В настоящей статье говорится о тенденциях внедрения цифровых технологий в транспортную логистику и деятельность складских комплексов. В статье рассматриваются такие инновационные технологии, как EDI — электронный обмен данными, применение дронов и RFID-меток, роботизация, склад «по требованию», «умные» очки, голосовые системы управления pick-by-voice, экзоскелеты и корпоративный блокчейн. В данной статье рассмотрены преимущества каждой инновационной технологии, упоминается о компаниях, которые их применяют.
Ключевые слова: инновационные технологии, цифровые технологии, логистические операторы, склады, складские помещения, сотрудники склада, операторы склада.
В настоящее время можно заметить тенденцию активного перемещения бизнеса на просторы сети Интернет. Интернет-торговля производится посредством реализации товаров через специализированные электронные площадки, предоставляющие возможность дистанционного оформления заказов. Прежде, чем попасть в руки покупателей, физические товары от продавца попадают на склады или так называемые хабы, поэтому складские операторы, а также логистические компании вынуждены оперативно реагировать на изменяющиеся тенденции рынка и внедрять в свою работу современные технические достижения, что способно обеспечить в будущем наиболее эффективную и слаженную работу цепей поставок. Уже сегодня около 75 % процентов складов увеличили свои инвестиции в новейшие технологии, а крупные компании вкладывают внушительные средства в инновации, которые способны в будущем обеспечить более точное, безопасное и быстрое выполнение многих складских и логистических операций, от чего выиграют клиенты, поставщики и, безусловно, сами операторы.
Electronic Data Interchange (EDI) — электронный документооборот, обмен данными между поставщиком и покупателем, все чаще находит применение в современной складской деятельности компаний. Технология EDI позволяет обмениваться необходимыми документами между двумя компьютерными системами, используя общий формат данных. [3] Зачастую технология электронного обмена данными используется для передачи и обмена пятью видами документов. Первый вид — это заказ (orders), поступающий от магазина поставщику, содержащий перечень товаров, которые необходимо отгрузить, с наименованиями, количеством, артикулами и прочей необходимой информацией, необходимой для отгрузки товара. На основании этого документа создается следующий — ответ на заказ (ordrsp), в котором подтверждается фактическая возможность отгрузки товара, уведомляя магазин о том, что отгрузка потребного товара действительно состоится. Следующим документом является уведомление об отгрузке (desadv), формирующееся одним нажатием кнопки. В уведомлении об отгрузке указывается номер накладной. Далее, после того как товар отгружен, привезен в магазин и принят, формируется следующий документ — уведомление о получении (recadv), в котором отражается перечень фактически принятых товаров. На основании этого документа формируется последний, завершающий сделку — УПД — универсальный передаточный документ, который после подписания электронной подписью, имеет юридическую силу. После этого сделка поставки в рамках цепочки EDI считается закрытой. Чаще всего EDI интегрирован в эффективную систему управления складом (WMS — Warehouse management system). Основным преимуществом электронного обмена данными является бесперебойный и прозрачный поток информации между двумя (возможно, даже различными) компьютерными системами. [5] Стандартный формат и широкая совместимость документов EDI обеспечивают высокоэффективное и тесное взаимодействие между всеми участниками логистического процесса, что приводит к повышению качества работы, ее стабильности и бесперебойности.
