Роль казначейского контроля в системе закупок товаров, работ и услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 28.08.2022

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Симонов, Р. М. Роль казначейского контроля в системе закупок товаров, работ и услуг / Р. М. Симонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94622/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрена динамика развития казначейского контроля в сфере государственных закупок на территории Российской Федерации, а также проанализирована роль Федерального казначейства, как основного контрольного органа в сфере закупок товаров, работ и услуг.

Ключевые слова: казначейский контроль, Федеральное казначейство, закупки, контрактная система, бюджет, финансы, Единая информационная система.

The article considers the dynamics of the treasury control development in the field of government procurement in the territory of the Russian Federation, and also analyzes the role of the Federal Treasury as the main control body in the field of procurement of goods, works and services.

Keywords: treasury control, Federal Treasury, procurement, contract system, budget, finance, Unified Information System.

Одним из основных органов исполнительной власти, который в соответствии со своими полномочиями реализует политику государства в области государственных и муниципальных закупок, выступает Федеральное казначейство Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В последние годы правовое положение, полномочия и функции Федерального Казначейства претерпели существенные изменения, затронув всю структуру службы.

Так, 1 января 2021 был изменен порядок казначейского обслуживания на региональном уровне. Следующий пакет новелл, принятых в 2022 году, затронул вопросы казначейского сопровождения, изменил его масштабы. Правила расширенного казначейского сопровождения были распространены на расчеты по государственным контрактам, цена которых превышает один миллиард рублей. Этот же принцип распространен и на контракты с единственным поставщиком [1].

В соответствии с ч. 8, ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, контрольные мероприятия со стороны казначейства осуществляются в отношении целого ряда объектов. Это вопросы обоснованности закупок, на которые выделяются бюджетные средства. Под контроль подпадают вопросы исполнительской дисциплины участников закупочной деятельности в части соответствия правилам нормирования, соблюдения стандартов ценообразования и ответственности. Контролю подлежат вопросы соответствия товара, работы и услуги условиям контракта; тестируется соблюдение достоверности и своевременности выполненной работы, оказанной услуги или же поставленного товара.

Федеральное казначейство осуществляет контрольно-надзорные полномочия в финансово-бюджетной сфере самостоятельно и делегируют свои полномочия подведомственным территориальным органам.

Уровень и характер выявленных признаков нарушений законодательства о закупке товаров, работ и услуг для федеральных, региональных или муниципальных нужд, затрагивающих, в том числе, бюджетную составляющую контрактной системы, персонифицируют адресата обращения: это может быть центральный аппарат Федерального казначейства, либо его территориальное управление по субъекту РФ, либо соответствующий муниципальный орган финансового контроля исходя из того, на каком уровне организации власти были выявлены соответствующие нарушения, которые затрагивают систему закупок для государственных и муниципальных нужд.

Сложность задач, стоящих перед казначейской системой, обусловливает становление и развитие целой системы полномочий казначейских органов. Это вопросы реализации государственной политики в рамках делегированных полномочий, а также контрольно-надзорных мероприятий в бюджетной сфере; аналитическая работа, направление в Министерство финансов РФ докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения контрольной деятельности.

Аналитическая работа многогранна и включает в себя всесторонний анализ деятельности главных администраторов средств федерального бюджета, в том числе, в сфере внутреннего финансового контроля и аудита.

Казначейство, таким образом, выступает в качестве одного из важнейших проводников государственной финансовой политики в одной из значимых сфер, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обладая полномочиями в рамках производства по делам об административных правонарушениях; осуществляя контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных правонарушений, способствуя возмещению причиненного ущерба, Казначейство объективно приобретает особый институциональный статус, особенно в условиях новых возможностей электронного государства.

Ведение реестра контрактов, обеспечение стабильного функционирования Единой информационной системе (ЕИС) в сфере государственных и муниципальных закупок — это те относительно новые направления деятельности, которые в течение последних шести лет определяют лицо электродного государства в сфере закупочной деятельности.

Единая информационная система (ЕИС) — это инструмент непрерывного наблюдения за процессами в данной сфере, это «окно» в каждый отдельный контракт, возможность своевременной оценки его условий, в том числе, данных о поставщике и о заказчике, это платформа, формирующая прозрачность и открытость контрактной системы. Данная система позволяет сформировать базу данных по назначению неустоек, штрафов и пеней; создать удобный конструктор, позволяющий отслеживать отдельные этапы исполнении контракта.

Единая информационная система позволяет в режиме реального времени отследить противоправные изменения условий и стоимости контракта; противоречия между уже оформленными актами приема-передачи проведенных работ и фактическими отклонениями от формально установленных условий.

Информатизация контроля позволяет оперативно выявить поставщиков, которые не понесли ответственности за нарушение условий контракта [2].

В ч. 5 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ указано, что Федеральное казначейство также вправе осуществлять контрольно-надзорные полномочия в отношении проверок объемов финансового обеспечения, включенного в план-график; релевантности информации об идентификационных кодах реальным условиям финансового обеспечения на государственные нужды в сфере закупок.

В некоторых ситуациях Федеральное казначейство, помимо ЕИС, применяет и региональные информационные системы в сфере закупок, дабы сократить риски при распределении государственного бюджета. В качестве примера можно привести Единую автоматизированную систему управления закупками (ЕАСУЗ), которая функционирует на территории Московской области и регулирует закупке в данном регионе [3].

