Статья посвящена гоголевским мотивам в современной русской литературе на примере творчества Булата Ханова. Предметом исследования является роман «Непостоянные величины». Обосновывается идея, что роман является текстом с огромным количеством отсылок к творчеству Н. В. Гоголя и гоголевским мотивам. В данной статье рассматриваются мотивы мертвенности, посмертного существования, путешествия и помешательства.
Ключевые слова: Булат Ханов, Н. В. Гоголь, Непостоянные величины, Мертвые души, гоголевские мотивы, Чичиков, постмодернизм, современная литература, русская классика.
Современная постмодернистская литература неразрывна связана с произведениями классиков XIX века. В статье «Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил» [2] мы рассматривали традиционную модель русского персонажа, маленького человека, в контексте современной действительности и сравнивали с чеховским героем.
Для более полного понимания взаимосвязи классической и постмодернистской литературы необходимо выделить схожесть не только типажей героев, но и авторских мотивов. Роман Б. Ханова «Непостоянные величины» является на данный момент популярным произведением, которое можно смело отнести к категории «интеллектуальной прозы» и обнаружить отсылки к творчеству Н. В. Гоголя. Безусловно, данные отсылки могли использоваться автором целенаправленно, чтобы в контексте современной постмодернистской прозы создать текст с различным уровнем понимания интеллектуальных интерпретаций.
Гоголевские мотивы — сформировавшаяся совокупность различных мотивов, приемы «композиционного оформления чужих мотивов» [1, с. 40], часто повторяющиеся и акцентирующиеся в тексте автором, однако у исследователей они выделяются и трактуются по-разному. Ю. В. Манн отмечает у Гоголя мотивы «мертвенности, автоматизма, омертвения» [4, с. 14], «неодухотворенного движения» [4, с. 30], мотивы вины и преследования, взятые у Гофмана и Шамиссо [4, с. 81], а также любовные и комические мотивы. А. Х. Голденберг выделяет «свадебные мотивы» [3, с. 30], мотивы «посмертного существования» [3, с. 20], песенные мотивы воровства, нищенства [3, с. 38–45] и мотив «земного рая» [3, с. 57]. В. В. Виноградов упоминает о мотиве примирения [1, с. 35], а также «комические и иронические мотивы» [1, с. 56]. Можно выделить помимо этого религиозные/атеистические мотивы и мотивы путешествия и помешательства.
В романе Б. Ханова «Непостоянные величины» гоголевские мотивы приобрели немного новое звучание, но все равно поспособствовали воскрешению насущных тем. Мотивы мертвенности, автоматизма, омертвения и посмертного существования присутствуют в диалогах самих героев и их поведении. Главный герой Роман является в какой-то степени героем скрытным, не совсем живым, подобно Чичикову, преследующему собственную цель, которую он, как и Чичиков, скрывает. Это можно обнаружить благодаря характеристике героя в письмах № 1–7. Тут же можно обнаружить христианские/атеистические гоголевские мотивы, элементы дьявольского в герое.
Письма № 1–7
- По факту буду учить детишек русскому и литературе, а на деле — сеять семена скептицизма и, чем черт не шутит, нигилизма;
- Сложно сказать, как мы с ним сработаемся, потому что задачи у нас противоположные: он призван поддерживать общепринятые устои, моя воля — расшатывать их. В его интересах — сплотить паству, в моих — вывести породу, привитую от конформизма;
- Все, против чего восстаю я, сосредоточено в христианстве, в авраамических религиях вообще. Жесткая иерархия, зиждущаяся на безотчетном послушании и повиновении, мнимое равенство, основанное на навязчивой тяге сводить все к единому знаменателю — Богу, узаконенная несвобода, неоспоримые авторитеты, патриархальные нравы, запугивание грядущей расплатой, вмешательство во все сферы жизни, расправа с инакомыслием, оправдание любых деяний руководящего состава, высокий стиль — все это роднит христианство с тоталитарными системами. По-научному это зовется гетерогенностью. Она проникла на все уровни [5]
Мотив автоматизма и мертвенности раскрывается еще одним персонажем, схожим с гоголевскими героями. Это учитель английского языка, Максим Максимыч, который является коллегой Романа. Автор использует больше отрицательные эпитеты для характеристики героя, например, в главе «Искусство чесать языком» можно увидеть множество примеров:
Максим Максимыч, учитель английского языка
- На следующий день в кабинет заявился Максим Максимыч и в своей фирменной неприветливой манере предложил выпить пива;
- — Угощаю в честь знакомства, — пасмурным тоном произнес он.