Другой пример инноваций в сфере складской логистики — применение дронов, которые давно перестали быть частью научно-фантастических романов и стали реальностью. Компании стремятся повысить уровень автоматизации, поэтому дроны и стали появляться на складах различных стран. Одной из основных задач беспилотных дронов является сканирование штрих-кодов и за счет этого огромная экономия человеко-часов: склады зачастую загружены товарами буквально до потолка, из-за этого человеку бывает невозможно самостоятельно добраться до штрих-кодов, и тогда для их сканирования приходится использовать подъемные механизмы и задействовать многочисленный персонал. [1] Неудивительно, что крупнейшие фирмы, такие как «Amazon» и «Walmart», стремятся развивать свой бизнес за счет применения 800-граммовых дронов, оборудованных сканерами, ведь исследования показали, что подобные устройства за двое суток могут провести инвентаризацию такого количества продукции, на которое у бригады, оснащенной ручными сканерами и автопогрузчиками, состоящей из 90 человек, уйдет в два с половиной раза больше времени. [6] В компании «UVL Robotics» дроны успешно используются для контроля и пересчета паллет с товарами, что позволяет использовать время персонала более эффективно. Дроны справляются с задачей в несколько раз быстрее людей: за 10–12 часов машины успевают пересчитать 30–40 тысяч паллет. Дрон, как правило, оборудован двумя видеокамерами, которые одновременно с двух сторон осматривают обе стороны складского ряда. При этом сканирование происходит налету, без остановок перед каждой паллетой. После каждого полета собранные видеоданные загружаются на сервер, где специальный алгоритм формирует отчет с актуализированными сведениями о размещении запасов. [8] Стоит отметить, что во время проведения инвентаризации с помощью дронов, работа на складе не останавливается, движение по каждой из складских аллей остается ограниченным не более 20–23 минут, а в течение минуты оператор с легкостью меняет батарею дрона. [2] Чаще всего, человек не управляет дроном — полет дрона выполняется при помощи специальных сенсоров машинного зрения, которые гарантируют безопасность на площадке склада: в системе заложены алгоритмы, которые позволяют дрону видеть препятствия и принимать решения о дальнейшем полете, но, в любом случае не дают дрону приближаться к предметам ближе, чем на 15 см, таким образом все оборудование склада и товары находятся в полной безопасности. [6]
В настоящее время ученые из немецкого Института материальных потоков и логистики имени Фраунгофера занимаются изучением возможности соединения технологии работы дронов с RFID с целью наиболее полной автоматизации процесса инвентаризации товаров на складах. RFID — Radio Frequency Identification — Радиочастотная идентификация — инновационная складская технология, использующая радиоволны для считывания и дальнейшей записи информации, хранящейся на специальных метках, прикрепленных к каждому товару. [7] Технология RFID уже широко используется на складах различной величины, но, тем не менее, развивается и становится все более совершенной. Радиочастотная идентификация товаров позволяет обеспечить наиболее полный контроль и большую прозрачность складских запасов, что обеспечивает не только простоту инвентаризации и сокращение потребного количества персонала и техники, но и сокращение краж. Также использование RFID-меток позволит избежать таких частных проблем инвентаризации, как ошибки в документации, остановка или спад рабочих процессов и потеря прибыли из-за простоев производства, ведь передача необходимых данных происходит дистанционно, проверка наличия производится быстро и точно прямо во время работы предприятия: за секунду возможно считывание до 100 меток. Ручной мобильный RFID-считыватель собирает и отображает подробные данные про материальные ценности, которые находятся в радиусе его действия, при этом дальность считывания достигает 10 метров, а незначительные преграды не влияют на эффективность радиосигнала. [7] Функция поиска помогает определить место нахождения отдельного объекта по принципу «тепло-холодно». [4] RFID-ворота на входе в складское помещение фиксируют все новые поступления и перемещения, а стационарные считыватели с мощными антеннами покрывают радиосигналом рабочую площадь, что позволяет непрерывно контролировать наличие на складе той или иной продукции. Все данные с RFID-системы мгновенно передаются и объединяются в общей системе учета. Если ученым из Дортмунда все-таки удастся соединить технологию дронов с RFID, время, затрачиваемое на складах для проведения инвентаризации, сократится в 2–2,5 раза. RFID в сочетании с высокой маневренностью дронов также позволит оптимизировать размеры складских площадей за счет увеличения возможной высоты складирования товаров. [11]
В связи с сокращением доли свободных складских помещений в США и Великобритании, популярность в этих странах набирает идея схемы складов «по требованию». Целью данного проекта является возможность компаний использовать более гибкий подход к хранению своей продукции на складе. [9] Сезонные пики и спады, сбои в цепочке поставок, потребительский спрос на быструю и недорогую доставку — эти проблемы заставляют одни организации изо всех сил пытаться найти дополнительные складские площади, других — решать, стоит ли тратить огромные средства и значительное количество времени на строительство складов или же заключать долгосрочные договоры аренды, а третьих — искать способы заполнить пустое пространство их складских помещений. Все это довольно утомительно, требует большого количества времени, а решения часто дороги или непрактичны. Решение этой проблемы — платформа «FLEXE» — своеобразный «рынок складских помещений», инновационная система поиска вакантных складских мест. «FLEXE» — это простой способ для грузоотправителей найти складские площади или услуги, которые им необходимы, а для операторов складов — возможность монетизации дополнительного пространства. [10] Регистрируясь на сайте «FLEXE», пользователь, заинтересованный в аренде складского помещения, видит размещенные операторами предложения вакантных мест: это может быть склад целиком или его часть. Модель получения доходов платформы основана на получении комиссионных вознаграждений. Сервис «FLEXE» пока представлен только в Северной Америке, но, распространившись в будущем по земному шару, вполне способен изменить будущее логистической индустрии в сторону большей гибкости в предоставлении складских услуг.
