В данной статье рассматриваются концепции определения правовой природы договора оказания туристских услуг в России.
Ключевые слова: туристский продукт, туристская деятельность, договор.
This article discusses the concepts of determining the legal nature of the contract for the provision of tourist services in Russia.
Keywords : tourist product, tourist activity, contract.
Нормы, содержащие положения об оказании туристских услуг, регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также специальными нормативными актами, представленными, в первую очередь, Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (редакция, действующая с 1 января 2022 года) (далее — Закон о туристской деятельности).
Стоит отметить, что в действующем законодательстве отсутствует единообразный подход к наименованию договора, заключаемого между и туристом (третьим лицом) и компанией, оказывающей туристские услуги (туроператором, турагентом). В частности, возможны следующие наименования: договор о реализации туристского продукта, договор на туристское обслуживание, договор купли-продажи туристского продукта, договор возмездного оказания туристской услуги и др. [9].
Основываясь на вышеуказанных нормативно-правовых актах, представляется важным рассмотреть и проанализировать существующие концепции относительно правовой природы договора оказания туристских услуг.
Так, В. С. Сенин и А. А. Терещенко придерживаются точки зрения, что договор оказания туристских услуг следует относить к договору розничной купли-продажи. В качестве аргумента сторонники данной позиции приводят то, что туристский продукт представляет собой товар или право на туристские услуги, оказываемые третьими лицами [6]. Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 492 ГК РФ в качестве предмета договора розничной купли-продажи может выступать только товар. Несмотря на то, что турист уплачивает определенную цену за туристский продукт, он не получает его в собственность, а лишь становится правомочным на использование определенных услуг [3]. Кроме этого, в ст. 128 ГК РФ закреплено, что оказание услуг выделяется в отдельную категорию объектов гражданских прав, в связи с чем наблюдается противоречие в позиции исследователей.
Н. И. Волошин является представителем другого подхода к определению правовой природы договора оказания туристских услуг, который сводится к тому, что данный договор является смешанным. Согласно мнению ученого, договор включает в себя как элементы договора возмездного оказания услуг, так и элементы договора розничной купли-продажи [11]. Фундаментом данной концепции служит то, что в туристский продукт может включаться стоимость туристских товаров для личного использования. Несмотря на то, что последнее носит субсидиарный характер, приверженцы данной концепции считают, что туристские товары являются значимой составной частью туристского продукта. В данной концепции вновь прослеживается несоответствие договорных элементов, которое проявляется в том, что в гражданском законодательстве в отличие от договора розничной купли-продажи договор возмездного оказания услуг не предусматривает перехода права собственности.
А. Ю. Кабалкин, Е. Л. Писаревский и Я. Е. Парций считают, что договор оказания туристских услуг относится к договору возмездного оказания услуг [5; 8; 7]. Следует согласиться с данным мнением в виду схожести правоотношений между заказчиком и исполнителем по смыслу ст. 779 ГК РФ и туристом (третьим лицом) и туристской компанией (туроператором, турагентом). Так, туристская компания (туроператор, турагент) оказывает определенные услуги в соответствии с пожеланиями туриста (третьего лица), а турист (третье лицо) оплачивает данные услуги.
Многообразие подходов к оформлению договорных отношений между туристом (третьим лицом) и туристской компанией (туроператором, турагентом) обусловлено тем, что в предыдущих редакциях Закона о туристской деятельности договор оказания туристских услуг определялся как договор розничной купли-продажи. В ст.10 действующей редакции Закона о туристской деятельности договор оказания туристских услуг именуется как договор о реализации туристского продукта, однако Закон о туристской деятельности не содержит указаний на конкретный вид договорных отношений. Это демонстрирует необходимость совершенствования правового регулирования отношений, связанных с оказанием туристских услуг, и урегулирования существующих пробелов. В частности, следует ввести понятие «туристская услуга» в Закон о туристской деятельности, а также привести к единообразию ст. 10 Закона о туристской деятельности и ст. 779 ГК РФ, закрепив в них термин — договор возмездного оказания туристских услуг.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изменениями на 25 февраля 2022 года) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 «О защите прав потребителей» (с изменениями на 11 июня 2021 года) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140
3. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2021 года) (редакция, действующая с 1 января 2022 года) // Российская газета, N 231, 03.12.1996 г.
4. Ефимцева, Т. В. К вопросу о правовой природе договора, заключаемого в сфере туристской деятельности в Российской Федерации / Т. В. Ефимцева // Бизнес, менеджмент и право. — 2019. — № 2. — С. 55–58. — ЕDN ЕАЕKNV.
5. Кабалкин А. Ю. Договор возмездного оказания услуг / А. Ю. Кабалкин // Российская юстиция. — 1998. — № 3. С. 3–8
6. Организация международного туризма: учебник / Под ред. В. С. Сенина. М., 2003. 400 с.; Терещенко, А. А. О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами // Туристический бизнес. 1999. № 1. С. 30.
7. Парций, Я. Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» / Я. Е. Парций. — Москва: Правовая культура, 1998. — 205 с.; 20 см.; ISBN 5–87759–057-Х.
8. Писаревский, Е. Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования / Е. Л. Писаревский; Ин-т междунар. туризма. — Владивосток: НОУ «Ин-т междунар. туризма г. Владивосток», 1999. — 278 с.: табл.; 20 см.; ISBN 5–93304–002–9
9. Рахимова, Р. Ш. Понятие и правовая природа договора на оказание туристских услуг / Р. Ш. Рахимова // Научный альманах. — 2020. — № 5–1(67). — С. 198–201. — ЕDN ССЕMЕG.
10. Толстова, А. Е. Договор об оказании туристской услуги: Отдельные проблемы правовой характеристики / А. Е. Толстова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2019. — № 3(44). — С. 69–75. — ЕDN KSMLGT.
11. Волошин Н.И. Туристская деятельность как предмет правового регулирования // Экономика и право. - 1999. - № 11. - С. 55-59.