В статье рассматривается компонент механизма ответственного инвестирования Государственного глобального пенсионного фонда Норвегии, связанный с отказом фонда от инвестирования в ценные бумаги тех эмитентов, которые нарушают права человека в процессе своей деятельности на территории, где разворачивается военный конфликт. Нарушение прав человека в ситуации военного конфликта является катастрофой для человечества, поэтому необходимо вырабатывать как прямые, так и косвенные меры противодействия. На основе исследования норвежского опыта предложено направление совершенствования Российского законодательства в сфере управления суверенными фондами.
Ключевые слова: Норвегия, суверенный фонд, права человека, инвестиционный фонд, ответственное инвестирование.
Норвегия — страна с богатым опытом в сфере управления суверенными фондами. Суверенный фонд представляет собой государственный инвестиционный фонд, созданный для достижения определенной цели. С помощью суверенных фондов государство может инвестировать в ценные бумаги как отечественных, так и зарубежных эмитентов, тем самым приумножая свои вложения и увеличивая общую капитализацию фонда.
Глобальный государственный пенсионный фонд Норвегии (далее — Фонд) на сегодняшний день является крупнейшим суверенным фондом благосостояния в мире по данными Института суверенных фондов благосостояния (SWFI) [1] с рыночной стоимостью примерно 1 200 млн. долларов США [2].
Цель создания данного фонда — обеспечение финансового благополучия и безопасности будущих поколений [3, с. 3]. Для реализации данной довольно-таки абстрактной цели инвестиционная политика Фонда должна соответствовать четко сформулированным принципам, выступающим фундаментом всего нормативно-правового регулирования деятельности Фонда. Помимо стандартов ОЭСР и ООН инвестиционная стратегия Фонда опирается на собственные принципы ответственного инвестирования, которые официально декларируются и находятся в свободном доступе, что позволяет ознакомиться с ними не только гражданам, но и эмитентам [4].
В рамках исследования рассматривается лишь один аспект механизма ответственного инвестирования, связанный с соблюдением коммерческими организациями прав человека, а именно отказ Фонда от инвестирования в те компании, которые причастны к нарушению прав человека в условиях военного конфликта.
Следует отметить, что в случае доказанности или высокого риска причастности коммерческой организации к нарушению прав человека во время военного конфликта, данная компания будет сразу исключена из инвестиционного портфеля Фонда либо поставлена под наблюдение с целью дальнейшего мониторинга ситуации, складывающейся в сфере соблюдения прав человека данной компанией [5, §4]. Именно налаженный механизм воздействия на эмитентов, включая возможность исключать ценные бумаги таких компаний из инвестиционного портфеля Фонда в случае их несоответствия законодательно закреплённым принципам ответственного инвестирования, представляется наиболее эффективной моделью реализации ответственного подхода к инвестированию со стороны государства, т. к. государство в таком случае инвестируют не просто для накопления денег, а с учетом принципов собственной политики. Норвежский опыт в рамках ответственного инвестирования является наиболее показательным.
Наглядным примером исключения из инвестиционного портфеля Фонда ценных бумаг компании по причине высокого риска причастности к нарушению прав личности в ситуации военного конфликта, является решение об исключении из портфеля Фонда ценных бумаг Oil & Natural Gas Corp Ltd (сокр. — ONGC) от 2 сентября 2021 года [6].
Данная компания является индийской государственной корпорацией, специализирующейся на добыче нефти и газа. Стоимость ценных бумаг ONGC в портфеле Фонда на 31.12.2020 составляла 60 645 334 доллара США [7]. Решение об отказе инвестировать в ценные бумаги ONGC было принято по следующим причинам.
ONGC состояла в партнерский отношениях с рядом суданских нефтяных корпораций. Когда Южный Судан получил независимость в 2011 году, ONGC продолжила работать в регионе, сотрудничая с компаниями, уличенными в грубых нарушениях прав человека [8, с.8–9]. Учитывая данные обстоятельства, было принято решение отказаться от инвестиций в данную корпорацию, т. к. риски нарушения прав человека в ситуации военного конфликта крайне высоки. Тем более, что бизнес-партнеры ONGC участвовали в военном конфликте, допускали грубые нарушения прав человека во время активного сотрудничества с ONGC.
Таким образом, норвежская сторона посчитала негуманным сотрудничество государственной корпорации с организациями, которые нарушают права человека. Подобные действия недопустимы для демократических государств.
Примером, когда коммерческая организация ставится под наблюдение в целях отслеживания изменения ситуации, связанной с нарушением прав человека в условиях военного конфликта, является постановка под наблюдение Adani Ports & Special Economic Zone Ltd (сокр. — APSEZ) от 7 марта 2022 года [9].
APSEZ является крупнейшим частным портовым оператором Индии, на его долю приходится почти четвертая часть грузоперевозок в стране. Стоимость акций ASPEZ во владении Фонда на 31.12.2021 составляла 53,029,003 доллара США [10]. Причины постановки портового оператора под наблюдение следующие.
В феврале 2021 года в Мьянме произошел военный переворот, в результате которого погибло более 1000 человек (это только задокументированные случаи, в условиях военного переворота точный подсчет жертв не представляется возможным). Верховный комиссар ООН по правам человека описывал сложившуюся ситуацию как катастрофу в области прав человека [11].
