Особенности гендерной идентичности учащейся молодежи (на примере педагогического института СВФУ им.М.К.Аммосова) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Окошкина, Р. Н. Особенности гендерной идентичности учащейся молодежи (на примере педагогического института СВФУ им.М.К.Аммосова) / Р. Н. Окошкина, А. В. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 277-278. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5164/ (дата обращения: 17.10.2024).

Наше исследование посвящено изучению гендерной идентичности современных студентов. При изучении гендерной идентичности мы разработали опросник, включающую в себя 10 вопросов, которые выявляют особенности гендерной идентификации современных студентов.

Гендерная идентичность – это базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет [1].

Гендерная идентификация продолжается всю жизнь. На ее становление влияют различные факторы, такие как семья, сверстники, а в последнее время как никогда велико влияние СМИ и интернет-сети.

Исследование проводилось на базе педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова. Респондентами стали студенты в возрасте от 17 до 21 года, с первого по третий курсы. Общее количество испытуемых составило 58 человек. Из них юношей – 15, а девушек – 43.

В исследовании мы поставили следующие цели:

  • проверить самопринятие собственной половой принадлежности;

  • выявление установок молодежи на современные тенденции феминизации юношей и маскулинизации девушек.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что у современной молодежи наблюдается тенденция к феминизации современных юношей и маскулинизации девушек.

Первый вопрос показывал удовлетворенность респондентов своим полом. Как показало анкетирование 93% респондентов в целом довольны своим полом. 5% испытуемых указали на то, что если бы у них была возможность поменять свой пол, то они сделали бы это. Это показывает то, что процесс гендерной идентификации не всегда проходит успешно. В этом случае человек не доволен своей половой принадлежностью и предполагает возможность изменения своего пола.

Как показал гендерный анализ, желание изменить свой пол свойственно девушкам, а у юношей такое желание полностью отсутствует. Данный факт скорее связан с тем, что в нашем обществе мужская часть населения имеет более высокий статус, чем женская часть населения.

В результате исследования, выяснилось, что испытуемые часто упоминают следующие качества, присущие им как представителю определенного пола:

1. Девушки. Самыми распространенными ответами стали: доброта (65%), отзывчивость (58%), женственность (33%), скромность (25%), есть также негативные качества, которые указали респонденты – капризность (51%), нервозность (20%), обидчивость (25%). Но это подтверждает то, что девушки не лишены здоровой самокритики. Все эти качества ориентированы на заботливое отношение к людям, столь необходимые для заботы будущего ребенка.

2. Юноши. Гордость (60%), смелость (26%), твердость характера (47%), сила воли (26%), заботливость (13%), храбрость (66%), мужество (82%), принципиальность (35%). Указанные качества в основном направлены на борьбу, завоевание, отстаивание своей позиции, столь присущее их гендерной роли в обществе. А те качества, которые направлены на заботу о людях у юношей представлены в минимальном количестве.

Отношения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией у большинства испытуемых отрицательно (64%), а безразличие высказали 34% респондентов. При этом студенты первого курса оказались более консервативны и отрицательно настроены, чем старшие курсы. Например, у старших курсов безразличие проявили 40% респондентов, в то время как у первых курсов такой показатель составляет только 27%. Данное обстоятельство скорее связано с тем, что старшие курсы постепенно приобретают психологические качества толерантности и терпимости, избавляясь от подросткового максимализма.

У 28% испытуемых обнаружилось безразличное отношение к повышению уровня агрессивности у современных девушек. Вероятно, это связано с пропагандой через средства массовой коммуникации западной культуры агрессивного поведения девушек. Здесь мы замечаем противоречие между теми качествами, которые указывают девушки как присущие их полу с агрессивностью.

Большинство девушек (76%) указали на то, что они плохо относятся к женоподобным юношам с женскими чертами. При этом выяснилось, что по большей части им не нравится стиль одежды и манера поведения.

В плане формирования собственных гендерных качеств 67,4% девушек указали на то, что на формирование у них женских качеств повлияла мама, а у 80% юношей на становление мужских гендерных качеств оказали влияние их отцы. Это говорит о том, что процесс гендерной идентификации ребенка происходит с родителем своего пола.

Большинство испытуемых (57%) проявляют негативное отношение к девушкам, которые одеваются по-мужски. А 40% испытуемых проявили безразличие. Этот факт скорее соответствует современным тенденциям маскулинизации в одежде и поведении современных девушек, а также постепенное снижение ролевых моделей поведения. Современные женщины постепенно осваивают мужские профессии, выходя за рамки традиционного гендерного поведения, предпочитая одежду, традиционно свойственную для мужчин.

Исследования показали, что современным юношам не нравятся следующие качества присущие современным девушкам: грубость (54%), агрессивность (33%), а также вредные привычки – курение, употребление спиртных напитков (85%).

Девушкам же не нравятся в современных юношах такие качества, как агрессивность (70%), хвастливость (58%), вредные привычки (77%), сквернословие (51%), наглость (40%). Были и такие ответы как плаксивость (15%), стиль одежды (32%), жалобщик (15%), слишком женственные (27%).

Таким образом, исследования показали, что на гендерную идентификацию современной молодежи в основном влияют родители своего пола. Большинство указанных ими качеств, присущих своему полу соответствует традиционному пониманию гендерного поведения, но все же наблюдается тенденция повышения агрессивности у современных девушек и феминизация юношей.

Для оптимизации гендерного воспитания в современных условиях необходимо на наш взгляд предпринять следующие шаги:

  • ограничить в средствах массовой информации западную культуру агрессивного поведения;

  • пропагандировать традиционные гендерные ценности в воспитании современных детей;

  • вести целенаправленную работу по укреплению современного института семьи, где на процесс воспитания детей участвуют оба родителя;

  • с малых лет родителям необходимо придерживаться традиционных взглядов на воспитание детей (одежда, манера поведения, игрушки, участие в домашнем хозяйстве и т.д.);


Литература:

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб.пособие. – СПб.:Питер, 2005. – 431с.

  2. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и Практика. – Спб.: Алетейя, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): гендерная идентификация, девушка, качество, гендерная идентичность, пол, юноша, большинство испытуемых, западная культура, манер поведения, современная молодежь.


Похожие статьи

Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов в Педагогическом институте Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова

Социализация студентов и система управления образовательным процессом в филиале вуза (на примере Арсеньевского городского округа)

Влияние СМИ на формирование морально-ценностной идентификации студентов-спортсменов (на примере КГУФКСТ)

Педагогические профессиональные установки к детям (на примере изучения иерархии ценностей педагогов ДОУ)

Гражданское общество в восприятии различных поколений россиян (анализ результатов социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области)

Личностная направленность процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика»

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Похожие статьи

Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов в Педагогическом институте Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова

Социализация студентов и система управления образовательным процессом в филиале вуза (на примере Арсеньевского городского округа)

Влияние СМИ на формирование морально-ценностной идентификации студентов-спортсменов (на примере КГУФКСТ)

Педагогические профессиональные установки к детям (на примере изучения иерархии ценностей педагогов ДОУ)

Гражданское общество в восприятии различных поколений россиян (анализ результатов социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области)

Личностная направленность процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика»

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования

Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Задать вопрос