В статье рассмотрена динамика развития казначейского контроля в сфере государственных закупок на территории Российской Федерации, а также проанализирована роль Федерального казначейства, как основного контрольного органа в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Ключевые слова: казначейский контроль, Федеральное казначейство, закупки, контрактная система, бюджет, финансы, Единая информационная система.
The article considers the dynamics of the treasury control development in the field of government procurement in the territory of the Russian Federation, and also analyzes the role of the Federal Treasury as the main control body in the field of procurement of goods, works and services.
Keywords: treasury control, Federal Treasury, procurement, contract system, budget, finance, Unified Information System.
Одним из основных органов исполнительной власти, который в соответствии со своими полномочиями реализует политику государства в области государственных и муниципальных закупок, выступает Федеральное казначейство Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
В последние годы правовое положение, полномочия и функции Федерального Казначейства претерпели существенные изменения, затронув всю структуру службы.
Так, 1 января 2021 был изменен порядок казначейского обслуживания на региональном уровне. Следующий пакет новелл, принятых в 2022 году, затронул вопросы казначейского сопровождения, изменил его масштабы. Правила расширенного казначейского сопровождения были распространены на расчеты по государственным контрактам, цена которых превышает один миллиард рублей. Этот же принцип распространен и на контракты с единственным поставщиком [1].
В соответствии с ч. 8, ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, контрольные мероприятия со стороны казначейства осуществляются в отношении целого ряда объектов. Это вопросы обоснованности закупок, на которые выделяются бюджетные средства. Под контроль подпадают вопросы исполнительской дисциплины участников закупочной деятельности в части соответствия правилам нормирования, соблюдения стандартов ценообразования и ответственности. Контролю подлежат вопросы соответствия товара, работы и услуги условиям контракта; тестируется соблюдение достоверности и своевременности выполненной работы, оказанной услуги или же поставленного товара.
Федеральное казначейство осуществляет контрольно-надзорные полномочия в финансово-бюджетной сфере самостоятельно и делегируют свои полномочия подведомственным территориальным органам.
Уровень и характер выявленных признаков нарушений законодательства о закупке товаров, работ и услуг для федеральных, региональных или муниципальных нужд, затрагивающих, в том числе, бюджетную составляющую контрактной системы, персонифицируют адресата обращения: это может быть центральный аппарат Федерального казначейства, либо его территориальное управление по субъекту РФ, либо соответствующий муниципальный орган финансового контроля исходя из того, на каком уровне организации власти были выявлены соответствующие нарушения, которые затрагивают систему закупок для государственных и муниципальных нужд.
Сложность задач, стоящих перед казначейской системой, обусловливает становление и развитие целой системы полномочий казначейских органов. Это вопросы реализации государственной политики в рамках делегированных полномочий, а также контрольно-надзорных мероприятий в бюджетной сфере; аналитическая работа, направление в Министерство финансов РФ докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения контрольной деятельности.
Аналитическая работа многогранна и включает в себя всесторонний анализ деятельности главных администраторов средств федерального бюджета, в том числе, в сфере внутреннего финансового контроля и аудита.
Казначейство, таким образом, выступает в качестве одного из важнейших проводников государственной финансовой политики в одной из значимых сфер, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обладая полномочиями в рамках производства по делам об административных правонарушениях; осуществляя контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных правонарушений, способствуя возмещению причиненного ущерба, Казначейство объективно приобретает особый институциональный статус, особенно в условиях новых возможностей электронного государства.
Ведение реестра контрактов, обеспечение стабильного функционирования Единой информационной системе (ЕИС) в сфере государственных и муниципальных закупок — это те относительно новые направления деятельности, которые в течение последних шести лет определяют лицо электродного государства в сфере закупочной деятельности.
Единая информационная система (ЕИС) — это инструмент непрерывного наблюдения за процессами в данной сфере, это «окно» в каждый отдельный контракт, возможность своевременной оценки его условий, в том числе, данных о поставщике и о заказчике, это платформа, формирующая прозрачность и открытость контрактной системы. Данная система позволяет сформировать базу данных по назначению неустоек, штрафов и пеней; создать удобный конструктор, позволяющий отслеживать отдельные этапы исполнении контракта.
Единая информационная система позволяет в режиме реального времени отследить противоправные изменения условий и стоимости контракта; противоречия между уже оформленными актами приема-передачи проведенных работ и фактическими отклонениями от формально установленных условий.
Информатизация контроля позволяет оперативно выявить поставщиков, которые не понесли ответственности за нарушение условий контракта [2].
В ч. 5 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ указано, что Федеральное казначейство также вправе осуществлять контрольно-надзорные полномочия в отношении проверок объемов финансового обеспечения, включенного в план-график; релевантности информации об идентификационных кодах реальным условиям финансового обеспечения на государственные нужды в сфере закупок.
В некоторых ситуациях Федеральное казначейство, помимо ЕИС, применяет и региональные информационные системы в сфере закупок, дабы сократить риски при распределении государственного бюджета. В качестве примера можно привести Единую автоматизированную систему управления закупками (ЕАСУЗ), которая функционирует на территории Московской области и регулирует закупке в данном регионе [3].
Следует отметить, что информация, которая публикуется в региональной информационной системе, должна пройти полную проверку со стороны контролирующих органов, после чего ее в обязательном порядке необходимо перенести уже на основную платформу закупок. В региональной системе проверяется информация о поставщике и заказчике, данные о распределении средств в план-графике с целью выявить несоответствие.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а ее полномочия и структурные подразделения вошли в состав Федерального казначейства, что расширило полномочия данного органа в области финансового контроля, который раскрывается в ч. 8 ст. 99 44 Федерального закона. Данная статья закрепляет контроль за соответствием постановленного товара, выполненной услуг и проведенной работы условиям контракта.
Таким образом, проведенный анализ в области казначейского контроля в системе закупок товаров, работ и услуг показал, что доминирующую роль в данной сфере занимает Федеральное казначейство РФ.
Полная картина роли казначейских органов в системе закупочной деятельности — это многогранная деятельность на всех уровнях функционирования финансовой системы российского государства.
Литература:
- Контроль / Федеральное казначейство: сайт. — Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/kontrol/. — Загл. с экрана;
- Удалихин А. В. О некоторых проблемах осуществления контроля в сфере закупок // Аукционный вестник. — 2015. — № 231;
- Об утверждении положения о государственной информационной системе московской области «Единая автоматизированная система управления закупками Московской области: Постановление Правительства Московской области от 08.06.2021 № 442/19 (ред. от 05.07.2022) // Интернет-портал Правительства Московской области http://mosreg.ru. — 18.06.2021.