- Для того, чтобы не упасть в грязь лицом, нужно стать для калужских своим [5].
Необходимо отметить, что последняя фраза Максима Максимыча, фраза-напутствие, демонстрирует мотив гоголевского неодухотворенного движения, а это свидетельствует о том, что в каждом регионе уже имеются сформировавшиеся сословия со своим мировоззрением и личностными качествами, как помещики в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Также, сопоставляя роман Б. Ханова «Непостоянные величины» с поэмой Н. В. Гоголя «Мёртвые души», можно заметить мотив так называемого гоголевского описания. Соединяя элементы реализма и натуральной школы, Б. Ханов очень точно моделирует пространство и время — вроде бы время современное, XXI век, но погружающее читателя в эпоху Н. В. Гоголя. В этой же главе «Искусство чесать языком» можно увидеть описание трактира. Нельзя не обратить внимание, что автор использует слово ТРАКТИР (устаревшее слово), не бар, не паб и не клуб.
Описание трактира
Трактир «Старый амбар», куда Максим Максимыч привел Романа, производил сносное впечатление. В просторном помещении преобладало дерево. К деревянным столам прилагалось по четыре стула, у отделанной лакированными досками барной стойки выстроились в ряд еще пять стульев, пока пустовавших. Под потолком вдоль стен тянулись деревянные полки со сказочным хламом — закопченными подсвечниками, старинными часами, масляными лампами, допотопными радиоприемниками, пузатыми кувшинами и бутылками. На белом потолке задерживали взгляд намалеванные с подчеркнутой небрежностью, как сажей, лозунги наподобие «Губит людей не пиво, губит людей вода!». На плазменных экранах беззвучно транслировали Бундеслигу. Играла пресная музыка из горячей радиоротации [5].
Анализируя образ Романа и его схожесть с Чичиковым, можно увидеть и гоголевский мотив путешествия, и мотив некоего помешательства. Мотив путешествия проявляется следующим образом: в «Непостоянных величинах» начало очень схоже с «Мертвыми душами», когда Роман отправляется в Казань, приезжает в названный самим рассказчиком город NN, город посёлочного типа. И именно в этом городе Роман, подобно Чичикову, будет сталкиваться с хамством, подхалимством, хитростью, враньем и другими отрицательными явлениями, например, эпизод, в котором попытались обмануть героя с суммой в чеке после выпитого пива: «Ее фальшивая улыбка оповещала, что она намерена соблюдать приличия. — Разное случается, — сказала она, взяв переговоры на себя. — Выпили, увлеклись, не заметили, как сбились со счета. Это нормально, никто вас не винит. — Вы спятили, мои дорогие? По-вашему, я такой забывчивый? — Не грубите, это некрасиво. Заплатите, пожалуйста. — Мой друг прав… — пытался вмешаться Роман, его не слушали. — Да не пил я столько! — Заплатите по чеку» [5].
Мотив помешательства выражен таким образом, что оба автора в своих произведениях показали ад как проявление ментального нездоровья и физического диссонанса реалий. Сама обстановка, что царила в обоих произведениях, подавляла своей мощью героев. Угнетающий гоголевский Петербург безумен и насильственен духовно, город считается первым по числу в нём душевнобольных людей. И Казань с тяжелыми условиями работы в школе. И именно главные герои испытывают это состояние. Б. Ханов в «Непостоянных величинах» завершает свой роман подобно «Запискам сумасшедшего»: Роман пишет письмо, в котором вымещает собственный монолог и размышляет на тему важности истины и лжи в мире. Его также волнуют принципы и людское повиновение, мнимое равенство, основанное на навязчивой тяге сводить всё к единому знаменателю — Богу.
Вывод нашей статьи заключается в следующем. В творчестве обоих авторов прослеживается схожее между собой описание героев и пространства. Каждый герой схож гоголевскому герою, а описание схоже с концепцией натуральной школы. Роман «Непостоянные величины» является текстом с огромным количеством отсылок к произведениям Н. В. Гоголя и гоголевским мотивам.
Литература:
- Виноградов В. В. Гоголь и натуральная школа / В. Виноградов. — Ленинград: Культурно-просветительное трудовое товарищество «Образование», 1925. — 76 с.
- Гаспаров А. А. Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил» / А. А. Гаспаров. Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 57–59.
- Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя: монография / А. Х. Гольденберг. — 4-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
- Манн Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. Манн. — 2-е изд., доп. — М.: Худож. лит., 1988. — 412 с.
- Ханов Б. А. Непостоянные величины / Булат Ханов. — Москва: Эксмо, 2019. — 381 с.