [2]. Другие расширяют объем действий правоприменителя, включая помимо получения сообщения еще и его регистрацию. На наш взгляд, более обоснованной представляется позиция авторов, выделяющих прием сообщения, как самостоятельный элемент.

Принятое сообщение подлежит обязательной регистрации.Ксожалению, в действующей редакции в ч. 1 ст. 144 УПК РФ законодатель не выделяет регистрацию в качестве элемента процессуального порядка рассмотрения сообщения о преступлении. В связи с чем, предлагается следующее определение: Регистрация сообщения о преступлении — это фиксация уполномоченным должностным лицом факта приема сообщения о преступлении в учетных документах единого стандарта, присвоение ему порядкового номера, даты, времени приема, краткой информации о совершенном деянии, внесение сведений о личности, сообщившего о преступлении, должностном лице, ее осуществившем, а также иных данных, предусмотренных УПК РФ и подзаконными нормативными правовыми актами.

Для принятия объективного, обоснованного и законного решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении не всегда достаточно анализа поступившей первичной информации о совершенном деянии. Необходимо установить факты, указывающие на наличие либо отсутствие признаков преступления. Средством достижения этих целей служит проверкасообщений о преступлении.

На наш взгляд, проверка сообщения о преступлении — это регламентированная уголовно — процессуальным законом деятельность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа по сбору, изучению, анализу и оценке информации, содержащейся в сообщении о преступлении, получению дополнительных сведений, проводимая указанными в законе способами, с целью установления наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела, а также принятия законного и обоснованного решения по поступившему сообщению о преступлении.

Завершающим элементом рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ является принятие по нему решения. Анализ норм УПК РФ показывает, что они не раскрывают сущности этого процессуального понятия и не дают его толкования, ограничиваясь в п. 33 ст. 5 УПК РФ формальным определением.

Таким образом, отсутствие единообразного толкования категорий, составляющих элементы процессуального порядка рассмотрения сообщений о преступлениях в научных дефинициях и законодательстве, обуславливает потребность детальной теоретической формулировки их понятийного аппарата. Необходимо дополнить ст. 5 УПК РФ следующими пунктами: п. 28. 1. Прием сообщения о преступлении — получение дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, судьей поступившей информации о совершенном или готовящемся преступлении, анализ и оценка ее достоверности, установление данных о личности заявителя, документальное оформление этой информации в соответствии с требованиями УПК РФ; п. 30. 1. Проверка сообщения о преступлении — регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа по сбору, изучению, анализу и оценке информации, содержащейся в сообщении о преступлении, получению дополнительных сведений, проводимая указанными в законе способами, с целью установления наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела, а также принятия законного и обоснованного решения по поступившему сообщению о преступлении; п. 35. 1. Регистрация сообщения о преступлении — фиксация уполномоченным должностным лицом, факта приема сообщения о преступлении в учетных документах единого стандарта, присвоение ему порядкового номера, даты, времени приема, краткой информации о совершенном деянии, внесение сведений о личности лица, сообщившего о преступлении, должностном лице, ее осуществившем, а также иных данных, предусмотренных УПК РФ и подзаконными нормативными правовыми актами.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022).
  2. Химичева Г. П. Уточнить процедуру доследственной проверки / Уголовное судопроизводство. — 2016. — № 1. — С. 15.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, преступление, орган дознания, следственный орган, прием сообщения, совершенное деяние, должностное лицо, единый стандарт, краткая информация, порядковый номер.


Похожие статьи

Надзор прокурора за исполнением закона при приеме и проверке сообщения о преступлении

В настоящей статье раскрываются проблемы прокурорского надзора при принятии сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. На основании выявленных проблем, автором приводятся рекомендации по их устранению.

Нарушение прав заявителя при отказе в регистрации сообщения о преступлении

Указанная статья посвящена проблемам законодательства, регулирующего стадию возбуждения уголовного дела.

Понятие и средства проверки сообщения о преступлении

Представленная статья посвящена исследованию подходов к определению понятия «проверка сообщения о преступлении», а также средства ее проведения.

Терминологические коллизии правового регулирования стадии возбуждения уголовного дела

Авторы критикуют используемые при правовом регулировании стадии возбуждения уголовного дела термины с точки зрения обнаружения правовых коллизий и обнаружения несоответствия придаваемого законом смысла используемой терминологии её семантическому напо...

Проблемы применения отдельных мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

Правовые аспекты отказа в возбуждении уголовного дела

В статье автор проанализировал значение и причины отказа в возбуждении уголовного дела.

Ходатайство как элемент уголовно-процессуальной формы

В статье рассматривается институт ходатайства как один из элементов уголовно-процессуальной формы, автор определяет значение ходатайства в процедуре устранения квалификационных ошибок, допущенных должностными лицами в уголовном расследовании.

Проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях

В статье анализируются актуальные проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Процессуальные полномочия следователя в получении информации о содержании электронных сообщений

В статье рассматриваются вопросы получения следователем содержания электронных сообщений как нового следственного действия, регламентированного ч. 7 ст. 185 УПК РФ. Предлагается дефиниция «электронного носителя информации».

Проблемы доказывания по делам об административных правонарушениях

В научной статье рассматривается вопрос применения административной ответственности за фальсификацию доказательств при совершении административных правонарушений. Автор анализирует понятие фальсификации и виды административных наказаний, налагаемых з...

Похожие статьи

Надзор прокурора за исполнением закона при приеме и проверке сообщения о преступлении

В настоящей статье раскрываются проблемы прокурорского надзора при принятии сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. На основании выявленных проблем, автором приводятся рекомендации по их устранению.

Нарушение прав заявителя при отказе в регистрации сообщения о преступлении

Указанная статья посвящена проблемам законодательства, регулирующего стадию возбуждения уголовного дела.

Понятие и средства проверки сообщения о преступлении

Представленная статья посвящена исследованию подходов к определению понятия «проверка сообщения о преступлении», а также средства ее проведения.

Терминологические коллизии правового регулирования стадии возбуждения уголовного дела

Авторы критикуют используемые при правовом регулировании стадии возбуждения уголовного дела термины с точки зрения обнаружения правовых коллизий и обнаружения несоответствия придаваемого законом смысла используемой терминологии её семантическому напо...

Проблемы применения отдельных мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

Правовые аспекты отказа в возбуждении уголовного дела

В статье автор проанализировал значение и причины отказа в возбуждении уголовного дела.

Ходатайство как элемент уголовно-процессуальной формы

В статье рассматривается институт ходатайства как один из элементов уголовно-процессуальной формы, автор определяет значение ходатайства в процедуре устранения квалификационных ошибок, допущенных должностными лицами в уголовном расследовании.

Проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях

В статье анализируются актуальные проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Процессуальные полномочия следователя в получении информации о содержании электронных сообщений

В статье рассматриваются вопросы получения следователем содержания электронных сообщений как нового следственного действия, регламентированного ч. 7 ст. 185 УПК РФ. Предлагается дефиниция «электронного носителя информации».

Проблемы доказывания по делам об административных правонарушениях

В научной статье рассматривается вопрос применения административной ответственности за фальсификацию доказательств при совершении административных правонарушений. Автор анализирует понятие фальсификации и виды административных наказаний, налагаемых з...

Задать вопрос