В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические рекомендации к построению урока английского языка для младших школьников, младших подростков и старших подростков в соответствии с детской возрастной психологией.
Ключевые слова: комбинированное обучение, station rotation, подбор заданий, английский язык, цифровизация обучения, образовательные технологии.
В условиях всеобщей цифровизации образования в России [1] педагоги сталкиваются с необходимостью использования в работе с учащимися новейших технологий. Обучение в школе с помощью компьютерных технологий набирает популярность во всем мире. Например, данные исследований показали, что 64 % учеников в Бразилии используют на уроках цифровые технологии [2, c.22]. Некоторые локальные исследования в школах США показывают, что внедрение подобных технологий смогло увеличить процент выпускников от общего числа учащихся с 80 % в 2012 до 88 % в 2014 [3]. Традиционный формат ведения урока не позволяет учителю в полной мере выполнить цели и задачи обучения, активно используя цифровые технологии. Именно поэтому в последнее время современные педагоги активно используют формат проведения урока Station Rotation.
Station Rotation — это одно из направлений педагогического концепта Blended Learning (смешанное обучение).
Смешанное или комбинированное обучение впервые было разработано как концепт в 2006 году американскими педагогами Бонк и Грэм [4, с.10]. Позже к концепции комбинированного обучения обращается Ю. И. Капустин. В своей работе он характеризует такой тип обучения как эффективный способ совместить преимущества стандартной фронтальной формы обучения и использования компьютерных технологий в процессе обучения [5, с.6]. В комбинированном обучении работа с цифровыми технологиями относится к одному из форматов индивидуальной работы, поэтому и подходить к подбору заданий нужно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Индивидуальная работа особенно актуальная в рамках преподавания иностранных языков, так как эффективность работы повышается с уменьшением числа человек в группе [6]. При этом результативность обучения в несколько раз возрастает при применении индивидуального обучения. Таким образом, формат Station Rotation позволяет реализовать проведение части урока в индивидуальном формате для каждого обучающегося даже в условиях групповой работы в целом.
К практической пользе использования формата Station Rotation Любомирская Наталия Вениаминовна относит возможность привнести разнообразие и гибкость в процесс обучения, отойти от стандартной модели, а также повысить интерактивность и адаптивность обучающихся в изучении предлагаемого предмета [7].
Данный формат урока традиционно включает в себя три станции. На одной из них предусмотрена работа напрямую с учителем для объяснения нового материала, получения обратной связи от учеников и ответов на вопросы от учащихся. Следующая может включать в себя различные типа заданий: от небольших групповых творческих проектов с использование дополнительных материалов до отработки теоретических знаний на тестах и письменных заданиях. Третий элемент в формате Station Rotation — это часть урока, проводимая с использованием компьютерных технологий [8, с.66].
Подбор заданий для учащихся — важный этап, поскольку формат индивидуальной работы подразумевает понятность и интуитивность задания. К тому же, задания должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Для младших школьников характерен интерес к творчеству и познанию нового. При этом дети в этом возрасте довольно остро реагируют на отрицательный результат деятельности, в то же время крайне положительно реагируют успешное завершение деятельности. Мотивация к обучению находится в прямой зависимости от успехов и самооценки ученика в отношении конкретного предмета. В данный период отрицательный опыт может заложить паттерн на восприятие отдельного предмета. При этом стоит обратить внимание, что различение понятий «хочу» и «должен» у младших школьников сформировано не полностью, следовательно, задания рекомендуется подбирать с учетом интересов класса или конкретных учеников. Ведущие виды памяти — образная и эмоциональная, поэтому при составлении заданий следует делать упор именно на эти аспекты [9, с.22].
