Романсы и песни на стихи Н. А. Некрасова: центральные темы творчества и их музыкальное воплощение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 26.08.2022

Статья просмотрена: 2134 раза

Библиографическое описание:

Скляр, М. Ю. Романсы и песни на стихи Н. А. Некрасова: центральные темы творчества и их музыкальное воплощение / М. Ю. Скляр, Т. Б. Резницкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 146-150. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94586/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья рассматривает особенности претворения поэзии Н. Некрасова в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов в ракурсе рассмотрения центральных тем его творчества.

Ключевые слова : Н. А. Некрасов, поэтическое творчество, романсы и песни отечественных композиторов, патриотическая тема, лирические сочинения.

Я владею чудным даром,

Много власти у меня:

Я взволную грудь пожаром,

Брошу в холод из огня,

Из покоя в чад похмелья;

А как песенку спою,

Благотворного веселья

Море в сердце разолью;

Разорву покровы ночи,

Тьму веков разоблачу,

Проникать земные очи

В мир надзвездный научу.

(Н.Некрасов. «Поэзия»)

Творчество Николая Алексеевича Некрасова по праву занимает одно из центральных мест в истории русской литературы. В его произведениях нашли закономерное продолжение гражданский дух К. Рылеева, протестная энергия и лирические настроения М. Лермонтова, народные «зарисовки» А.Кольцова. В полной мере восприняв творческие «заветы» своих старших современников — А. Пушкина и Н. Гоголя, писатель оставался предан их творчеству, постоянно отстаивая необходимость органичного объединения и признания достижений обоих классиков.

Это во многом позволяет современным исследователям говорить о созданной поэтом «некрасовской школе», как «системе художественных принципов, которая исторически закономерно сложилась в русской — прежде всего демократической — поэзии к середине XIX в.» . По их мнению, благодаря новому, свойственному лишь ему взгляду на многослойность окружающей его действительности, «Некрасов оказался поэтом, наиболее полно выразившим историческую необходимость нового этапа русской поэзии и, естественно, давшим ей свое имя» [3 c. 383–384].

И даже спустя полтора столетия, творчество поэта не утратило своей значимости, оно остаётся актуальным и для наших современников. По словам А. Кончаловского, « поэзия Некрасова оказала небывалое влияние на ряд русских поколений. Источник его в том, что, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе, он никогда не оставляет равнодушным и всегда волнует» [2] .

Стиль Некрасова отличает сочетание достаточно разнородных элементов. В его творчестве ярко отражается песенное начало, опирающееся на использование фольклорных традиций. Он широко использует и разговорные интонации, прозаизмы, свойственные деловой, газетной речи, чаще всего — в произведениях, посвященных городу либо в сатирических жанрах. Обогащая русский литературный язык новыми речевыми элементами, Н. Некрасов тем самым способствовал его развитию, что в свою очередь, способствовало обогащению его жанрового «потенциала». Созданные Н. Некрасовым народные и сатирические поэмы создали новый пласт в истории развития русской поэзии.

Влияние, оказанное поэзией Некрасова на становление и развитие его последователей, представителей русской поэзии начала XX в. — А. Блока, А. Белого, В. Маяковского, С. Есенина, М. Исаковского, А. Твардовского, в очередной раз подчёркивает особую значимость мастера слова для эволюционных процессов отечественной литературы.

В качестве наиболее значимых тем в произведениях Н. Некрасова можно выделить сферу любовной лирики, сферу природы и пейзажной лирики, и тему любви к Родине, во многом раскрывающуюся в том числе и в пейзажных зарисовках, но главным образом затрагивающую тему нелегкой крестьянской доли.

Тема любви нашла свое воплощение в целой серии стихов Некрасова, посвященных его жене — русской писательнице Авдотье Яковлевне Панаевой. Своеобразным «романом в стихах» является его «Панаевский цикл», открывший новые возможности проявления лирических настроений в русской поэзии девятнадцатого столетия, во многом сближая их с принципами Ф. Достоевского.

В отличие от современных ему поэтов (Ф. Тютчева и А. Фета), Н. Некрасов, как правило, наполняет свою лирику конфликтными состояниями, разочарованием, безысходностью. Она вбирает в себя всё пространство окружающего мира, тесно переплетаясь с внутренним миром лирического героя. Примечательна, в связи с этим, характеристика, данная лирическим сочинениям Н. Некрасова в начале ХХ века критиком и историком литературы С. Венгеровым: «Сила чувства придает непреходящий интерес лирическим стихотворениям Некрасова — и эти стихотворения, наравне с поэмами, надолго обеспечивают ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высоко литературного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык» [1].

Пейзажная лирика и тема Родины в стихотворениях Некрасова в большинстве своём тесно сплетены, образуя глубокое, проникновенное высказывание, напитанное любовью к родной земле, к своему народу, к природе родного края.