Главная роль в логистическом секторе в настоящий момент отведена автоматизации, которая способна привести к значительному росту эффективности цепочек поставок. В повышении уровня автоматизации складов ключевым фактором можно считать использование роботов, поскольку их внедрение позволяет значительно повысить производительность без необходимости перестраивать предприятие и модернизировать оборудование. Роботы могут быть задействованы для ускорения рутинных операций на складе, таких как, к примеру, поиск товара, в то время как освободившиеся технически грамотные сотрудники могут быть задействованы в решении более сложных задач. [9] Компания «Amazon» на своих складах уже изменила схему «человек идет за товаром» на «товар идет к человеку», внедрив в работу порядка 200 тысяч роботов компаний «Swisslog» и «Grenzebach». Каждый робот, работая на своем участке склада, берет нужный товар и затем либо перемещает к сотруднику, занимающемуся дальнейшей сборкой, либо непосредственно к автомобилю, на котором будет осуществляться доставка. Внедрение роботов в работу компании помогло снять с сотрудников такие задачи, как ходьба по огромным складам и долгий утомительный поиск нужных товаров. «Amazon» также использует большие роботизированные манипуляторы для перемещения поддонов с товаром. Складские роботы перемещаются по комплексу, ориентируясь по QR-кодам на полу. [1] Роботы оснащены датчиками предотвращения столкновений, также они умеют самостоятельно заряжаться. Другим примером внедрения автоматизации на складах являются роботизированные склады компании «Ocado». «Ocado» — это крупнейший онлайн-ретейлер продовольственных продуктов в Великобритании, центр дистрибьюции которого еженедельно обрабатывает 65 тысяч заказов. Это стало возможным благодаря роботам, передвигающимся по рельсам над ячейками с товаром вдоль специальной разметки в виде сетки. Их передвижение регулирует система контроля трафика на основе 4G, которая позволяет избежать столкновения. Роботы способны развивать скорость до 4-х метров в секунду, зарядка аккумуляторов при этом происходит автоматически в специальных отсеках. Роботы привозят ящики с продуктами к сортирующим станциям, где затем робот или человек занимается формированием заказа. Позже пустые ячейки роботы заполняют новыми продуктами. Роботизация коснулась и работы складов крупной логистической компании «DHL». «DHL» использует роботов, способных самостоятельно передвигаться, находить нужные товары и доставлять их сотрудникам склада. Одной из особенностей автоматизированного склада «DHL» является использование автоматических селекторов заказа и других роботизированных манипуляторов, которые работают вместе с людьми для сбора посылок. Роботы берут на себя большую часть физической работы, а затем автоматически сбрасывают заказы, когда они полностью укомплектованы. «DHL» также использует автоматические паллетоукладчики, которые способны штабелировать ящики прямо на деревянный поддон, автоматические системы хранения и извлечения товаров. Автоматизированные решения «DHL» оснащены камерами высокого разрешения и датчиками давления с возможностью самообучения. Это позволяет им работать в тесном контакте с людьми.
