Цель: Обеспечить практическую готовность родителей для повышения эффективности взаимодействия в сфере детско-родительских отношений.
Задачи:
- Развивать у родителей и детей коммуникативные качества;
- Обучить родителей играм и приёмам взаимодействия друг с другом и детьми;
- Выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком;
- Воспитывать умение общаться раскрепощённо и свободно.
Ход мероприятия:
Общение играет очень важную роль в жизни каждого человека. От процесса общения зависит психологическое здоровье человека, его настроение, чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит общение его с другими людьми.
Тоже самое относится и к нашим детям.
Исследования показали, что нарушение эмоциональных контактов ребёнка с родителями имеют негативные последствия, как в соматическом, так и в психологическом и интеллектуальном развитии ребёнка.
Вот небольшой пример, в одном из домов малюток, где были дети- «отказники» провели эксперимент. С 1 группой детей общались, разговаривали, улыбались, нежно прикасались, обнимали. С другой, этого не проделывали. Дети 1-й группы гармонично и быстро развивались, согласно возрасту. А дети 2-й группы, не смотря на хороший уход и питание, стали болеть и даже умирать от эмоционального «голода».
Общение и потребность в любви у детей стоит в том же ряду потребностей, что потребность в еде, сне, движении и отдыхе и т. д.
Сегодня мы попытаемся научиться общаться друг с другом, с нашими детьми, познакомимся с некоторыми играми и упражнениями, попробуем раскрепоститься и научиться понимать друг друга.
В нашей группе будут существовать некоторые правила, которые я вам хочу предложить.
Правила общения в группе:
- Каждый имеет право высказаться и быть услышанным;
- Общение в группе должно быть доверительным и тактичным;
- У нас нет зрителей, работают все.
- Хранить секреты участников группы.
- Называть друг друга по имени.
1 часть тренинга» Работа с родителями»
Начинаем нашу работу со знакомства.
Игра «Давайте познакомимся».
Цель: Познакомиться друг с другом, развитие коммуникативных качеств, ощущение тактильного контакта.
Участник подходит к другому участнику, произносит своё имя, берёт за руку. Вдвоем они подходят к следующему участнику, представляются по очереди и берут его за руку и т. д. В результате все встают в круг.
Игра «Пирамида любви»
Цель: воспитывает уважительное, заботливое отношение к миру и людям, развивает коммуникативные качества, способствует раскрепощению.
Каждый из нас испытывает чувство любви. Любовь бывает разной: к себе, к мужчине, к детям, к родине и т. д. Сейчас мы с вами построим пирамиду любви. Для этого нам надо по очереди подойти в центр круга, протянуть вперёд руку и сказать, что вы любите.
—Вы чувствуйте тепло рук?
—Вам приятно это состояние?
Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида любви. Это потому что мы любим и нас любят.
Игра «В детстве я мечтала…»
Цель: развитие доверительных отношений, способствует погружению членов группы в детское эго-состояние
Участники кидают мяч друг другу и говорят, о чём они мечтали в детстве.
Игра «Войди в круг»
Цель: Развивать умение общаться, договариваться, находить нужный тон общения, развитие коммуникативных умений.
Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они — дети. Один остается за кругом — это взрослый. Его задача — убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.
Вопросы для анализа:
– Что вы испытывали, выполняя это задание?
– Легко ли было войти в круг?
– Почему?
Игровое упражнение «Правила для ребёнка»
Очень часто родители ограничивают своё общение с ребёнком запретами и указаниями. Но, исходя из опыта, мы понимаем, что это куда менее эффективно, чем обсуждение и умение договориться с ребёнком. Конечно, есть много ситуаций, когда взрослый вынужден устанавливать определённые ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие и, их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем превратить запреты в правила. Ваша задача: создать правила для ребёнка, не употребляя слово «не». Например: не спеши во время еды/будем есть не торопясь и т. д.