Благодаря своему особому интонационному складу и образному содержанию, стихотворения Н. Некрасова постоянно вдохновляли композиторов на создание музыкальных сочинений. Среди композиторов, обращавшихся к его текстам, — известные многим отечественные классики, а также оставшиеся в «тени» имена менее известных или вовсе неизвестных художников. Наибольшей популярностью пользуются вокальные сочинения П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Танеева, А. Глазунова, Т. Хренникова, Д. Шостаковича.

К стихотворениям Некрасова неоднократно обращались представители «Могучей кучки». «Крестьянская» тема лирики Н. Некрасова наиболее полно и ярко отражена в камерно-вокальном творчестве М. Мусоргского («Колыбельная Ерёмушке», «Калистрат»). Народностью пропитаны также сочинения Ц. Кюи («Молодые», «Стихи мои», «Внимая ужасам войны», «Катерина») и А. Бородина («У людей-то в дому»).

Тематика камерно-вокальных сочинений во многом диктует их жанровую основу, тесно связывая стихи Н. Некрасова с жанром песни, порой уже указанным собственно в названии его стихотворений («Колыбельная Ерёмушке», «Песня о труде», «Колыбельная песня», «Песня преступников», поэтические циклы «Песни», «Песни о свободном слове»). Многообразие жанровых проявлений слышится в проникновении как в текстовую, так и в музыкальную основу интонаций протяжных и колыбельных песен («В полном разгаре страда деревенская», «Колыбельная песня»), плачей-причетов («В деревне»), свадебных обрядовых песен («Мороз, Красный нос»), а также ритмическое богатство игровых и плясовых песен («Буря»).

Лирические образцы поэзии Н. Некрасова, послужившие основой для сочинений в жанре романса в его традиционном толковании, либо в более крупном вокальном жанре кантаты, можно условно разделить на любовную лирику («Бьется сердце беспокойное» С. Танеева, «Прости! Не помни дней паденья» П. Чайковского, «Давно, отвергнутый тобою, я шел по этим берегам», Ц. Кюи, «Буря» М. Сло́нова) и пейзажную лирику (кантата «Весна» С. Рахманинова на слова стихотворения «Зеленый шум»).

Среди текстов поэта, как патриотического, так и лирического содержания, выделяются наиболее популярные, ставшие отправной точкой для камерно-вокальных и хоровых сочинений. Среди них: («Тройка», «Несжатая полоса», «Зеленый шум», «Внимая ужасам войны», «Душно без счастья и воли», «Калистрат», «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники»).

Один из примеров выражения социальной тематики ярко представлен в произведении М. Мусоргского «Калистрат», написанного на стихи Некрасова. Появление сочинения относится к весне 1864 года. В тексте, опубликованном Н. Некрасовым в десятом номере журнала «Современник» за 1863, Мусоргский открыл близкую ему тему — подлинную, не приукрашенную поэтическим флёром, жизнь русского крестьянина.

Сохраняя заложенную в первоисточнике форму подачи содержания «от первого лица», композитор находит точные интонационные соответствия в его музыкальной речи, подчёркивая хара́ктерность персонажа, горькую самоиронию и унылую безнадёжность его судьбы. Не случаен в связи с этим и данный композитором подзаголовок — «первый опыт комизма» в духе гоголевского сатирического принципа, скрывающего под «видным миру смехом» скрытые и составляющие глубинную основе образа «незримые, неведомые ему слезы».

В основе музыки — крестьянские напевы и плясовые интонации. Содержание текста, рассказ героя, описывающего своё незавидное житье вступает в противоречие с музыкальной темой, построенной попевках плясовых инструментальных наигрышей и тем самым выказывает горькую иронию основной идеи сочинения. Раскрытию истинного смысла повествования способствует и общая форма сочинения. Композитор выделяет начальную строфу, которая служит основой для создания небольшой жанровой зарисовки. Основанная на ритме колыбельной фортепианное вступление создаёт изначально настроение печали, подавленности, мрака. Склонённый над колыбелькой в убогой избе с тускло мерцающей лучиной образ матери и ласковые, протяжные интонации её колыбельной ещё более оттеняют трагизм содержания и несбыточности надежд. Их горький смысл подчёркивается с новой силой в завершении сочинения на словах «Да, будешь счастлив, Калистратушка, да, будешь жить ты припеваючи». Подобный приём контрастного сопоставления интонационного и содержательного пластов вызывает глубокий отклик у исполнителей и слушателей, подчёркивая особую возвышенную человечность, сопереживание и искреннюю теплоту сочинения.

Лирическая сфера поэзии Н. Некрасова ярко представлена в романсе «Бьется сердце беспокойное» С. Танеева. Он является образцом вокальной лирики, который стоит в одном ряду с самыми популярными произведениями данного жанра. Страстный характер сочинения захватывает с первых звуков фортепианного вступления, построенного на напористом ритме пульсирующих фигураций. Выразительная мелодическая линия вокальной партии с яркими скачками, спадами и подъёмами подчёркивает общий пылкий тон безудержного, порывисто-взволнованного высказывания,

Все произведение пронизано насыщенной волевым напором ритмической пульсацией. Чередование отдельных коротких фраз голоса с репликами-возгласами фортепиано создает впечатление прерывающейся от волнения речи. В развитии основного восходящего мелодического движения в равной мере участвуют и вокальная, и фортепианная партии.