В сложившейся ситуации APSEZ продолжила сотрудничать с Myanmar Economic Corporation (сокр. — MEC) — холдингом, принадлежащим Министерству обороны Мьянмы. Напомню, что переворот 2021 года был устроен военными, и в результате погибло множество людей, еще больше были приговорены к лишению свободы.
APSEZ сотрудничала с MEC до переворота и продолжила сотрудничать после, что, по мнению норвежской стороны является свидетельством «неосторожной политики» индийской компании, которая, очевидно, должна была знать, что ее партнер причастен к нарушению прав человека в ситуации военного конфликта [12, с. 5].
В этой связи Центральный банк Норвегии следовал согласно своим принципам: поставил APSEZ под наблюдение, чтобы проследить за дальнейшим развитием ситуации. Если индийский портовый оператор не примет мер, доказывающих приверженность правам человека (прекращение деятельности в Мьянме, разрыв договоров и соглашений с MEC и т. д.), то ее ценные бумаги будут исключены из инвестиционного портфеля Фонда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для Глобального государственного пенсионного фонда Норвегии соблюдение прав человека не просто декларация, а руководящий принцип, в соответствии с которым осуществляется инвестирование в ценные бумаги только тех компаний, которые соблюдают права человека.
В данном исследовании освещается лишь один компонент механизма ответственного инвестирования, связанного с правами человека, — исключение ценных бумаг компаний из портфеля Фонда либо постановка на учет тех компаний, которые причастны к нарушению прав человека в ситуации военного конфликта.
Военный конфликт является катастрофой в области прав человека. В подобных ситуациях необходимо как прямые, так и косвенные меры реагирования, призванные стабилизировать ситуацию. Механизм ответственного инвестирования является той самой косвенной мерой, в рамках которой государство не инвестирует ценные бумаги эмитентов, которые так или иначе связаны с нарушениями прав человека, тем самым данные коммерческие организации получают меньше денежных средств, становятся менее привлекательными для других «ответственных» инвесторов.
В то же время норвежский подход наглядно показал, что накопление денежных средств для будущих поколений может быть этичным и гуманным, т. е. финансовое благополучие одних достигается путем инвестирования только в те компании, которые соблюдают права человека, несмотря на то, что цель предпринимательской деятельности — извлечение прибыли, а права человека — всего лишь издержки, которые недобросовестные предприниматели стараются минимизировать.
Норвежский опыт следует перенять и России. В рамках нормативно-правового регулирования деятельности Фонда национального благосостояния необходимо реализовать механизм ответственного инвестирования, где соблюдение прав человека будет является неотъемлемым структурным компонентом, тем самым Российская Федерация укрепит свое положение в мире в качестве демократического правового государства, как это декларируется в ст. 1 Конституции РФ.
Литература:
- Top 100 Largest Sovereign Wealth Fund Rankings by Total Assets [Electronic resource]: URL: https://www.swfinstitute.org/fund-rankings/sovereign-wealth-fund (access date 15.07.2022).
- Norges Bank investment management: The fund [Electronic resource]: URL: https://www.nbim.no/ (access date 15.07.2022).
- Government Pension Fund Global: Responsible investment 2020 [Electronic resource]: URL: https://www.nbim.no/contentassets/fef0e2802b3f423ba2e514cfde1277d7/government-pension-fund-global_2020_responsible-investment_web.pdf (access date 15.07.2022).
- Principles of responsible investment [Electronic resource]: URL: https://www.nbim.no/en/the-fund/responsible-investment/principles/ (access date 16.07.2022).
- Retningslinjer for observasjon og utelukkelse av selskaper fra Statens pensjonsfond utland [Electronic resource]: URL: https://lovdata.no/dokument/INS/forskrift/2014–12–18–1793/KAPITTEL_1#KAPITTEL_1 (access date 16.07.2022).
- Norges Bank investment management: Decisions on exclusion [Electronic resource]: URL: https://www.nbim.no/en/the-fund/news-list/2021/decisions-on-exclusion/ (access date 17.07.2022).
- Norges Bank investment management: Investments (Oil & Natural Gas Corp Ltd) [Electronic resource]: URL: https://www.nbim.no/en/the-fund/investments/#/2020/investments/equities/2139/Oil %20 %26 %20Natural %20Gas %20Corp %20Ltd (access date 17.07.2022).
- Etikkrådet (Statens pensjonsfond utland): Tilråding om å utelukke Oil & Natural Gas Corp Ltd frå Statens pensjonsfond utland [Electronic resource]: URL: https://files.nettsteder.regjeringen.no/wpuploads01/sites/275/2021/09/Tilrading-ONGC-NOR_14516.pdf (access date 17.07.2022).
- Norges Bank investment management: Decisions on observation and exclusion [Electronic resource]: URL: https://www.nbim.no/en/the-fund/news-list/2022/decisions-on-observation-and-exclusion/ (access date 18.07.2022).
- Norges Bank investment management: Investments (Adani Ports & Special Economic Zone Ltd) [Electronic resource]: URL: https://www.nbim.no/en/the-fund/investments/#/2021/investments/equities/2254/Adani %20Ports %20 %26 %20Special %20Economic %20Zone %20Ltd (access date 18.07.2022).
- United Nations Human Rights Council, Written updates of the Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights on the Situation of human rights in Myanmar, 15 September 2021 [Electronic resource]: URL: https://www.ohchr.org/EN/HRBodies/HRC/RegularSessions/Session48/Pages/ListReports.aspx (access date 18.07.2022).