Специфика нашего детского сада № 32 «Светлячок» — многонациональность, это объединение детей и педагогов разных национальностей. Именно поэтому возникла идея проекта «Приобщение дошкольников к родной культуре через народные игры». Направление данного проекта дало нам возможность участвовать в VIII Федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования — 2022»
Родная культура — важнейшее из средств развития детей, именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: нет дерева без корней, дома — без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Начальным этапом нашей работы является изучение традиций и укладов семей воспитанников. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей старшего дошкольного возраста начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Очень важно знать детям о семье, где они родились, историю её возникновения и становления, какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье. Интерес к этой теме объединил педагогов, детей и их родителей, всех кто бережёт, ценит и сохраняет свои национальные традиции и обычаи. Мы знакомим воспитанников с бытом, традициями, ремёслами разных народов: русской, армянской, татарской национальностей, воспитываем уважение к людям этих национальностей и их обычаям В систему работы по направлению «Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста» мы также включили приобщение детей к восприятию Русской культуры и традиций, так как надо уважать культуру страны где ты живешь и чьим гражданином ты являешься. Россия — родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.
Тема нашего проекта: «Приобщение дошкольников к родной культуре через народные игры», а игра является ведущим видом деятельности для дошкольников. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность народных игр состоит, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Педагоги нашего детского сада считают, что народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, ловкостью, выносливостью, народные игры учат: проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
Поэтому, второй этап нашего проекта заключается в ознакомлении детей с народными играми. На протяжении всего этапа наши дети вместе с воспитателями ежедневно знакомились и играли в игры разных народов, но основная роль была отведена русским народным играм, так как, все мы живем в России! Мы должны знать и уважать историю страны, в которой мы живем! Русская народная игровая культура рассматривалась как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов русской народной игровой культуры в педагогический процесс детского сада способствует ознакомлению детей с историей России, воспитанию толерантного отношения к разным народам, культурному развитию дошкольников.