Еще одна инновация, которой активно пользуются международные логистические компании — «умные» очки, такие как Google Glass. Надев очки, сотрудник склада работает, выполняя указания системы, которая умело оптимизирует его время работы, а также осуществляет контроль за точностью выполнения складских операций. При выполнении той или иной работы очки дают голосовые команды работнику, также существует возможность введения необходимых количественных показателей. [4] Заказы, необходимые собрать, по очереди отображаются на очках, поэтому их практически невозможно перепутать или забыть. «Умные» очки оснащены камерой, которая с помощью фото- и видеосъемки фиксирует все выявленные в процессе выполнения работы отклонения, позволяя в дальнейшем скорректировать их. [3] Очки способны облегчить навигацию, оставляя руки сотрудника склада свободными для любых необходимых манипуляций с товарами, размещенными на полках склада. Результаты эксперемента, проводимого на складе «Active Ants», показали, что использование «умных» очков Google Glass сокращает количество допущенных ошибок на 15 % и при этом увеличивает скорость отбора продукции для дальнейшей сборки на 19 %. [2]
В распределительных центрах в настоящее время активно внедряются голосовые системы управления pick-by-voice. Цель данной технологии заключается в том, чтобы освободить руки и глаза сотрудников склада. Ручные терминалы заменяет гарнитура с наушниками, способная распознавать речь оператора. Раньше сотрудник на экране ручного терминала видел текст с указаниями дальнейших действий, а теперь, вместо этого, он получает голосовые команды с пошаговыми указаниями к выполнению того или иного задания: где взять товар, в каком количестве, куда отнести и так далее. [10] Также оператор склада может отвечать голосовому помощнику вслух, давать указания. Преимущества технологии pick-by-voice заключаются в том, что за счет того, что сотруднику не нужно отвлекаться на чтение информации, а его руки полностью свободны, концентрация внимания на выполнении задачи и ориентация в сложном устройстве складского помещения при большом количестве движущихся вокруг объектов, а следовательно, и безопасность работы, значительно увеличиваются. Технология pick-by-voice незаменима на складах-холодильниках, так как благодаря ее применению сотрудники могут продолжать работая, не снимая перчаток, даже в условиях отрицательной температуры. В России голосовыми системами управления пользуются X5 Retail Group и сеть магазинов «Магнит». Примерно 50 % штата распределительных центров этих компаний уже переведено на голосовое управление. Интересно то, что система pick-by-voice производства компании «АйВойс» работает таким образом, что, во-первых, попросит повторить, если не распознала сказанное, а во-вторых, если у сотрудника склада имеется дефект речи или даже акцент, технология подстраивается под модель голоса этого человека, чтобы в будущем распознавать его речь с первого раза и без ошибок. Технология pick-by-voice интегрирована с системой WMS, которая и выдает соответствующие указания голосовому терминалу. В интерфейсовой системе отображается время, когда были отработаны задания, что позволяет оценивать производительность персонала, эффективность загруженности ресурса и своевременность выполнения задач сотрудниками. [2]
Экзоскелеты, роботы-помощники, внешние скелеты — это еще одно изобретение, облегчающее человеку нелегкую работу на складе. Экзоскелеты представляют собой электромеханические поддерживающие устройства, надевающиеся на тело оператора склада с целью увеличения мышечной силы человека и расширения его физических возможностей, то есть экзоскелеты позволяют сотрудникам склада делать больше, а уставать при этом меньше. Также экзоскелеты повышают безопасность труда на предприятии и ускоряют логистические и производственные процессы. [3] Как правило, на складах экзоскелеты используются при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ, чтобы уменьшить нагрузку на поясницу и мышцы спины оператора склада в момент, когда ему приходится поднимать и перемещать грузы большой массы. Экзоскелеты в работе складских комплексов уже протестировала компания «DB Schenker» — здесь сотрудники, надев на себя внешние скелеты, распределяли по нужным помещениям упаковки товаров весом до 20 кг, а также крупные логистический оператор «Geodis», где экзоскелеты с целью предотвращения травм выдают всем сотрудникам, задействованным в процессе сбора и упаковки тяжелых товаров.