Средняя часть романса («я зову ее…»), несмотря на сохранившееся ритмическое движение привносит контраст. Особенной яркости музыка достигает в эпизоде на тоническом органном пункте ми мажора (на словах «розы там цветут душистые»). Здесь начальная мелодическая фраза романса звучит у фортепиано в мягком, «виолончельном» регистре и переходит в последующие выразительные нисходящие задержания, которым противопоставлено восходящее хроматическое движение в вокальной партии.

Внезапный энгармонический сдвиг переводит в тональность ля мажор. Гармонический мажорный лад, напряженные интонации придают этому эпизоду оттенок горечи, вызванной сознанием неосуществимости мечты.

Реприза первой части романса завершается фортепианной постлюдией, исчерпывающей до конца стремительную энергию основного ритмического движения.

Приведённые выше примеры подтверждают утверждение литературоведов от том, что Н. Некрасов во многом расширил сферу лирики как таковой, создавая при этом образцы глубокой, проникновенной поэзии, обращённой к сердцам представителей самых различных социальных слоёв. Манифестом подобного подхода к поэтическому творчеству служит его стихотворение «Поэзия»

Своим творчеством поэт побудил откликнувшихся на его тексты композиторов к поиску новых музыкальных средств для воссоздания заложенного в его сочинениях многообразного и масштабного по замыслу содержания в рамках камерного жанра вокальной музыки.

Литература:

  1. Венгеров С. А. Некрасов, Николай Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона http:// [Электронный ресурс] nekrasov-lit.ru/nekrasov/bio/vengerov-nekrasov.htm (дата обращения -– 02.06.2022)
  2. Кончаловский А. А. Николай Некрасов / Стоит вспомнить. [Электронный ресурс] http://www.konchalovsky.ru/works/docfilms/remember/nekrasov (дата обращения -– 02.06.2022)
  3. Скатов Н. Н. Поэты некрасовской школы // История русской литературы. Расцвет реализма. –Л.: АН СССР, Наука. 1982 — Т. 3.— С. 382–385.
Основные термины (генерируются автоматически): пейзажная лирика, русская поэзия, сочинение, стихотворение, вокальная партия, композитор, любовная лирика, поэтическое творчество, произведение, русская литература, творчество, фортепианное вступление, Чайковский, часть романса.


Ключевые слова

Н. А. Некрасов, поэтическое творчество, романсы и песни отечественных композиторов, патриотическая тема, лирические сочинения

Похожие статьи

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника

В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изоб...

Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева

В статье рассматривается жизненный и творческий путь И. И. Дмитриева — русского писателя, поэт-баснописца, современника И. А. Крылова и А. С. Пушкина. Упор сделан на изучение творческой реализации И. И. Дмитриева, как автора многих известных отечеств...

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Заметная звезда поэзии

В статье даётся анализ произведений известного узбекского поэта Абдуллы Арипова. Самобытность и оригинальность творчества поэта отразилось в лирико-философских произведениях, в которых раскрывается известная тема человеческого бытия и его предназначе...

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Тема детства в зеркале писем Ц. Кюи к Н. Доломановой

В эпистолярном наследии Ц. Кюи особый интерес представляют письма, адресованные композитором своему другу и помощнице, педагогу Надежде Николаевне Доломановой. В посланиях Кюи Доломановой (1911–1917 гг.) отразился период жизни композитора, во время к...

Философия творчества Александра Кушнера: лирика как способ познания жизни

В своей статье автор анализирует главные темы произведений Александра Кушнера, оценивает его вклад в развитие русской поэзии и рассматривает его произведения как важный элемент образовательного процесса.

Похожие статьи

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника

В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изоб...

Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева

В статье рассматривается жизненный и творческий путь И. И. Дмитриева — русского писателя, поэт-баснописца, современника И. А. Крылова и А. С. Пушкина. Упор сделан на изучение творческой реализации И. И. Дмитриева, как автора многих известных отечеств...

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Заметная звезда поэзии

В статье даётся анализ произведений известного узбекского поэта Абдуллы Арипова. Самобытность и оригинальность творчества поэта отразилось в лирико-философских произведениях, в которых раскрывается известная тема человеческого бытия и его предназначе...

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Тема детства в зеркале писем Ц. Кюи к Н. Доломановой

В эпистолярном наследии Ц. Кюи особый интерес представляют письма, адресованные композитором своему другу и помощнице, педагогу Надежде Николаевне Доломановой. В посланиях Кюи Доломановой (1911–1917 гг.) отразился период жизни композитора, во время к...

Философия творчества Александра Кушнера: лирика как способ познания жизни

В своей статье автор анализирует главные темы произведений Александра Кушнера, оценивает его вклад в развитие русской поэзии и рассматривает его произведения как важный элемент образовательного процесса.

Задать вопрос