В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».
Ключевые слова : А. К. Толстой, русская музыка, лирика, романсы, отечественные композиторы, поэтический первоисточник.
Лирика Алексея Константиновича Толстого (1817–1875) всегда привлекала внимание отечественных композиторов. «Толстой — неисчерпаемый источник для текстов под музыку: это один из самых симпатичных мне поэтов» , -писал П. Чайковский [3 с. 126–127]. В его поэзии композитору были близки элегические настроения тоски, одиночества, томления по недостижимому идеалу, страстная «мятежность чувств». Привлекало его и свойственное А. К. Толстому стремление к напевности, мелодичности стиха.
О способности поэзии А. К. Толстого побуждать к новым композиторским поискам и музыкальным открытиям пишет в своих мемуарах Н. Римский-Корсаков: «Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде» [2 c. 135].
Теплота и искренность чувств, «камерность» и трепетность тона поэтического высказывания, мелодичность стиха в союзе с ясно очерченной ритмикой, гармоничная стройность форм являют собой благодатную почву для музыкального воплощения поэзии классика русской литературы XIX столетия. Взаимодействуя на уровне ритма, интонации и композиции поэтическая и музыкальная составляющие вокальных сочинений выступают в наиболее цельном единстве как неотъемлемые части этого « синтетического искусства, глубокое познание которого невозможно без учёта закономерностей обоих составляющих элементов и их взаимоотношений» [1 с. 3]. Разнообразие композиторских интерпретаций поэтических образов, определяющих лирическую сферу поэзии А. К. Толстого позволяет проследить глубину и многоплановость поэтического замысла его стихов.
На тексты А. К. Толстого написано свыше 130 музыкальных произведений. Почти вся его лирика положена на музыку. В числе композиторов, неоднократно обращавшихся к творчеству поэта, были Ц. Кюи, М. Балакирев, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, С. Рахманинов, А. Рубинштейн, А. Гречанинов, С. Танеев.
Наиболее ярко поэзия А. К. Толстого воплотилась в сочинениях П. Чайковского (более 20 романсов и 2 дуэта), Ц. Кюи (цикл из 18 романсов), Н. Римского-Корсакова (13 романсов), А. Рубинштейна (цикл из 12 романсов). Стихи А. К. Толстого легли в основу кантаты С. Танеева «Иоанн Дамаскин».
А. К. Толстой — великолепный мастер исторической баллады, легенды, былины и лирической миниатюры. Его личности было свойственно рыцарское благородство, искренность, сочувствие и сострадание. Все это нашло отражение в его лирике и стало причиной активного отклика на его поэтические тексты.
Порой один и тот же поэтический текст находил воплощение в творчестве различных композиторов. Ярким примером тому является стихотворение «На нивы желтые»:
На нивы желтые нисходит тишина;
В остывшем воздухе от меркнущих селений,
Дрожа, несется звон. Душа моя полна
Разлукою с тобой и горьких сожалений.
И каждый мой упрек я вспоминаю вновь,
И каждое твержу приветливое слово,
Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,
Но что внутри себя я схоронил сурово!
Стихотворение написано в 1862 году и посвящено супруге А. К. Толстого Софье Андреевне Миллер. В сочинении отражены многогранные оттенки глубоко лирического чувства: мягкая элегическая грусть, задумчивость, мотивы одиночества, созвучные тишине и покою окружающей природы, чувство вины, сожаления, попытка примирения, надежда на счастье. В произведении переплетаются два сюжетных «полюса», объединяющих статику и движение, разлуку и единение, составляющих основной тематический каркас сочинения. Свойственная романтизму персонификация природы дополняет стихотворение неким безмолвным персонажем, откликающимся на чувства лирического героя. На протяжении полувека к этому поэтическому тексту обращались П. Чайковский, А. Алфераки, Н. Римский-Корсаков, Н. Черепнин, Ц. Кюи, А. Гречанинов, А. Аренский.
Первым стихотворение избрал в качестве поэтической основы для вокального воплощения П. Чайковский. Написанный в 1884 году романс (ор. 57) созвучен драматическим настроениям, которые усилились в вокальной лирике Чайковского с середины 80-х годов. Строки стихотворения приобретают в этом романсе роковой оттенок, природа окрашена в суровые, мрачные тона.
Во вступительном разделе речитативные фразы голоса сопровождаются тяжелыми глухими аккордами фортепиано в низком регистре, подобно ударам похоронного колокола. В среднем разделе вокальная речь приобретает более взволнованный характер, устремляясь к динамической вершине, но этот бурный порыв сменяет траурно-горестное состояние. Стремясь подчеркнуть композиторский замысел, Чайковский свободно обращается с поэтическим текстом, повторяя отдельные слова или строки («душа моя полна разлукою с тобой»), что способствует усилению трагизма и позволяет композитору структурировать поэтическую основу согласно своей концепции.
Романс Н. А. Римского-Корсакова относится к 1897 году, к периоду, когда его одолевали скептические настроения, разочарование в прежних идеалах, движущих его творческую волю и устремления единомышленников и собратьев по искусству: «Многие прежние идеалы разбиты вдребезги, в умах брожение, а самонадеянности и розовых мечтаний, присущих временам существования Могучей кучки, и следа и нет. Много вещей у нас на глазах состарилось и выцвело…» [2 c. 153].