Корпоративный блокчейн для отслеживания грузов также используется в логистике для более быстрого и точного учета всех производимых операций. Блокчейн представляет собой усовершенствованный механизм базы данных, позволяющий организовать открытый обмен информацией в рамках одной бизнес-сети. [4] Глобальной целью блокчейна можно считать снижение затрат на бюрократическую составляющую логистики, то есть на обмен документами, ведь иногда общие расходы на обработку документов могут достигать 50 % от стоимости транспортировки. В классическом сценарии транспортировки товаров участвует около 15 сторон: грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор, 3PL-оператор, перевозчик, таможенные, государственные, страховые службы, банки и т. д., которые при организации доставки вынуждены обменяться более чем 250 бумажными сообщениями. [10] Технология блокчейна способна не только экономить международной торговле до 500 миллиардов долларов в год, снижая бюрократический барьер до минимальных пределов, но и уменьшать количество ошибок в документах, сокращать сроки доставки товаров и даже обнаруживать мошенничество.
Цифровые технологии и их массовое внедрение в складскую и транспортную логистику позволяют повысить эффективность работы цепочек поставок, а в результате изменить технико-экономическую структуру многих экономик по всему миру. В настоящее время производители уделяют все больше внимания инвестициям в инновации, а разработчики с каждым годом представляют все больше новых продуктов в области цифровых технологий. По прогнозам аналитиков, к 2025 году на 50 тысячах складов по всему миру будет установлено более 5 миллионов современной техники для выполнения различных операций, что обеспечит более удобную, точную и безопасную складскую деятельность. Инновационные технологии в складской логистике не способны полностью заменить труд человека, однако они помогут решить множество проблем, минимизируя потери и риски во время производства складской деятельности и обеспечивая соблюдение четкого графика работы склада.
Литература:
- Волгин, В. В. Логистика хранения товаров: практическое пособие / В. В. Волгин. — Москва: Дашков и К, 2020. — 366 с.
- Дыбская, В. В. Логистика складирования: учебник / В. В. Дыбская. — Москва: Инфра-М, 2019. — 559 с.
- Иванов, Г. Г. Складская логистика: учебник / Г. Г. Иванов, Н. С. Киреева. — Москва: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2020. — 192 с.
- Искусственный интеллект в складской логистике. — URL: https://www.ablcompany.ru/news/iskusstvennyy- intellekt-v-skladskoy-logistike-budushchee-ili-nastoyashchee (дата обращения: 23.06.2021).
- Преимущественные EDI информационные стандарты для логистики. — URL: http://managment-study.ru/ preimushhestvennye-edi-informacionnye-standarty-dlya-logistiki.html (дата обращения: 23.06.2021).
- Применение дронов в логистике: проблемы и перспективы. — URL: https://sitmag.ru/article/24444-primenenie- dronov-v-logistike-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 23.06.2021).
- Рынок транспортной логистики: основные тренды, цифровизация проверки состояния груза и использование RFID-технологий. — URL: https://vc.ru/kauri_iot/224263-rynok-transportnoy-logistiki-osnovnye-trendy- cifrovizaciya-proverki-sostoyaniya-gruza-i-ispolzovanie-rfid-tehnologiy (дата обращения: 23.06.2021).
- Тенденции рынка складских роботов. RoboTrends. — URL: http://robotrends.ru/pub/2007/trendy-rynka- skladskih-robotov (дата обращения: 23.06.2021).
- Технологии будущего в складской и транспортной логистике. — URL: https://sitmag.ru/article/24855-tehnologii- budushchego-v-skladskoy-i-transportnoy-logistike (дата обращения: 23.06.2021).
- Технологические тренды в e-commerce и складской логистике. — URL: https://spark.ru/startup/5f27ac1c6f235/ blog/74745/tehnologicheskie-trendi-v-e-commerce-i-skladskoj-logistike (дата обращения: 23.06.2021).
- RFID в логистике. — URL: https://www.rst-invent.ru/reshenija/rfid-v-logistike/ (дата обращения: 23.06.2021).