Таким образом, мы приходим к следующему портрету идеального задания в формате индивидуальной работы для младшего школьника:
1) задание при любом результате выполнения даст не отрицательную оценку труда учащегося, мотивирует его на дальнейшую деятельность;
2) задание должно красочно и понятно оформлено, чтобы к интуитивному принципу выполнения добавлялся и положительный эмоциональный отклик, что способствует повышению мотивации к обучению и положительному восприятию предмета;
3) задание выполнено в игровой форме или задействует творческую составляющую.
В качестве примера задания для станции с использованием компьютерных технологий мы приводим упражнение, созданное на портале wordwall.net. Это открытый ресурс, позволяющий на различных шаблонах формировать задания на любую тему или использовать задания, находящиеся в открытом доступе. В данном случае мы используем задания на отработку грамматической темы Present Simple. Ребенок по время выполнения задания должен лопнуть шарик и попасть нужным блоком в «тележку» с предложением.
В качестве результата проделанной работы ребенок получает количество выполненных заданий из общего их числа. Ребенок не получает отметку или же оценочные суждения относительно выполненного задания.
Иным же образом должна быть выстроена система работы с младшими подростками, 10–12 лет. В этом возрасте происходят активные физиологические изменения в организме, вследствие чего у детей наблюдается повышенная утомляемость и сложности с концентрацией. В связи с физиологическими изменениями часто наблюдаются переоценка собственных возможностей и неспособность рассчитать собственные потребности. В случае неудачи ребенок, как правило, реагирует остро, иногда агрессивно.
К физиологическим изменениям в этом возрасте добавляются сильный подвижки в восприятии ребенком социума и себя в социуме. Резко возрастает значение коллектива и оценки своих действий коллективом. Так ребенок стремится показать все свои достижения, при этом скрывая даже минимальные неудачи. Наряду с устойчивым желанием выделиться ребенок проявляет желание стать авторитетом и занять достойное место в коллективе. В данный период основной задачей является воспитание характера и формирование навыков взаимодействия с окружающим миром. Важно научить детей работать в команде, сплотить коллектив и показать ценность каждого участника в коллективе [9, с.29].
Таким образом, мы приходим к следующему портрету типичного задания для младшего подростка:
- Небольшое задание, не занимающее больше 10 минут.
- Минимальное оценивание выполненного задания во избежание самокритики и потери авторитета перед коллективом.
- Объединение результатов работы каждого ученика в единый проект для сплочения коллектива.
В качестве примера задания для станции с использованием компьютерных технологий мы предлагаем вариант работы с «ментальной картой» или mindmap. Каждый ребенок в отведенное ему время формирует несколько ответвлений на общей карте на заданную тему. В этом возрасте мы рекомендуем брать лексические, а не грамматические темы.
Крайне выгодным при таком типе работы будет результат. По итогам работы не видно, кто конкретно внес больший вклад в совместную работу. Таким образом, желающие отличиться могут рассказать, что они вписали в ментальную карту, а те, кто не очень хорошо справился с заданием, могут не акцентировать внимание на сложности с выполнением задания. К тому же, такой формат работы приучает детей к ответственному поведению. Коллективная ответственность за результат работы вынуждает ребенка выполнить хотя бы небольшую часть работы. Работа с данным заданием в микрогруппах нежелательна, так как в условиях небольшой результативности каждого проходящего задание ответственность за выполнение будет на себя брать один ученик, а остальные обучающиеся в составе микрогруппы будут игнорировать работу.
Работа со старшими подростками осложняется периодом возрастного кризиса и посткризисными проявлениям. В данном возрасте (12–15 лет) начинает формироваться критическое мышление, появляются первые проявления отказа принимать все на веру. В связи с этим авторитет учителя падает, соответственно, процесс обучение осложняется большим количеством дополнительных вопросов или — наоборот — отказом от освоения предмета из-за его «бесполезности» в реальной жизни. Старшие подростки активно проходят стадию самоидентификации и самоопределения (фаза профессионального самоопределения более выражена в позднем периоде — 14–15 лет). Процесс самоидентификации сопровождается различного рода эмоционально-личностными кризисами, влияющими на отношение к учебному процессу. Активное личностное развитие с связке с физиологическим проявляется в фиксации на психосексуальных проблемах. В связи с этим наблюдается потеря интереса к обучению. В данный период ребенка интересует все новое, запретное, хранимое в тайне. Педагог может легко воспользоваться тягой к исследовательской деятельности, изменив подход к обучению. Стоит отметить, что в этом возрасте исчезает проблема быстрого утомления и потери интереса в короткий промежуток времени. Старшие подростки способны работать над одним заданием большое количество времени [9, с.32].