Следует отметить, что информация, которая публикуется в региональной информационной системе, должна пройти полную проверку со стороны контролирующих органов, после чего ее в обязательном порядке необходимо перенести уже на основную платформу закупок. В региональной системе проверяется информация о поставщике и заказчике, данные о распределении средств в план-графике с целью выявить несоответствие.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а ее полномочия и структурные подразделения вошли в состав Федерального казначейства, что расширило полномочия данного органа в области финансового контроля, который раскрывается в ч. 8 ст. 99 44 Федерального закона. Данная статья закрепляет контроль за соответствием постановленного товара, выполненной услуг и проведенной работы условиям контракта.

Таким образом, проведенный анализ в области казначейского контроля в системе закупок товаров, работ и услуг показал, что доминирующую роль в данной сфере занимает Федеральное казначейство РФ.

Полная картина роли казначейских органов в системе закупочной деятельности — это многогранная деятельность на всех уровнях функционирования финансовой системы российского государства.

Литература:

  1. Контроль / Федеральное казначейство: сайт. — Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/kontrol/. — Загл. с экрана;
  2. Удалихин А. В. О некоторых проблемах осуществления контроля в сфере закупок // Аукционный вестник. — 2015. — № 231;
  3. Об утверждении положения о государственной информационной системе московской области «Единая автоматизированная система управления закупками Московской области: Постановление Правительства Московской области от 08.06.2021 № 442/19 (ред. от 05.07.2022) // Интернет-портал Правительства Московской области http://mosreg.ru. — 18.06.2021.
Основные термины (генерируются автоматически): Федеральное казначейство, единая информационная система, закупочная деятельность, казначейский контроль, контрактная система, полномочие, Российская Федерация, аналитическая работа, финансово-бюджетная сфера, финансовое обеспечение.


Похожие статьи

Виды и формы государственного финансового контроля в бюджетной сфере

Статья посвящена изучению различных видов и форм государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Особое внимание уделяется роли государственных органов и их функций в обеспечении финансовой прозрачности и эффективности в управлении бюджетным...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются осн...

Федеральное казначейство в финансовой системе России

В статье раскрывается роль Федерального казначейства как одного из важнейших участников бюджетного процесса, функционирующего в финансовой системе России.

Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок

Статья посвящена освещению проблем, связанных с функционированием официального сайта Единой информационной системы, которые относятся к области государственных закупок.

Повышение эффективности государственного финансового контроля на современном этапе

Государственный финансовый контроль является важным элементом качественного управления финансовой безопасностью страны. В статье выявлена проблема закрепления системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.

Финансовая система Российской Федерации: место и роль Федерального казначейства как органа внутреннего государственного финансового контроля

Целью данного исследования является исследование на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации сложившейся на практике финансовой системы Российской Федерации, а также определение в ней места и роли Федерального казначейства.

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе

Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового монито...

Совершенствование системы государственного финансового контроля как основа эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье проанализирована система государственного финансового контроля и мониторинга в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития системного подхода как методологической основы повышения эффективности государственного фи...

Роль государственного контроля на региональном уровне

Статья посвящена роли государственного финансового контроля в использовании бюджетных средств на региональном уровне. В данной работе рассматриваются результаты деятельности Контрольно-счетной палаты Вологодской области за период 2013–2015 гг.

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной сис...

Похожие статьи

Виды и формы государственного финансового контроля в бюджетной сфере

Статья посвящена изучению различных видов и форм государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Особое внимание уделяется роли государственных органов и их функций в обеспечении финансовой прозрачности и эффективности в управлении бюджетным...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

В статье рассматривается сущность и задачи государственного финансового контроля, затрагиваются проблемы государственного финансового контроля в России. Анализируется механизм осуществления ГФК на примере деятельности Счетной палаты, предлагаются осн...

Федеральное казначейство в финансовой системе России

В статье раскрывается роль Федерального казначейства как одного из важнейших участников бюджетного процесса, функционирующего в финансовой системе России.

Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок

Статья посвящена освещению проблем, связанных с функционированием официального сайта Единой информационной системы, которые относятся к области государственных закупок.

Повышение эффективности государственного финансового контроля на современном этапе

Государственный финансовый контроль является важным элементом качественного управления финансовой безопасностью страны. В статье выявлена проблема закрепления системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации.

Финансовая система Российской Федерации: место и роль Федерального казначейства как органа внутреннего государственного финансового контроля

Целью данного исследования является исследование на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации сложившейся на практике финансовой системы Российской Федерации, а также определение в ней места и роли Федерального казначейства.

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе

Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового монито...

Совершенствование системы государственного финансового контроля как основа эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье проанализирована система государственного финансового контроля и мониторинга в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития системного подхода как методологической основы повышения эффективности государственного фи...

Роль государственного контроля на региональном уровне

Статья посвящена роли государственного финансового контроля в использовании бюджетных средств на региональном уровне. В данной работе рассматриваются результаты деятельности Контрольно-счетной палаты Вологодской области за период 2013–2015 гг.

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной сис...

Задать вопрос