Обращение к текстам А. К. Толстого позволило Н. Римскому-Корсакову выйти на новый этап работы с поэтической первоосновой и её музыкальным воплощением, когда, по словам композитора. «м елодия романсов, следя за изгибами текста, стала выходить …чисто вокальною, т. е. становилась таковою в самом зарождении своем, сопровождаемая лишь намеками на гармонию и модуляцию. Сопровождение складывалось и вырабатывалось после сочинения мелодии, между тем как прежде, за малыми исключениями, мелодия создавалась как бы инструментально, т. е. помимо текста, а лишь гармонируя с его общим содержанием, либо вызывалась гармонической основой, которая иногда шла впереди мелодии…Я чувствовал, что вступаю в какой-то новый период и что овладеваю приемом, который у меня являлся до сих пор как бы случайным или исключительным» . [2 c. 135]
Романс «На нивы желтые» Н. Римского-Корсакова сохраняет черты элегической печали, драматического признания, осознания тщетности надежд, утрачивая при этом тот трагический накал, что был свойственен П. Чайковскому. Исходным звеном и одновременно основой музыкального образа становится вокальная партия, в которой композитор стремится слить воедино естественную, следующую «за изгибами текста» декламацию с широкой кантиленой, обладающей пластической завершенностью и самоценной красотой.
В 1904 году выходит в свет вокальный цикл Цезаря Кюи «Восемнадцать стихотворений А. К. Толстого», соч. 67. Одним из сочинений этого опуса является романс «На нивы жёлтые».
В области романса Кюи являлся несомненным мастером. Элегантность, гармонический вкус, изящество — все это было присуще музыкальному языку композитора. Соприкосновение Кюи с русскими поэтами приводило к неизменно положительным результатам и для него самого: это и оригинальность, и красота новых гармонических оборотов, и гибкая декламация, легкость, рельефность, тягучесть вокальной речи.
В отличие от Чайковского и Римского-Корсакова сочинение Кюи не столь развернуто по объему и не отличается драматическим пафосом, оно написано в форме периода и представляет собой законченную, проникнутую элегическими красками вокальную миниатюру.
На рубеже веков в 1906 году к этому стихотворению А. К. Толстого обратился Александр Тихонович Гречанинов. Его романс представляет собой прекрасный образец взволнованно-страстной, романтически возвышенной лирики. Произведение передает разные оттенки чувства, динамику и их развитие. В отличие от предшественников, композитор предлагает иное драматургическое решение, — картина природы служит для него лишь прологом и контрастным фоном по отношению к выражаемому музыкой смятению чувств. В романсе чередуются различные душевные состояния: спокойно-созерцательная, светлая мечтательность постепенно переходит во все усиливающееся волнение, любовное томление. Кульминация романса — страстный порыв к возлюбленной («что мог бы я сказать тебе, моя любовь…»), который обрывается; слова любви умолкают, скрываемые в глубине души: «...но что внутри себя я схоронил сурово»... Перепады настроений отражены в контрастной драматургии романса. Обрамляющие разделы объединены благодаря общей тональности c-moll, неторопливому темпу, ровности динамического рисунка. Однако если в начале эти черты отвечают состоянию спокойного созерцания, то в конце романса снижение эмоционального тонуса музыки характеризует суровую сдержанность выражения.
Композитор создавал этот романс в год кризиса, незадолго до расставания с первой женой. Образный строй, сумрачная тональность сочинения и само его название глубоко символичны. Красочная пейзажная звукопись во многом перекликается по ассоциативному ряду с печальными мотивами прощания.
Впоследствии к стихотворению обратился Антон Степанович Аренский. Его сочинение наиболее светлое по образному строю, является одним из ранних сочинений автора и входит в число «Шести романсов» ор.10. В этих сочинениях ощущаются параллели с творчеством его кумиров — П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова. При этом явственно проступает собственный композиторский почерк Аренского.
Изысканная вокальная мелодия вступает в своеобразный диалог с развитой, богатой подголосками партией фортепианного сопровождения. В романсе нет резкого контраста образов — произведение воплощает одну тему, одно эмоциональное состояние, композитор словно хочет остановить мгновение и запомнить именно то чувство, которое он ощущает в данный момент. Для него выражение «схоронил сурово» наполняется оттенками светлой ностальгии — он испытывает теплые чувства к прошлому и стремится удержать в памяти сокровенные моменты счастья.
Стихотворение А. К. Толстого обладает особым набором образно-эмоционального потенциала, который притягивал композиторов. У Чайковского ярко выражена драматическая составляющая, у Римского-Корсакова — углубленное состояние и уход в себя, где лишь на мгновение открывается внутренний мир и трагическое состояние героя, Гречанинов представляет целый спектр печально-ностальгических эмоций и оттенков романтического чувства, Аренский наполняет сочинение пастельными красками, смещая фокус трагизма и перестраивая тон высказывания в направлении светлой надежды, овеянной элегической грустью воспоминаний.
Анализ наиболее известных в исполнительских и слушательских кругах композиторских трактовок стихотворения «На нивы желтые» показывает, что интерпретация поэтического текста А. К. Толстого прошла определенный путь трансформации от глубоко драматического содержания в развернутой форме до светлой элегической камерной миниатюры в стиле сочинения эпохи Модерна.
Лирика А. К. Толстого обогатила русскую и мировую музыкальную культуру. Его стихи музыкальны, пластичны, написаны богатым образами языком. В ней автор раскрыл новые грани своего таланта, запечатлел богатый мир лирических чувств, ощущение красоты родной природы, оставив в наследие неисчерпаемый источник положенных на музыку поэтических образов.
Литература:
- Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово / 2. Интонация. 3. Композиция. — М.: Музыка, 1978. — 368 с.
- Рахманова М. Николай Андреевич Римский-Корсаков. — Москва: Российская Академия Музыки им. Гнесиных, 1995. — 239 с.
- Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни [Электронный ресурс] https://www.rulit.me/books/letopis-moej-muzykalnoj-zhizni-read-192829–135.html (дата обращения: 10.05.2022)
- Ямпольский И. Г. А. К. Толстой // А. К. Толстой. Собрание сочинений. М.: Правда, 1963. Т. 1.