Таким образом, мы приходим к портрету типичного задания для старшего подростка:
- Задание должно быть практико-ориентированным.
- Задание должно включать в себя исследовательские элементы (поиск, логические выводы).
- Некомпетитивный подход.
В качестве примера для станции мы предлагаем задание, подразумевающее самостоятельное извлечение правила из ряда заданий и примеров. Ученику предоставляется текст, содержащий различные варианты употребления глаголов в форме Present Perfect. К данному заданию дается комментарий: «В этом тексте есть глаголы во временной форме Present Perfect. Найди эти глаголы и объясни, как образуется это время. Подсказка: в этом времени обязательно нужно употреблять вспомогательный глагол!» Далее учащийся должен создать формулу временной формы и отправляет ее учителю в формате Google Формы. Это обеспечит контроль за выполнением и позволит подростку скрыть результат своей работы от других участников, что исключит соревновательный элемент. Необходимо проследить, чтобы учащийся знал все слова в тексте, чтобы самостоятельно подойти к значению данной временной формы. Для этого мы рекомендуем использовать сервисы, в которых можно задать перевод к каждому слову при наведении курсора.
Работая в формате Station Rotation, следует уделять особое внимание подбору заданий согласно возрастным особенностям учащихся. Так как подобный формат не подразумевает контроль учителем на всех этапах в процессе работы, задания должны отвечать текущим знаниям учащихся и соответствовать уровню их личностного и психоэмоционального развития. При неверном выборе задания для станции учитель рискует потерять контроль над дисциплиной в классе и не получить результата по итогам урока.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ
- Freeland Fisher J. Blended Beyond Borders: A scan of blended learning obstacles and opportunities in Brazil, Malaysia, & South Africa / Freeland Fisher Julia, Bushko Katrina, White Jenny. — 5. — Clayton: Christensen Institute, 2017. — 150 c.
- Proof Points: Blended Learning Success in School Districts. — Текст: электронный // https://www.christenseninstitute.org/: [сайт]. — URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2015/09/Washington-County-School-District.pdf (дата обращения: 28.07.2022).
- Бонк, С. Д. Справочник по смешанному обучению: глобальные перспективы, местные проекты. «Пфайффер» / С. Д. Бонк, Грэм, Р. К. — 1. — Сан Франциско, Калифорния: Пфайффер Паблишинг., 2006. — 624 c.
- Капустин, Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования.: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучение и воспитания (информатизация образования)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Капустин Юрий Иванович; Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева. — Москва, 2007. — 42 c. — Текст: непосредственный. c.6
- Паттеева, Г. Е. Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики / Г. Е. Паттеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 29–31. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36298/ (дата обращения: 28.07.2022).
- Любомирская Н. В. Методические рекомендации по введению моделей смешанного обучения в практику организации учебного процесса. — URL: hse.ru/ (дата обращения: 28.07.2022).
- Nagy, Mohammed,Abdel-hakam,Hassan The Effect of Using the Station Rotation Model on Preparatory Students’ Writing Performance / Mohammed,Abdel-hakam,Hassan Nagy. — 1. — Ain Shams: Ain Shams University, 2018. — 177 c.
- Громова, Ч. Р. Возрастная и педагогическая психология. Конспект лекций / Ч. Р. Громова. — 1. — Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. — 62 c.