Примеры:
- Не кричи так громко/ будем разговаривать тихо;
- Не рисуй на стене/рисуй на бумаге;
- Не обижай другого/играй дружно;
- Нельзя переходить улицу на красный цвет/ переходи улицу на зелёный цвет;
- Не разбрасывай игрушки/прибирай игрушки на своё место;
- Не торопись во время еды/ кушай спокойно.
Сложно было выполнить задание? Почему?
Необходимо использовать такие правила в семье. Тогда общение с ребёнком будут дружественным и доверительным, выполнять такие правила ребёнку будет куда приятнее, чем запреты.
2 часть тренинга «Игры с детьми»
Как уже было сказано ранее, многие родители не осознают важности эмоциональной связи со своими детьми. По результатам исследований в каждой второй семье дети испытывают дефицит родительской любви, внимания и ласки. Это является причиной болезней ребёнка, не умением контактировать с другими людьми, не уверенности в себе.
Сейчас мы попробуем проиграть в игры и упражнения с детьми, которые помогут наладить тактильный контакт с ребёнком, научит вас общаться и доставлять друг другу радость от этого общения.
Игра «Дрозд»
Я — дрозд И ты — дрозд. У меня — нос И у тебя — нос. У меня щечки розовые И у тебя щечки розовые. Мы с тобой два друга И мы любим друг друга. |
Показываем ладошкой на себя Показываем ладошкой на партнера, дотрагиваясь до него Дотрагиваемся до своего носа Дотрагиваемся (показываем) до носа партнера Показываем на свои щечки Дотрагиваемся (показываем) до щечек партнера Пожимаем друг другу правые руки (здороваемся) Обнимаемся (взрослый нежно прижимает к себе ребенка) |
Игра «Ладошки»
А сейчас мы поиграем с нашими ладошками. Сядьте удобно напротив друг друга так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По моей команде пусть ваши руки сначала:
- Найдут друг друга;
- Познакомятся;
- Подружатся;
- Потанцуют;
- Подерутся;
- Помирятся;
- Попрощаются.
Игра «Сороконожка»
Выбирается голова, остальные участники приседают на корточки, берут друг друга за плечи, следуя за головой. Стараются перемещаться всем телом, обходя препятствия, заваливаясь на бок, закручиваясь в кольцо.
Игра «Кошка» (делают друг другу)
Взрослый берет руку малыша, повернутую ладошкой кверху, и говорит:
Покажи ладошку |
Поглаживая его ладонь произносит слова: |
Расскажу про кошку. |
Сжимает детскую ручку в кулачок: |
Вот, кулак. |
Разжимает кулачок малыша: |
А, вот, ладошка. |
Ставит свои пять пальцев, слегка собранных вместе, ему на ладонь, эмитируя этим садящуюся на ладонь кошку: |
На ладошку села кошка. |
И медленно перешагивая пальцами, как бы крадучись, потихоньку взбираемся от кончика кисти вверх по руке, произнося слова: |
И крадется понемножку. |
Добравшись до подмышки ребенка, резко «впрыгивает» туда и весело говорит |
Видно, мышка там сидит! |
Малыш хохочет и сразу же требует повторения |
Массажи:
Белка хвостиком метёт, Белка хвостиком метёт. |
лёгкими движениями пальцев гладим спинку |
Рыбка по морю плывёт |
ребром ладони проводим вдоль позвоночника |
Как по небу облака, Мы погладили бока |
слегка проводим ладонями обеих рук по бокам |
Как летят снежинки Так мы гладим спинку. |
едва касаясь рукой, гладим спинку |
Итог
На мой взгляд мы провели сегодня замечательный вечер. Затронули много тем, кое-чему научились. Давайте подведём итог. Закончите, пожалуйста, мою фразу:
– «Из сегодняшнего разговора я поняла…
– «Мне не понравилось…
– «Хотелось бы продолжить разговор на тему…
А сейчас я предлагаю всем участникам взять пиктограмму с таким выражением лица, которое соответствует вашему внутреннему состоянию на сегодняшний момент и прикрепить его на доску.
Или вручение брошюр с играми на общение родителей.