В статье поднимаются вопросы защиты окружающей среды и экологического воспитания у детей.
Ключевые слова: ребенок, природа, бережное отношение, экологическое воспитание, окружающая среда.
Экология — естественная наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней. [1, с.1]
До появления людей на Земле, планета не знала, что такое мусор, дым, в котором содержится огромное количество опасных веществ и соединений, уничтожение лесов и загрязнение нефтью морей и океанов.
Проблема охраны и защиты окружающей природной среды начала появляться в 20 веке, в век развития науки, появления машин, промышленных заводов и комбинатов. С каждым годом число неравнодушных к данной проблеме людей становится все больше и больше.
Сейчас человечество старается делать все, чтобы экологическая обстановка в мире стала намного лучше. Но люди со временем умирают и человек, пришедший в будущем на его место, тоже должен идти по его правильному экологическому пути. Чтобы сохранить все старания предыдущего поколения, люди должны рассказать, объяснить и научить будущее поколение тому, что нужно делать, чтобы сохранить природу.
В первую очередь экологические знания получают в процессе воспитания. Воспитание начинается с самого рождения человека, и длится на протяжении всей его жизни. Одной из задач экологического воспитания является культурное отношение к окружающей среде, которое формируется с детства. [2, с.1]
Первыми учителями и помощниками являются родители. Они учат читать, писать, помогают в учебе, объясняют, что хорошо, а что плохо и т. д. По такому же принципу действует и экологическое воспитание. Как научить ребенка заботиться о природе? Как донести до него такую важную информацию?
Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, разноцветные цветы, красивые бабочки, жуки, птицы, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, восхищенный разнообразием природного и животного мира, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. [3, с.1]
Детям нравится рассматривать красочные картинки, слушать интересные рассказы, играть в игры, связанные с активной деятельностью. Ребенок с радостью будет изучать яркие картинки, на которых будут нарисованы голубое небо, зеленая травка и разноцветные цветочки, слушать сказки и поучительные рассказы о жизни животных и растений, бегать и прыгать вместе с птичками и бабочками.
Экологию лучше изучать в виде игры. Например, предложить ребенку посадить цветочек, рассказать о том какой красивый он вырастет, если постоянно за ним ухаживать. Гуляя по парку, можно рассказать о жизни его обитателей, позадавать загадки о растениях. Попробовать вместе с ребенком изготовить кормушку для птичек и каждый день подкладывать туда еды. Дома можно каждый вечер всей семьей смотреть поучающий мультфильм на тему экологии.
В детском саду дети получают экологические знания уже от воспитателей, которые проводят с ними тематические беседы, рисуют красочные пейзажи, играют с ними на свежем воздухе, а также проводят викторины на знание животных и растений.
Мы с педагогами и родителями реализовали годовой проект «Сохраним природу нашего края», участниками которого стали дети старшей группы.
Актуальностью проекта стал благоприятный период развития в детях эмоционально-ценностного отношения к окружающему, формирования основ нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Целью проекта - активировать у детей осознанно -нравственное отношение к природе. Исходя из цели, мы поставили перед собой задачи: безопасному поведению в лесу, которое способствует бережному отношению к природе у детей и взрослых.
Мы проработали план мероприятий проекта, которыми стали: организация единого эколого-развивающего пространства для детей старшего дошкольного возраста по формированию природоохранной культуры; подбор методической литературы и разработка цикла образовательной деятельности; информационно — просветительская работа и вовлечение в реализацию проекта родителей средствами бесед, поручений, наглядной информации, индивидуальных и групповых консультаций.
Разучили стихотворения о природе, загадки и народные приметы; сочиняли экологические сказки: «Сохрани лес!», «Помощники лешего», «Как путешествовал муравьишка». С детьми проводились беседы о бережном отношении к природе, разучивали правила поведения в природе и на воде. Играли в дидактические игры: «Живая природа», «Что будет если…», «Верно — не верно», «Съедобные — несъедобные ягоды», «Лесная аптека», «Правила поведения в лесу», «Хорошо-плохо», «Враг или друг?» (встречи с насекомыми, животными); настольно — печатные игры «Основы безопасности», «Сбор грибов и ягод», «Подбери картинку», «Растения», зоологическое лото, демонстрационный материал «Правила поведения в лесу для детей»; иллюстрации по безопасности «Отдыхать надо осторожно»; иллюстрации; «Кому нужны деревья»; В процессе образовательной деятельности использовались видеоматериалы «Уроки тетушки Совы»; «Уроки живой природы»; обучающие мультфильмы «Правила безопасного поведения детей на природе»» сборник мультфильмов для детей «Правила поведения в природе»;
Во время трудовой деятельности в уголке производили высаживание и уход за рассадой цветов.
Для родителей воспитанников были предложены папки-передвижки «Экологическое образование в семье», «Покажи своим примером», «Воспитание любви к природе», «Экология — это мы!». Проведены конкурсы поделок из природного материала «Картина из листьев», «Подарки лесовичку», «Кормушка для птиц». Проект способствует формированию экологической культуры у детей; позволяет развивать у них самостоятельность, трудиться и наблюдать за живыми объектами.
Сейчас все твердят о том, чтобы сохранить и защитить окружающую среду нужно сократить выбросы, поставить очистные сооружения, организовать сортировку мусора, садить деревья, но мало кто говорит о том, что защита планеты от неблагоприятных факторов начинается с ребенка. Да, именно с этого маленького человечка! Всем давно известно, что все важные знания и навыки закладываются еще в детском возрасте. Ребенок подобно губке впитывает всю ту информацию, которую ему дадут: как правильно ходить, говорить, кушать, куда выбрасывать мусор, почему нельзя рвать растения и т. д. Если ребенку будет увлекательно и интересно, то он с огромным удовольствием примет ее. Если каждый родитель даст ту самую важную информацию своему ребенку, то мы можем вырастить разумное и экологически-просвещенное молодое поколение, которое уже в далеком будущем передаст знания дальше!
Литература:
- Экология. — Текст: электронный // Википедия — Свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экология (дата обращения: 24.08.2022).
- Экологическое образование и воспитание современного общества. — Текст: электронный // Феникс. Вывоз мусора: [сайт]. — URL: https://f-musor.ru/novosti/2016/03/15/ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-sovremennogo-obshhestva/ (дата обращения: 24.08.2022).
- Консультация «Экологическое воспитание детей». — Текст: электронный // MAAM.RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-yekologicheskoe-vospitanie-detei.html (дата обращения: 24.08.2022).