В статье будут рассмотрены теоретические и методологические аспекты отношения к здоровому образу жизни в студенческой среде.
Ключевые слова: образ жизни, здоровый образ жизни, молодое поколение, физическое здоровье, молодежь, качество жизни .
Здоровье, по мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представляет собой состояние абсолютного физического, духовного и социального благополучия. Российские ученые определяют здоровье как «целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку осуществлять его биологические и социальные функции». Две составляющих здоровья:
– телесное (физическое);
– социально-психологическое.
Физическое здоровье — в этом состояние личности наблюдается совершенная регуляция жизненных процессов независимо от внешних показателей. Иначе говоря, физическое здоровье есть гармония всех физиологических процессов.
Социально-психологическое включает в себя несколько критериев: объективное осознание собственного «Я»; ощущение единства физического тела и духовного; адекватная (в силу возможностей организма) постановка и реализация намеченных целей, задач; здоровая самокритика с последующей оценкой её результатов; умение управлять своим поведением в любых ситуациях; нормальная реакция на общепринятые правила поведения в современном обществе.
Понятие молодежь, в частности студенты — отдельная, самостоятельная группа населения, которая несет колоссальный вклад в развитие будущего человечества. Наша цивилизация заинтересована в преумножении своих заслуг в материальном и духовном развитии во всех сферах жизнедеятельности. Для этого необходимо вычленить комплекс социально-экономических, политических и других задач, а также уметь применять методы, призванные создать необходимые условия для самореализации каждого индивида как личности, объекта и субъекта общественных процессов и взаимодействий. Одной из наиболее важных социальных групп является молодежь, специфику которой можно раскрыть потенциал закладываемого в молодом возрасте фундамента нравственных позиций, трудовых отношений, формирования ценностных ориентаций.
Молодёжь, в силу возраста, обладает высоким уровнем мобильности, интеллектуальной живостью, активностью ума, и здоровьем, которым ощутимо отличается от других групп населения. Однако перед обществом назревает вопрос: каким образом минимизировать издержки и потери, происходящие в стране вследствие проблем, возникающих в связи с социализацией молодых граждан и попыткой интегрировать их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Немецкий социолог Карл Мангейм (1893–1947), являясь одним из основоположников социологии молодежи, — определял молодежь как «поколение, находящееся в конкретном историко-социальном пространстве, которое задает программу социализации молодежи и уровень необходимых требований» [4]. По мнению Манхейма, молодое поколение является своеобразным резервом, активно начинающим проявлять свою силу и ловкость в неожиданной ситуации, требующей быстрой приспособляемости к новым меняющимся обстоятельствам. Функция молодёжи ясна: оживляющего посредника социальной жизни; иначе говоря, отличительной особенностью этой уникальной группы человечества является неполная включенность в общественную жизнь. Молодое поколение не несет прогрессивного или консервативного начала, они — потенция, готовая к проявлению любой инициативы.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс исследовали молодежь как постоянно обновляющееся поколение, которое наследует и продолжает традиции старшего поколения [5]. Другими словами, молодежь с одной стороны поддерживает унаследованную деятельность, а с другой стороны — корректирует прошлые условия посредством трудовой деятельности.
Лисовский В. Т. дал определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [3].
Кон Игорь считал, что молодёжь — социально-демографическая группа, выделяющаяся на основе объединения таких характеристик, как: возраст, особенности социального положения, индивидуальность каждого представителя молодого поколения, обусловленная социально-психологическими свойствами [1].
Итак, молодежь играет важную роль в развитии государства, являясь активным борцом против стагнации и регресса. Поэтому необходимо уделять особое внимание пропаганде здорового образа жизни в студенческой среде, так как составляет её больший процент молодых людей обоих полов.
Образ жизни — одна из важнейших социологических категорий, позволяющая интегрировать представления об определенном типе жизнедеятельности людей, свойственном для исторически конкретных социальных отношений. Образ жизни, являясь, по факту, способом жизнедеятельности людей, по своей социальной сущности неодинаков. Это объемное и многомерное понятие также включает в себя выражение всех общественных норм поведения, которые опираются на установленные правила, обычаи, традиции, отражающие материальные и духовные потребности людей.
Существуют разные походы к определению понятия «образ жизни». Согласно Ю. П. Лисицыну, образ жизни — определенный, исторически обусловленный вид деятельности в материальной и нематериальной сферах жизнедеятельности людей. Лисицын выделяет в образе жизни три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни [2]. Уровень жизни это степень удовлетворения человеческих потребностей, опираясь на пирамиду Маслоу (преимущественно экономическая категория). Качество жизни характеризуется комфортом в удовлетворении этих потребностей (преимущественно социологическая категория). Стиль жизни поведенческая особенность жизни человека, иначе говоря, определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально психологическая категория) [6].
Большинство западных исследователей определяют образ жизни как всеобъемлющую категорию, включающую индивидуальные формы поведения; формирование, поиск необходимой информации для повышения навыка и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, характерных определенному социально-экономическому укладу.
Представители философско-социологического направления обращают внимание на глобальную социальную проблему, которой стало поддержание ведения здорового образа жизни в настоящее время. Здоровый образ жизни можно определить как ежедневную личностно-активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50 % именно от образа жизни, далее от окружающей среды (20 %), от генетической предрасположенности (15–20 %), и только на 8–10 % — от здравоохранения.
Итак, в определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два важных фактора генетическую природу конкретного человека и ее соответствие условиям жизнедеятельности. Опираясь на эти особенности, можно определить здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, который генетически соответствует обусловленным типологическим особенностям индивида, конкретным условиям его жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, на полноценное выполнение человеком его социально биологических функций.
Литература:
- Кон, И. С. Молодежь [Текст]. — М.: Наука, 2019. В 24 Т. Т.16. — 478 с.
- Лисицын, Ю.П. [Текст]. — Здравоохранение в XX веке. Москва, 2021.
- Лисовский, В. Т. Динамика социальных изменений [Текст] / В. Т. Лисовский. — М.: Социс, 2020. № 5.
- Манхейм, К. В. Диагноз нашего времени [Текст] / К. В. Манхейм. — М.: Наука, 2021.
- Маркс К. и Энгельс Ф., О молодёжи [Текст] / М., 1972, переиздание 2019
- Маслоу, А.Х. [Текст]. — Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2021, переиздание.